Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
А это интервью "Коммерсанту"
ludmilapsyholog
открыть материал ...
"Опека не может быть поддерживающей структурой"Руководитель Института по развитию семейного устройства (ИРСУ), семейный психолог Людмила Петрановская рассказала Ольге Алленовой, почему законопроект о стимулировании усыновления не поможет решить проблемы детей-сирот в России.
открыть материал…

  • 1
Браво. Все по делу, все нужное, Никакой воды и разговоров в пользу бедных. Спасибо вам, Людмила!

У меня вопрос - я искала и не нашла в вашем жж - как и когда следует говорить ребенку о том что он приемный?

хороший философский подход

Оффтоп: У меня в ленте фотография с анонса статьи стоит рядом с вашим юзерпиком. Не знаю, как фотографу удалось снять вас точно в таком же ракурсе, но сходство потрясающее:) Я знаю, что ваш юзерпик - это картина французского художника 50-х что ли годов, забыл кого и как называется, но я её видел :)

Нет, мой юзерпик -- это рисунок собственно меня, набросанный от скуки на каком-то редакционном совещании нашей художницей Женей. Правда, давно это было:)Но точно не в 50-е

Я найду и картину, и автора, и покажу! Очень похоже!

UPD Ндя, не совсем похоже :)
Матисс, 1944, "Женский потрет"
Только стиль общий.

Вот такая каша в голове бывает!

Спасибо за то, что всё разложили по полочкам.

На всякий случай http://www.kommersant.ru/doc/2130392?themeid=1292&fp=
Статья, о которой идет речь в интервью с Людмилой, тоже материал Ольги Алленовой о женщине, которая усыновила семерых детей, из них большинство - инвалиды.

Замечательно. Впрочем, как всегда. Потрясающая способность у вас объяснять все ясно, четко и без морализаторства.

Как всё-таки полезен Путин! Вроде бы Вы ничего нового не говорите, зато теперь все это слушают)

"Ничего нового" - в смысле: и раньше всё то же самое писали.

Людмила, вы не могли бы порекомендовать кого-то из специалистов в вашей сфере из Челябинской области, кто мог бы рассказать о реальной картине с усыновлениями? Дело в том, что в большинстве случаев об этом рассказывают только чиновники, и информация получается, мягко говоря, однобокая. Мне давно хотелось бы написать материал на основе беседы с человеком "с другой стороны" проблемы, но найти его пока не удается.

Людмила, только не прекращайте, пожалуйста! Терпение, последовательность, и вы перевернёте мир.

Edited at 2013-02-26 20:29 (UTC)

Отличное интервью! Вы молодец!

Скажите, а в истории вообще были примеры "хороших" детских домов? То есть в какой-то стране или обществе смогли реализовать такую систему бессемейного воспитания, чтобы на выходе получалось что-то хорошее?

Только если речь идет о временном пристанище или,наоборот, об учреждении для детей подросткового возраста с опытом жизни в семье и привязанности, как было у Макаренко, Корчака и др.

Туда же можно еще и янычаров вспомнить :)

Понятно, спасибо.

В Советской России был детский дом-лаборатория "Международная солидарность".
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F2%F1%EA%E8%E9_%E4%EE%EC-%EB%E0%E1%EE%F0%E0%F2%EE%F0%E8%FF_%AB%CC%E5%E6%E4%F3%ED%E0%F0%EE%E4%ED%E0%FF_%F1%EE%EB%E8%E4%E0%F0%ED%EE%F1%F2%FC%BB
Там работали знаменитая Сабина Шпильрейн и Вера Шмидт, которая написала "Психоаналитическое воспитание в Советской России" и несколько других книг.
В фильме "Сабина" ближе к концу фильма есть интересный эпизод, где родственница Шпильрейн отыскивает человека, который ребёнком там был.

Я так поняла, что он работал всего 4 года, и это был фактически детский сад на пятидневке, на выходных детей забирали по домам.

>Я так поняла, что он работал всего 4 года
-Согласен, что по такому короткому сроку трудно судить о каких-то успехах или неуспехах. В своей брошюре Вера Шмидт свидетельствует, что успехи всё-таки были, а закрыли его по другим причинам.

>это был фактически детский сад на пятидневке, на выходных детей забирали по домам.
-Не совсем так. Там были и те кто имел обоих родителей, и сироты, и полусироты. Приведу отрывок:
"Несмотря на то, что дети уже два года живут в Детском доме и дети младшей группы покинули свой дом уже в возрасте год-полтора, с родителями сохраняются живые отношения. Родители приходят в гости каждое воскресенье и берут детей от случая к случаю к себе домой. Дети проявляют большую радость от таких посещений, однако прощаются без слёз и сопротивления. Несмотря на большую привязанность к руководительницам, они очень любят родителей, часто вспоминают о них и охотно играют в "маму и ребёнка".
Дети не знают родительского авторитета, родительской власти и тому подобного. Для них отец и мать - прекрасные, любимые идеальные существа. Также вполне возможно, что такие хорошие отношения между родителями и детьми могут быть установлены именно там, где воспитание проходит вне родительского дома".



Edited at 2014-02-10 10:58 (UTC)

Здравствуйте, Людмила.
Спасибо вам огромное за всю работу, которую вы ведёте, и за то, что рассказываете обо всём так чётко, ясно и хорошо.
Не могли бы вы ответить на такой вопрос: существует ли какая-то статистика по причинам усыновления? То есть, почему чаще усыновляют: потому что хотят ещё ребёнка или потому что в детдоме детям плохо (грубо говоря)?

Обычно и то, и то. "Чистый" мотив редкость, если вообще бывает.

"Опека не может быть поддерживающей структурой"

Прочитала вашу статью - плакала, это про нас. В 2010 году закрыли наш маленький "Православный детский дом" в г.Ногинске,где проживали как одна семья 25 воспитанников и коллектив сотрудников. Про семью - не громкие слова.Муж работал директором, а я - психологом и воспитателем, всем понемножку. И если мы не могли заменить ребятам родителей, то уж тёти, дяди, бабушки, дедушки были в полном объёме. Работали в тесном сотрудничестве с церковью, которая находится в соседнем здании. Прихожане заботились о наших детях,оформляли документы, чтобы забирать их в гости, возили в паломнические поездки. Батюшки в церкви за время нашего существования периодически менялись, но каждый из них старался оказывать нам помощь по мере возможности - ребята побывали на Святой Земле, в Карелии, в Крыму. Оплачивались из приходских средств кружки и занятия, организовывались праздники. Несмотря на то, что детский дом наш был коррекционным и многие дети имели проблемы со здоровьем, почти все они нашли ( около 50 человек)своё место в жизни.Каждый год на Рождество и Пасху и другие праздники они приходят в наш храм, приводят своих детей. Атмосфера в детском доме была домашняя - ребята сами готовили себе еду на кухне, выбирали одежду, дружили и общались с другими детьми. У нас никогда не шла речь ни о какой изоляции, никто не ходил строем. Даже учебные заведения ребята выбирали сами. Закрывали нас, постепенно сводя на нет. То есть не давали новых детей по мере выпуска достигших совершеннолетия. Когда осталось всего 8 - закрыли окончательно. Некоторых ребят сотрудники сразу взяли в семьи, пятеро ушли в интернат. На базе детского дома действовала служба сопровождения приёмных семей и школа для будущих приёмных родителей. К нам обращались не только жители Ногинского района, люди приезжали из Павловского Посада,Электрогорска, Орехово-Зуево. Воспитание ребёнка в семье для нас всегда было приоритетом, поэтому мы не препятствовали устройству наших воспитанников, даже когда встал вопрос о закрытии. Только когда начались возвраты стали действовать более осмотрительно.
У нас был замечательный коллектив из творческих молодых педагогов - ни один из них в педагогику больше не вернулся.
Да, мы не гремели на совещаниях своими достижениями - упор делался на создании комфортных условий и уютной, безопасной атмосферы для ребят.
Я слышала, что сейчас запретили закрывать малокомплектные детские дома - мы чуть-чуть не дотянули...Глава района поспешил объявить свою территорию - "зоной без сирот". Слово "зона" меня особенно радует.
В здании детского дома разместили спецшколу для детей с девиантным поведением. Мы собрали остатки "старой гвардии", набрали новый коллектив - снова молодой и творческий. Нас снова поддерживает наш родной приход, хотя к церкви мы сейчас юридически никаким боком. Мы привязались и полюбили новых детей, несмотря на то, что у них есть родители. Мы и родителей полюбили и возимся с ними.
У нас в школе уже есть секция рэгби и конный клуб, ребята занимаются музыкой и танцами, ходят в походы.
Мы начали с нуля, но увы, мы снова неудачно попали под новый Закон образовании. Мы - спецшкола открытого типа, нонсенс, единственная в Московской области. У нас всё свободно и по желанию, ни решёток на окнах, ни запоров на дверях. В любой момент родители могут забрать документы и перевести своё чадо в другую школу. Увы, мы малокомплектныеи нерентабельные. Но большинство наших детей могут обучаться только в условиях нашей школы, в массовой они потеряются. Может кто-нибудь задумывается над вопросом, зачем уничтожать маленькие школы, где ученики чувствуют себя уютно и безопасно, где проще уделить внимание каждому ребёнку? С уважением.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account