Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Пра абразование игейн.
ludmilapsyholog
Навеяно вот этим прекрасным
Оригинал взят у natabelu в ВРЕМЕННЫЙ ПОСТ. РЕЖИМ НА РОЛЛЫ

Сходите по ссылке обязательно, это, что называется, в самую печень.

Что хочу сказать, прочитав сотни комментов и десятки бурных споров под прошлыми постами. Мне кажется, они во многом потому бурные, что в них смешаны пласты "хорошо бы" и "что реально есть сейчас".
Образование наше  в кризисе, это отрицать невозможно. Показатели наших школьников и студентов на независимых международных тестированиях неуклонно падают год от года. Больше половины обращений отчаявшихся родителей -- про школу, про то, как детям и семьям от нее плохо. Имея множество друзей-учителей и проводя регулярно семинары для учителей, могу сказать, что им не  лучше. Они чувствуют себя загнанными в угол и многие собираются из школы уходить. Кризис налицо, надо бы что-то делать. Какие есть варианты?

Вариант первый.  Государство осознает, что в будущем его будут кормить люди и их компетенции, а не углеводороды. И начинает заниматься образованием. В разы увеличивается бюджет. Модернизируются педвузы. Учителям платят высокую зарплату и принимают на работу по конкурсу. Их холят и лелеют, обучают и переобучают, освобождают от лишних бумаг, вводят субботний год. Но профнепригодных безжалостно увольняют, никаких "ей осталось два года до пенсии" -- не за счет детей. Хорошие директора школ, которые уже доказали свою способность создавать, растить и развивать сильные педколлективы ищутся хэдхантерами, им делают предложения, от которых невозможно отказаться, а потом сдувают пылинки а не доводят до инфаркта. Школы превращают в современные прекрасныо оборудованные образовательные центры, с бассейнами, стадионами, библиотеками, мастерскими, теплицами, живыми уголками, с игровыми для подвижных детей и местами уединения для детей-интровертов, с современными и чистыми туалетами и душевыми, с уютными школьными кафе, с облиием кружков и секций -- словом, со всем возможным, чтобы дети комфортно, полезно и нескучно могли ошиваться в школе хоть с утра до ночи. Для детей с особыми потребностями чтобы все предусмотрено: для ботанов -- спецкурсы по матанализу и раннему Возрождению, для гиперактивных -- тьюторы, комнаты разгрузки, для опорно-двигательных -- лифты и подъемники и т.д. и т. п. Да, и со школьными автобусами, которые бы забирали у дома и отвозили к дому. Причем таких школ чтобы не пара десятков в столицах, а прям по всей стране, в любой тьмутаракани -- где автобус не проедет -- пусть будт школьные вездеходы. Или пусть будет общежитие для ночевки, если совсем далеко возить.

И тогда через десять лет упорной систематической работы и больших вложений начнет скаладываться сильная, перспективная система образования для всех. Конечно, будут проблемы, и протесты, и уволят кого-то зря, и наберут сначала не тех, и кучу денег потратят не на то. Это же государственнический, социалистический, вариант, а значит, будут стандарты, единые требования, универсальные программы -- со всеми вытекающими минусами. Но в общем и целом будет неплохо: приличный уровень для всех.
Фантастичечский вариант? Я ж не спорю. Не потому, что нет денег, я вас умоляю. Потому, что такое государство.
ОК, тогда есть другое предложение.

Вариант второй.
Государство говорит: слушайте, сейчас не  до вас и ваших детей. Отвалите. Нате вам минимум, вот по 200 тыс в год на детское рыло, и делайте что хотите. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, а я, государство, руки умываю. Хотите -- учите в школах каких есть, хотите свои делайте, хотите -- дома занимайтесь, мало школе денег -- ну, пусть как хочет зарабатывает, если есть чем. Нам от вас ничего не надо, но и вы от нас выше минимума не требуйте. Образовательный ваучер вам в зубы и сами трепыхайтесь. Праволиберальный такой вариант. Частично имевший место в 90-е.
Что будет? Будет разное. Где-то директор отдаст первый этаж школы под бордель. Какие-то пьющие родители махнут рукой и не поведут в школу детей вообще. Дети будут наглеть на уроках и пить пиво прямо на первой парте. Учителя массово уходить из государственных школ. Но.
При этом другой директор даст карт-бланш интересныму педагогам, подберет команду и к нему будут ломиться люди со всего города, предлагая доплатить напрямую  хорошему учителю (а государство умыло руки - ему все равно, хоть сметаной и яйцами приносите). Другие родители объединятся, скинутся и создадут свою небольшую частную школу на дому (а государству все равно, оно с проверкой не придет и всех не разгонит). Причем школа эта будет не особо дорогой -- ведь государство с нее налоги не дерет, всяким СЭС и пожарным отстегивать не надо и снимать непременно дорогущие помещения "в соотвествии со стандартами" тоже.  А со временем какие-то олигархи начнут создавать на свои деньги школы для способных детей из бедных семей. А еще со временем -- и для не очень способных. Волонтеры будут работать где придется -- учить детей мигранов, а потом получат грант,  и снимут приличные классы, и станут школой. Или диаспора оценит и подарит им здание.  А потом у какого-то олигарха родится ребенок с инвалидностью, и он поймет, ради чего всю жизнь работал, и создаст школы или оборудует имеющиеся для особых детей.
Будут школы с большим прибабахом, где будет урок дегустации дорогих вин  и конной езды, но не будет физики. А в других будут диффуры в первом классе и двадцать восемь языков, а физкультуры не будет вовсе. Будут школы-дворцы для богатых,  и школы в подуподвалах, но с домашней атмосферой -- и кого-то они вполне устроят. Словом, будет много  разного, ужасные провалы, яркие взлеты и в конце концов будет разномастгая, неровная, но живая и интересная система образования, в которой постепенно будут создаваться школы "с традициями", а проблемы "бедных" школ станут предметом постоянного внимания общественности и благотворителей.

Тоже жить можно. Приличный уровень для всех явно очень не сразу получится, если вообще получится, и будет множество полуграмотных, но будут и возможности, для тех , кто может и хочет учиться. А кому-то может и правда не надо больше, чем уметь читать-писать-считать, зачем заставлять?
Фантастический вариант? Конечно. Потому что единственное, что способно делать нынешнее государство -- это контролировать. И контроль этот становится с каждым годом и месяцем все более вездесущим и всеохватным.

Я не знаю, какой из вариантов лучше, споры между правыми и левыми мне как-то давно стали скучны ввиду своей полной абстрактности. Потому что все последние годы мы имеем развивающийся по нарастающей вариант третий. Он, как вы могли догадаться, представляет из себя синтез первых двух, созданный по принципу "соединим минусы отовсюду". То есть денег не дадим, а контролировать будем -- мама не горюй. Сами ничего не будем создавать и развивать, и вы не смейте. Учителям надо работать как велено, отчеты писать с каждым годом на порядок больше, а зарплатой обойдутся этой. На митинг идти велим -- пусть идут без вопросов и с энтузиазмом. Нет, субботний год у нас будет в в виде российском и суверенном, как демократия: вы, так и быть, можете взять годовой отпуск без сохранения зарплаты раз в 10 лет. Вы обойдетесь без библиотекарей, психологов и логопедов, но только попробуйте просто предоставить кабинет и пригласить специалиста, на которого скинутся сами родители,  узнаем -- уроем. Родителей вообще лучше в школу не пускать, от них одни проблемы. Мы будем централизованно привозить детям на обед дерьмовые полуфабрикаты, но только попробуйте отказаться и пригласить хорошую кухарку МарьИванну, чтобы пекла блинчики и варила супчики -- сядете лет на десять. Да какой там -- хомячка в кабинете биологии не смейте заводить! Сядете, сядете, сядете!.
Частные школы, кстати,  создавать нельзя (практически невозможно) -- неизвестно еще, чему вы там научите. У нас стандарты, ЕГЭ и отчетность.

Когда люди в ужасе говорят о разрушительности этого процесса, одни из них скорбят по государственнической модели времен СССР -- со своими минусами, но дававшую стабильно приличный средний уровень. Благодаря которому у нас до сих пор все на накрылось медным тазом к ядрене фене, потому что все еще много крепких достаточно образованных профессионалов в возрасте от 40 до 60, на которых все пока держится.
Другие горюют по вольнице 90-х, когда массовая школа деградировала, но при этом на коленке и за копейки создавались прекрасные, живые и яркие школы, которые могли со временем развиться в бренды на века, и стать образцом для других школ. Благодаря этому периоду у нас все еще есть надежда на будущее, на то, что здесь что-то может создаваться и строиться, на новые идеи и новые отношения. Очень многие из поколения 30-20 летних, все эти  независимые наблюдатели,  "оккупайцы", создатели волонтерских движений, авторы оригинальных бизнес-идей -- выпускники как раз тех свободных и "с прибабахом" школ последнего двадцатилетия. А многие вообще самообразованцы, учились где угодно, но не в школе, и знают столько всего, что только диву даешься. 
Сейчас есть еще остатки и того, и другого, выжившие и выстоявшие разными способами. Все идет к тому, что скоро не будет. Останется только "жи-ши" пишем с буквой И.
Честное слово, в этой ситуации вцепляться друг другу в глотку  на тему "что именно мы потеряли" и "как бы  мы хотели" довольно странно. Мы потеряли -- теряем -- и то, и другое. И как бы мы хотели, нас не спрашивают -- никого из нас. Консенсус. Не о чем спорить.
Метки:

Мдаа... "Режим на роллы" не сразу поняла, что к чему.
А про первый вариант прочитала, аж под ложечкой засосало.

Я вообще сначала думала, что так и надо. "РежИм на роллы" - типа прикол такой, "держим курс на роллы" или как-то так. :)))

Но "жи-ши всегда с буквой И" - порвало, да. :)))

Я смотрю на старшеклассников и вообще не знаю, что делать с ними. Вот их свеженького: "Пушкин написал "Повесть временных лет или Иван Сусанин", "Причиной смутного времени стала отмена выходного на Юрьев день", " Раскольников и Соня читают уголовный кодекс" и пр. Не знают, от какого события ведется современное летоисчиление, не могут опознать на фото Собор Василия Блаженного или Церковь Покрова на Нерли. Нам казалось, что если информация будет доступна, то все сразу станут умными. Задаю вопрос: " Ну что же вы не посмотрели?", получаю ответ : "Как-то в голову не пришло". И даже не в этом дело. Большинство подростков просто не может оценить себя адекватно. При таких знаниях они уверены, что знают лучше всех и рассказывают, как поступят в Финансовую академию, а потом будут получать 500 тыс рублей в месяц. Когда общаешься с ними, вообще не знаешь, от чего отталкиваться, идешь как по болоту.
Но вот мы ругаем школу, но у них же и родитеди есть. Они что, не разговаривают со своими детьми?
А рядом в том же классе могут быть и те, кто много знает, умеет находить информацию. Но самое большое, что для них может сделать школа, это не дергать их, дать заниматься самим.

Необходимо добавить, что "получать 500 тыс рублей в месяц" хочется "за красивые глаза", за приход на работу - и это называется... да-да, она именно такая, "СТАБИЛЬНАЯ зарплата"... А иметь хоть какое-то реальное представление о будущей специальности - таким незачем.

Всё так. И от этого горько и печально.

А у нас какие варианты? Кроме как "уезжать"? Я не вижу.
Отдаю детей в школу под окном, планирую сколько можно не пускать ее в семью и добирать то, что детям нужно и не хватает там, самостоятельными занятиями и с приглашенными учителями. Но я же не учитель, во-первых, и у меня еще и своя жизнь есть, во-вторых. А в таком раскладе большая часть уйдет на замену школы и предупреждение вреда от школы. И что? Un cas desespere

там уже нет поста, есть фотки только про роллы

Да, кризис. Единственное на чем можно из него выскочить при верных решениях- это на высокой адаптабельности детей и подростков. Я думаю, что Вы неправы насчет "10 лет"- плотные результаты пойдут лет через 5-6.
Условие простое: создание нормальных учебных центров как серийного явления.

Какой смысл спорить, 6 лет или 10, если никаких "нормальных учебных центров как есрийного явления" нет и не будет?

да уж, классический выбор из серии "оба хуже"
сначала сломаем всё хорошее, потом поймём, что новое строить нет ни сил, ни людей, ни времени...

Если сейчас порушить школы с традициями, математические, биологические, химические, лингвистические, вальдорфские - то потом их уже никто не восстановит,
учителя разъедутся,
ученики уйдут в экстернат...

Как этот процесс остановить - непонятно.

А вальдорфские то здесь при чём - унылые сектанты и "швабода, б***дь"

Грустно. К счастью, пишут сейчас большей частью в электронном виде, а там есть элементарная проверка. К сожалению, от устного «звОнит» она не спасает. А что школа? Учительница подписала сыну тетрадь «для работ по математики». Не вижу смысла рвать волосы на голове - система такая, как есть, но я верю в чтение как в панацею от безграмотности.

чтение как панацея не работала никогда, если мы говорим о русском языке. Вот с английским у меня сработало, даже с гребаным тайским, в котором только согласных - 44 штуки, србатывает, а вот с русским не прокатит. А уж сейчас - тем более, при таком обилии текста с ошибками вокруг...

Мммм... ой, перед тем, как придираться, скажу - эталонное описание ситуации, первая публикация, в которой явно проговорено, что у нас ТРИ группы интересов, а не ДВЕ.

Теперь с чем не согласен. Увы, из "давайте жить дружно" ничего не получится: реализация любой из двух "нормальных" программ в условиях неизбежного недофинасирования (должен сказать - показательно, что в описании Программы 2 Вы назвали цифру 200 тыс. - ВДВОЕ большую, чем реальные затраты по Москве и едва не вдесятеро - по остальной России) обернется для адептов другой программы катастрофой худшей, чем вялое исполнение чиновниками консервативного курса. То есть, увы - но мы друг другу не союзники (сторонники 1 и 2 программ). Хотя можем найти тактические точки соприкосновения - но это очень непросто.

Еще один момент: а что у них там делается наверху? На самом деле там тоже конфликт - между зубрами бюрократии и "кремлевскими мечтателями". Среди мечтателей тоже есть как твердокаменные либертарианцы, сторонники своего рода программы 2-бис (школы закрыть, ваучеров не давать, достойные выучат своих чад за границей), и сторонники программы 1-бис (побольше кадетских корпусов, можно немного разбавить фм-лицеями, каждому лицею по Андриянову).

Между тем главную проблему я виду в том, что обе "партии" общественности старательно ищут союзников среди "мечтателей", и единственное, что их пока что объединяет - это ненависть к бюрократии.

Бюрократы конечно, противные донельзя, но единственные, от кого пока что вреда мало, а есть и польза (как звери бьются за бюджет - ни один бюрократ в мире ни разу не сдал без боя бюджет своего ведомства). Ну и ОПК в "мечтательном" варианте они похоронили - прошу не забывать.

Спасибо Вам большое за постинг, хоть он и подвиг в основном на возражения.

Ну, первый вариант у меня как раз если финансировать без недо.
Да, я тоже считаю, что если нет общественного консенсуса по поводу реформы и нет желания и возможности ее проводить, надо конервировать то, что есть до лучших времен.

ужасно это. надо создавать, строить и хоть какой-нибудь из двух вариантов.., но как подумаешь, что ведь была у нас в россии очень даже неплохая система среднего образования, кому выгодно было ее до фундамента разрушить?? я хотела бы дополнять школьное обучение дома, но у меня нет таких знаний

Edited at 2012-12-16 13:06 (UTC)

Как ни странно- целенаправленного разрушения не было. Был пофигизм, была обычная деятельность обычной чиновной сволочи. Вот и всё...

Вообще-то, я считаю, что эта дикая свистопляска с документами-документами-документами у медицинской и нашей, учительско-преподской братии - не случайна. Не "издержки разогнавшейся системы"

Это реализация фразы, приписываемой Фрэнсису Дрейку - "Если на судне два матроса ничем не заняты - на судне зреет заговор. Если боцман видит это и не пресекает - он руководитель."

Все документы, с которыми вынуждены обильно работать врачи\\училки, обладают двумя важными характеристиками. Они, во-первых, очень времяемкие. причем тупо времяемкие. "Скопируйте компетенции, относящиеся к вашему предмету, из госстандарта в праый столбец таблицы 2.1" Йопт, эти компетенции привязаны вами же! Почему я их должна туда запихивать ручками, копипастом? Во-вторых, они не обладают выводимой вовне логикой. То есть внутренняя, схоластическая, логика, там обычно есть. Но пока вам ее не объяснит СПЕЦИАЛЬНО подготовленный человек, вы можете быть хоть Эйнштейн, у вас ни хрена не выйдет. Народ, я вам клянусь - для того, чтобы этого добиться, недостаточно двух дурочек посадить!! Это надо долго намеренно стараться.

Стало быть, вот смотрите, у нас есть две группы специалистов, обладающих традиционно приличным влиянием на население за счет элементарной близости к этому населению. Лояльность обеих этих групп нулевая. На колу они вертели ту лояльность, быть уволенным конечно страшно, но ни мизинцем двинуть в защиту строя если что вдруг - никто не двинет.
Если эти две группы хотя бы громко вонять начнут, а то и заведут в себе хотя бы небольшой процент активистов - да чорт знает что может быть. Поэтому они должны быть заняты!!! и желательно чем-то таким, что технически невозможно качественно выполнить, чтобы еще критерии были пофантастичнее. И еще хорошо бы, чтобы от этого чего-то реально пользы не было никакой, чтобы авторитет у населения сильно не поднялся. "Сидят в кабинетах, гады, и что-то пишут, пишут, пишут.Нет, чтобы учить\\лечить."

правильно, незачем, это ж население. зачем ему быть умным и здоровым.

Очень печальная ситуация с документацией, согласен. Хотя, если у Вас есть комп, принтер, если печатаете Вы двумя руками, не глядя на клаву (можно этому научиться минут за 30 максимум), то даже это ещё не смертельно. Если у Вас есть целостное представление о том, как ребёнок и его сознание развивается, какие средовые условия ему для этого необходимы (в плане общения, предметной среды...), то довольно просто собственные смыслы облечь в любую предлагаемую начальниками форму.

Будет так, как хотят большинство родителей, а не государство и не специалисты.
А наши родители хотят в качестве школы - камеру хранения детей. Сдал - получил. Товарный вид не испорчен - хорошо. Испорчен? - школа виновата!

Какой процент родителей Вы опрашивали?

Государство у нас нынче - это Путин, персональный и коллективный. Ему ничего нового уже не надо, старое устраивает - возможность царювать и богатеть не напрягаясь. И чего ему от школы нужно? Да чтоб директора выборы обеспечивали да учителя на путинги дружно выезжали. Куда как проще и дешевле насовать понимающих момент на директорские должности, и чтоб они в узде учителей держали. А достойные люди в школе - это ж одни проблемы.
Вот это реальный вариант.

тута коротко и ясно про цель будущего "образования":
http://chispa1707.livejournal.com/334188.html

Спасибо вам за ссылку, очень интересная статья!

(Удалённый комментарий)

есть и четвёртый вариант

"5 февраля 2011
Вначале нужно создать что-то новое, прорывное в области развития образовательных технологий.

У государства денег на это нет!

Вот и пусть рвущиеся к созданию сети на базе государственных школ частные предприниматели и займутся созданием дополнительного естественно-научного образования, которое будет функционировать во вторую половину дня. Это могут быть расширенные курсы физики, химии, математики, русского и литературы - вот Вам возможность дать детям использовать право выбора. При этом возможно в школе вести сразу несколько вариантов преподавания одного и того же курса физики или математики - как восстановительный курс, углубленное изучение предмета и историческая парадигма естественно-научного познания мира.

В настоящее время - демографического спада, в школах существует незаполненный аудиторный фонд, все равно за него уже уплачено. Ну и отдайте его учреждениям доп. образования в бесплатную аренду, с требованием поддержания его в надлежащем порядке - это значительно снизит стоимость доп. образовательных услуг, а если Вы еще снимите с них и налоговое бремя, то поверьте, дополнительное образование станет доступно даже малообеспеченным семьям. И только тогда, когда частное образование, в открытой конкурентной борьбе, на самом деле создаст что-то абсолютно новое и прорывное - будет основание менять что-то на что-то.

Частное образование давно жирует на теле общеобразовательной школы, ничего не вкладывая в процесс подготовки и переподготовки кадров, они рыщут на конкурсах, вырывая готовых педагогов из системы государственного образования. Пусть поработают!

Вот Вам условия конкуренции в рамках образовательного учреждения."

Edited at 2012-12-16 14:49 (UTC)

Re: есть и четвёртый вариант

Неверно. Такое есть, хотя можно и создавать еще.

Второй вариант мне нравится гораздо больше. Я думаю основная проблема современной школы в обязательности среднего образования и как следствие в контроле государства за обеспечением этим образованием всех через не хочу по ГОСТу. А те дети кто не захочет учиться, так они и сейчас не учатся, ничего не изменится.

Оптимистический взгляд на плоды образования 90-х, когда закрыты были НИИ Дошкольного Воспитания и др. научные институты, когда подрезали научное сопровождение, лично меня не вдохновляет. Слишком розовую картинку нарисовала Людмила.

(Удалённый комментарий)
ИМХО мы уже сейчас достигли той точки, когда восстановить образование можно лишь точно тем же путем, каким его поднимали в 40-е 50-е года. И это не только и не столько вопрос денег, сколько вопрос внутренней политики государства. Трындеть о финансировании - это, конечно, сейчас модно, но всегда будет вставать вопрос, откуда их взять. Потому что требуют все. Кроме того, правительство и бизнесмены должны осознать, что им нужны именно квалифицированные кадры. Сейчас это не так. На данный же момент я вижу, что в МОЭКе (а это все таки московская теплосбытовая компания - если она "рванет", всем мало не покажется) работают некомпетентные люди, которые работать не умеют, не любят, и лишь только переводят друг на друга стрелки. На работу берут по принципу дешевизны рабочей силы. Опыт не котируется в принципе. Такая вот политика экономии средств.

Людмила. Как Вы прекрасно пишете. Спасибо огромное. Для своего ребенка пока склоняюсь к экстернату, честно говоря. А для меня в мое школьное время любой из Ваших вариантов был бы супер! Хотя я училась в отличной школе, которую выбрала сама в старших классах, со мной индивидуально занимались преподаватели вуза, и им платили (не я, а за меня), а на не нужные мне уроки вообще не ходила с разрешения администрации. Сейчас, говорят, эта школа совсем не такая стала. Всего доброго.

Простите... Это у НАС В стране такое было ;)? Сейчас уже трудно поверить :\...

Мне лично пофиг на государство. Я своих детей смогу обучить, если что, и сама. Во-первых, я ведь тоже училась в школе, и во-вторых, сейчас есть интернет, море всяких курсов, обучающих сайтов, программ и т.п. Среди них даже немало бесплатных, было бы желание заниматься. Чтобы не быть голословной скажу, что я занимаюсь с дочерью ежедневно английским на сайте, 3 раза в неделю слепым печатанием, раз в неделю математическим кружком и периодически спортивными занятиями (это она больше делает без меня, я ленюсь ))) Школу я рассматриваю как приятное времяпрепровождение. Ну и учат их там понемногу, все же, система недоразвалена. Она пока не знает кем будет и все такое, ей 10 лет, поэтому ничем специальным мы пока не занимаемся. Надо будет - разберемся )).

Что касается моей позиции как гражданина общества - мне кажется, что государство могло бы пройти и по первому пути, и обратить, наконец, внимание и нефтедоллары на образование. Мне второй путь правильным не кажется, думается, что он приведет к росту преступности среди незанятых подростков.

Про обучение печатанию вслепую 3 раза в неделю - это серьёзно? Могу посоветовать самый простой и нетрудоёмкий метод: http://dz0rin.livejournal.com/64595.html (надеюсь, что Ваш ребёнок уже овладел письменной речью, если уже печатает, иначе зачем ему будет учиться писать?)

Страшно,что,действительно,никого не спрашивают...Сейчас мы наблюдаем в наших многострадальных школах 3-й,описанный Вами(уничтожающий все стабильно-хорошее)вариант.Спасибо,что ярко и правдиво описали почти все перспективы!Мне бы хотелось ОЧЕНЬ увидеть на своем веку родительницы ребенка-школьника,развитие первого "утопического",к сожалению,варианта!!!Спасибо,Вы сильно в теме!Жаль,у власти люди,получившие отличное социалистическое-стабильно-крепкое,образование,бесплатно,заметьте(!)напрочь забрали эту возможность у наших детей.Ужас в том,что никто не может изменить ситуацию,даже при большом желании,все уже решено без нас,...за нас всех...Страшно.

"Государство", а на самом деле ОПГ "Озерковские" осознаёт, что нужна только обслуга по прокачке углеводородов. Она должна уметь считать, писать и читать. И всё. И не будет никаких вариантов. Один вариант-доучивать дома, готовить к обучению в других учебных заведениях в других странах.

Хорошая, годная статья. Правда мне ближе второй вариант, ибо первый опять вернёт нас в совковость. И очередной залетевший дятел (наподобие Михаила Сергеевича Горбачева) снова разрушит цивилизацию. Хотелось бы сделать образование более децентрализованным, распределенным.
Насчёт последствий образования - тоже согласен, думаю, хорошие темпы индустриализации страны советов - это как раз последствие мер по ликвидации безграмотности и введению обязательного образования.
Насчёт "нарастающего варианта третьего", который мы имеем - сомневаюсь я в Вашей правоте. По отзывам моих знакомых родителей, дедушек и бабушек, детей сейчас грузят довольно интенсивно... Впрочем, возможно это зависит от школы.

?

Log in

No account? Create an account