Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Про тренеров
ludmilapsyholog
Начну с того, что не устраивает в нынешнем положении дел.
Сейчас развитие профессиональноо обучения в сфере семейного устройства очень тормозится двумя стереотипами.

Прежде всего  это "фестивальность", упор на редкие яркие  события. Вершина периодичности -- это ежегодная региональная конференция длиной в два-три дня. Обычно и этой периодичности нет. На эти дни всех собирают и стараются максимально "окормить" методически и всяко. Зазывают столичных "гуру", которые проводят по мастерклассу длиной в несколько часов. Потом выслушивают трогательные благодарности участников и возвращаются восвояси.
Оно бывает ярко и интересно, разнообразит жизнь специалистов, но толку, я подозреваю, дает немного.
Во-первых, участники бывают очень разного уровня знакомства с темой, большинство -- совсем новеньких, а значит, все неминуемо скатывается к ликбезу. И оно бы ничего, кабы за ликбезом шел следующий этап, но следующего этапа либо нет вообще, либо он через год, с новыми участниками, и новыми "гуру", так что возникает ощущение стакана воды, вылитого в Сахару.  Сами же участники, сбитые с толку и/или воодушевленные заезжим гастролером, попереживают свои инсайты, да и вернутся в старую колею -- а куда деваться, это у них там, в столицах, все, наверно так, а у нас тут...



Мастер-классы и вообще все краткие разовые жанры хороши в двух случаях.
Первый -- презентация сферы, направления работы, метода. Чтобы все, кому на душу ляжет и вдохновит, могли потом пойти им овладевать как следует. Такая презентация должна заканчиваться "паролями и явками" и подразумевать саму возможность это самого "овладения как следует".
Второй -- когда уже есть достаточно много работающих специалистов, и у них возникает запрос на углубленную, или новую, авторскую подачу конкретной темы или методики, технологии. Тогда они приходят с ясным запросом, понимая, чему хотят научиться, зачем и как это будут применять в работе.  Тоже хорошо.

Мероприятия же "фестивального" типа нужны совсем для другого: для горизонтальных связей, для обмена опытом, для дискуссий по острым вопросам, для создания профессиональной среды. Считать, что в их ходе можно кого-то чему-то научить, наивно. Хорошее мероприятие - это то, на котором "гуру"  может сесть в общий круг и слушать с открытым ртом наработки своих, может быть, не широко известных, но работющих каждый день в данном месте, в данных условиях и много чего накреатививших коллег.

Конечно, "фестивальная" модель проще, она понятнее советскому типу мышления чиновников (официальная часть, столичные гости, банкет, памятные сувениры весом в пять кило, репортаж в местной прессе), на нее легче найти деньги, чем на систематическое качественное обучение (хотя денег на второе нужно меньше). Но эфективность очень низкая, и если в начале своей деятельности в качестве независимого специалиста я искреннне старалась везде успеть и расстраивалась, что это невозможно, быстро стало понятно, что хоть клонируй меня, толку в конечном итоге будет мало.

Второй сильно мешающий стереотип -- это собственно "гурность". Когда в сфере, обслуживающей сотни тысяч семей, есть всего с десяток всем известных имен, это ненормально. Каждый раз у меня повторяется один и тот же разговор с предствителем региона, куда меня приглашают провести чего-нибудь двух-дневное, а то и трехчасовое "для наших приемных родителей": "Давайте уже пробовать по-другому, давайте я лучше поработаю с вашими специалистами, чтобы они могли сами потом проводить у вас столько занятий, сколько нужно людям, что толку от разового семинара", но в ответ слышу: "Нет, мы хотим Вас, у нас все хотят Вас". 
Слушайте, я, конечно, довольно хороший тренер, и в сфере давно работаю, но это тупиковый путь. Тренер -- это же не артист. Я понимаю, что если вы хотите послушать выступление, не знаю, Земфиры, вас не устроит вместо нее Бабкина и наоборот, хотя вроде обе поют. Но тренер - он не звезда, он прежде всего профессионал, он умеет работать с группой, владеет материалом, имеет определеннную систему ценостей. ЭТО важно. Его личность и стиль может нравиться меньше или больше, результат все равно будет.
Каждый раз, приезжая в регион и общаясь со специалистами, я вижу потенциально очень хороших тренеров: знающих, чутких, харизматичных (иногда, кстати, они вовсе не тренеры,  а соцпедагоги или просто приемные родители). Им может не хватать опыта, каких-то знаний, приемов, часто просто поддержки, чтобы решиться делать по-своему, очень часто -- ситстемного видения проблем и своего места в общей работе, осознания собственных целей и приоритетов. Но это и есть то, что прорабатывается в процессе обучения у более опытных коллег, чтобы потом иметь свободу делать свое, уникальное. Они есть везде -- классные, очень ресурсные, вот же куда надо вкладывать, а главное -- они же будут рядом, смогут работать и помогать семьям каждый день. Поле-то непаханное, те знания, которые есть у нас, нужны всем -- учителям, воспитателям учреждений, родственым опекунам. Поддержка и помощь тоже нужны всем. Нужны сотни, если не тысячи по-настоящему хороших специалистов, и они должны быть в доступе.

Словом, одна из задач, которую хотелось решить, создавая Институт -- преодлеть "гурность" и "фестивальность", хотя бы отчасти.
И мы будем в эту сторону двигаться, предлагая не очень пока известных, но очень хороших тренеров, находя и готовя новых.

Откуда может взяться хороший тренер для нашей сферы? Какова "дорожная карта"?
Основных варианта два.
Это может быть человек, имеющий подготовку тренера и/или группового терапевта, но не знакомый с тематикой семейного устройства,  и тогда его задача -- ее освоить и набраться опыта в работе с семьями. Например, в Москве стали вести ШПР психологи, никогда прежде не работавшие с приемностью, но работающие с другими семьями и детьми и умеющие вести группы. Через год-два опыт нарос и качество подготовки стало заметно лучше.

Или это может быть человек, наоборот, давно работающий в сфере, специалист или опытный приемный родитель, но никогда не проводивший групп. Например, в Англии тренинги подготовки ведут почти сплошь опытные фостерные воспитатели (психологи там -- очень дорогое удовольствие) и тоже хорошо получается.

И так, и так, хорошо и можно. Главное -- осознавать, с чего стартуешь и куда идешь.
Учитывая, что  подготовка тренеров всегда проходит в виде работы группы, в которой непременно окажутся люди, идущие как по первому, так и по второму варианту, они могут друг друга обогащать в процессе, создавая для всей группы стереоскопическое видение.

Когда обе составляющих: знакомство со сферой и опыт ведения групп -- есть, начинается самое важное -- синтез, осознание своей роли и системы ценностей. Что именно ты хочешь трнаслировать людям и зачем, какова твоя отвественность, твои ограничения, и вообще, "нафига все это". Без этого работать с людьми невозможно, более того -- предосудительно. Эта работа у каждого отвественного хелпера только начинается в процессе обучения и подолжается всю профессиональную жизнь.

Разобрались в первом приближении с целями и ценностями -- остается самое простое -- овладение конкретными программами и методиками. Например, проведения ШПР по программе, утвержденой Министерством. Или проведение групп поддержки приемных родителей. Или тренингов для педагогов школ.  (Да, это самое простое и самое последнее, хотя новичкам часто кажется, что начинать надо  стого, чтобы "узнать побольше разных упражнений". И они строчат в блокнотах, не успевая думать и чувствовать, а потом удивляются, почему группа "не идет" , хотя они упражнения провели )

И -- идти работать!
На самом деле работать обычно приходится уже в процессе обучения, это непросто, но имеет свои плюсы.
После -- доучиваться, общаться с коллегами, получать супервизии, осмыслять опыт  -- в нашем деле учиться надо постоянно.

Мы задумывали свой ИРСУ не как громоздкое "учебное заведение" со штатным расписанием, должностями и пр., а как гибкую, мобильную систему, пул специалистов, объединенных уровнем профессионализма и общей системой ценностей. Неважно, может, человек имеет возможность только один раз в год что-то где-то провести, но если в этом мы совпадаем -- мы будем рады видеть его среди наших тренеров и будем его предлагать и продвигать по возможности.
Давайте знакомиться, планировать сотрудничество.
Писать лучше не в сообщения ЖЖ, где потом ничего не найдешь, а на почту Институа  irsu-all@yandex.ru

Меня совершенно не волнуют вопросы конкуренции, "захвата рынка" и всякое такое. Будет хороших тренеров в избытке и наши услуги станут не нужны -- прекрасно. Сформируется наконец государственная система качественной переподготовки кадров для нашей сферы -- чудесно. Есть много чем заняться другим интересным. Пока же будем делать, что сможем.


Метки:

  • 1
кстати, из разряда мечты - во многих странах есть тренинги для родителей, которые на контроле у служб или у которых изъяли ребенка. Тренинг - условие возврата ребенка, тема довольно конфликтная, уже по факту совмещения двух задач - активизации и контроля, и тем не менее, такая практика есть. Тенинги ведутся и по факту необходимости разобраться с ситуацией и помочь родителю. Основной контингент - молодые родители, родители с трудностями управления поведением ребенка. Так что вот можно и в эту сторону думать

Да не такая уж мечта, у меня таких немало было на общих группах, правда, у которых не изъяли, а собирались только, ставили условием как раз прохождение тренинга. Где-то ребенка отлупили, где-то он сбежал, всякое такое. И приемные, родственные опекуны, и родные были. Везде рассосалось. Оно очень даже работает.

т.е. это сейчас стабильная практика - делать условием реинтеграции прохождение обучения на тренинге? И есть опыт программ, которые бы были направлены на совладание с зависимостями психологическими и развитием навыков совладающего поведения? или это на уровне личной инициативы и договоренности? просто я рецензировала сейчас статью, которая сопоставляла разные программы обучающие для родителей в ситуации ограниченности их прав - с точки зрения дилеммы контроля и активизации. как я поняла, для многих стран это устойчивая практика - принудительного тренинга, к которой можно по разному относиться, но в любом случае которая становится альтетнативой повсеместному изъятию или позднему вмешательству.

Да какая там стабильная... Личная инициатива отдельных продвинутых специалистов опек Москвы и МО, обычно с подачи приемнородительского местного сообщества. Иногда сами семьи в ситуации угрозы отобрания ребенка начинают искать помощи и так договариваются.
А практика нормальная, я не знаю, как к зависимостями, но с бьющими-орущими очень хорошо работает. Хотя во всех моих случаях это не было прям совсем принудительно. Люди сами хотели как-то выбраться из ситуации, поиимали. что не справляются. То есть не было такого "чего вы придираетесь, хочу и луплю".
Но адо сказать, что обычно не единственным действием был тренинг. Еще какая-то поддержка нужна. Где-то были еще консультации, где-то поддерживали знакомые приемные родители, НКО шные юристы.
Помню, как в одном случае явно не хватало еще помощи: бабушка-опекун, девочка 14 лет, с отставанием, в голове ей максимум 8-9, а снаружи --спелый персик, и пойдет с любым... У бабушки уже два инфаркта на тот момент, после поисков за гаражами. И чем тут поможешь тренингом...

да, комплексное сопровождение, сама делала с двумя семьями - несколько лет, и могу сказать, что это, с одной стороноы, затратно по силам. с другой стороны, не должно быть при опеке ну никак. Иначе визитирование смысл потеряет...

Почему потеряют? Поддерживают одни люди, а контролируют другие. Я работала под соцзащитой, так у нас отдельное учреждение было, совсем отдельное. Когда тем, кто ходит по квартирам, были нужны психологи - они нас запросом вызывали. И своим подопечным нас рекомендовали. А так все отдельно. Но, правда, по словам нашего директора, мы такие были одни.

мне думается, что службы визитирования и поддержки очень балансируют между формальным и неформальным контактом, от психолога временами больше толку, если он с детьми обед готовит и разговаривает, уроки учит и работает не только не дериктивно, но условно говоря - достарвивает недостающие функции. Это мой опыт, наверное, бывает по другому. И при таком раскладе - невозможно контролировать, я даже не решалась делать обычные диагностические процедуры, и если было надо - просила коллег

Сами опеки порядочные от этого горят как факелы. Невозможно сочетать контроль и помощь в одном лице.

горят, еще как, бывает и директора интернатов горят...

Угу, и еще сами удивляются -- чего это нам так хреново? Я им всегда говорю: представьте, что вот пограничник, который у вас проверяет паспорт и визу и решает, может ли он вас пустить в страну -- ему же вменили в обязанность, если не пустил, вас утешать, вытирать вам слезы и разруливать последствия того, что вы теперь не попадете на рождественский ужин к престарелой тете. На сколько бы его хватило? Они ржут. Потом грустнеют...

все всегда всё валят на тренеров

А как же, должны же быть виноватые)

"Более того, насколько я знаю историю становления системы семейного устройства даже в куда более здоровых государствах, это никогда, за редкими исключениями, не делалось сверху. Ситстема менялась, прогибаясь под требованиями профессионального сообщества, поддерживемого обществом в целом."

Российская система отчаянно изворачивается под натиском критики, это так, стремясь при этом ничего не менять по сути. Приоритеты как неприступные бастионы остаются прежними, хотя, кое-какие уступки делаются, людей на местах (работников опеки, д/домов) заставляют работать лучше, пытаются повысить их ответственность, усиливая и ужесточая контроль...
Если честно, пока даже в первом приближении не складывается представление, что и как можно было бы попытаться изменить к лучшему...
Жду новых постов с тегом ИРСУ... Дмитрий.

да, вообще с психологической грамотностью в эксСССР не фонтан.
Вроде уже и книг есть много, и сеть. А народ часто не может отделить зёрна от плевел.

Спасибо, интересно! Особенно идеи про гурность и фестивальность, которые можно приметь в разных областях...
У вас ошибка в слове ситстемного

Людмила, можно я Ваши посты про ИРСУ скину на почту нашего центра "Семья"?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account