Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Форменное безобразие
ludmilapsyholog
Начался учебный год -- и лента полна стонов по поводу школьной формы, каковой осчастливили с этого года многих школьников и их родителей.
Теперь уже поздно гадать, что стало причиной этого счастья, последовавшего, как вы помните, сразу же за словами типаПрезидента о том, что форма -- это хорошо. Сказалась ли тут общая эпилептоидная тяга режима к тотальному контролю, или кто-то из партнеров по дзюдо, по совместительству владелец швейного производства, чью продукцию в здравом уме и добровольно не купит никто и никогда, это дело пролоббировал, мы уже не узнаем. А вот последствия расхлебывают тысячи детей и родителей.

Кому-то повезло, и школа спустила это дело на тормозах, отдав решение родительскому комитету, а там обычно все же не дураки сидят (хотя бывает, что подхалимы, но их можно хотя бы переизбрать). Где-то школа обозначила некий реверанс в строну тренда, форму ввела, но детям мозг не выносит, ограничиваясь строгими требованиями в "парадные" дни и дни всяческих проверок (ничто так не радует глаз чиновника-проверяльщика, как дети, унифицированные по полного единообразия и стоящие-сидящие ровными рядами а лучше вообще манекены).
Но есть школы, рванувшиеся бороться за "единое оформление" детей со всей давно нереализованной страстью совково-прусского разлива. С замечаниями, разносами, оскорблениями, третированием за полосочку на рубашке, слишком узкие-широкие брюки, слишком длинные-короткие юбки и пр. Ну, и как обычно, нашлись ловкие ребята, которые просто погрели руки, потребовав, например, покупать форму одного конкретного производителя и строго централизованно.

Вообще, по поводу форму часто возникали и раньше споры и холивары. Мне, если честно, всегда было непонятно, о чем тут спорить. Минусы, на мой взгляд, настолько перевешивают плюсы, что и говорить не о чем.



Собственно, аргументов "за" обычно три.
1. Форма создает равенство, нивелирует разницу в достатке семей.
Очень смешно.
Во-первых, разница в достатке семей давно существует не столько между детьми в одном классе, сколько между разными школами. Вероятность соседства за партой сына уборщицы и сына депутата/прокурора/бизнесмена/шоумена близка к нулю. Тут уже очень поздно пить боржоми. А в тех школах, где важны способности, где нет коррупции при поступлении и такое соседство вполне возможно, формой обычно не заморачиваются и детям, как и педагогам,  фиолетово, у кого родители богаче.
Во-вторых, разница в достатке все равно будет видна. Кроме формы, есть обувь, кроссовки и костюм на физкультуре, верхняя одежда, часы, телефон, способ проводить каникулы и еще стопицот всего. Будем все уравнивать?
С другой стороны, и разница в дорогой и дешевой одежде сейчас очень невелика на вид, это не разница между бархатом с жемчугами и рваньем и лаптями, а только глупости вроде брендов и "последних коллекций". Джинсы, которые я дочери купила летом на распродаже в каком-то сетевом магазине типа "Нью-Йоркер", за 10 евро не отличаются на вид от джинсов за 1000 евро просто совсем (и дешевле вдвое самых паршивых синтетических блескучих и висючих форменных школьных брюк, а не паршивых -- впятеро). О какой такой огромной разнице во внешнем виде мы говорим?
В-третьих, кто вообще сказал, что решение проблемы путем заметания мусора под ковер -- лучший способ? Социальное неравенство существует. Задача родителей и учителей научить детей достойно справляться с этим обстоятельством, не уравнивая ценность человека с ценностью его тряпок.

2. Аргумент второй тоже восхищает своим лицемерием. Форма, мол,  поддерживает чувство принадлежности школе, корпоративную гордость, не зря в лучших частных школах Европы она есть. Чудесно. То есть школы у нас абы какие, гордиться там решительно нечем, дети их не любят и принадлежностью к ним, мягко говоря, не дорожат -- зато форма будет ИЗОБРАЖАТЬ, что у нас как в Европе. Интересно было бы составить корреляцию -- как соотносится качество школы, в том числе любовь к ней учеников, и степень рвения в требовании формы у ее администрации. Что-то мне подсказывает, что зависимость будет  весьма говорящей. Не говоря уже о том, что в тех самых "лучших школах Европы" действует автономия школы, и если форма есть -- это решение самой школы, ее личная традиция, а не следствие чего-то сказанного и навязанного сверху.
3. Ну, и про то, что школа приучает носить костюм. Это вообще ноукомментс. А с чего кто-то взял, что ребенку непременно понадобится в его будущем офисный костюм? Я вот живу без него, и не жалуюсь. И дочь, надеюсь, обойдется. А сын с удовольствием носит при случае, хотя в школе ходил в джинсах. Можно моих детей не будут заранее программировать на то, как им одеваться и как жить?

На этом аргументы "за" кончились. По крайней мере, я других не слышала.
Теперь посмотрим, что против.
1. Форма -- это прежде всего издевательство над  мамами. Потому что нормальный мальчик-второклассник (и многие девочки) за школьную неделю угваздывает в среднем три комплекта одежды. И либо мама должна ночью стирать сушить и заглаживать стрелки, либо потратиться на три комплекта, чтобы стирать и сушить все выходные. Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичные, либо она мнется, а там все эти складки-защипы-пуговицы, замучаешься гладить, либо она с большим процентом синтетики, а это затяжки, катышки и очень недолгий срок службы. Сплошь и рядом на этикетке значится, что стирка в машине запрещена. Это как вообще? Горничную нанять ради внешнего социального равенства?

2. Форма -- это дорого. У меня, например, в выходные часто работа, а то и командировки. Поэтому я всегда покупаю дочери много одежды, с запасом на те случаи, когда не могу ей помочь со сборами в школу в выходные. Купить четверо джинсов и десяток кофточек-маечек-свитерочков на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта. И кроме того, эти же джинсы и маечки годятся, чтобы пойти в гости, в секцию, гулять, поехать отдыхать на каникулах.

3. Форма -- это дискриминация детей с нестандартной фигурой. Разница в телосложении, которую джинсы и трикотаж скрадывают, форменная одежда подчеркивает. Это на рекламных фото мы всегда видим стройных девочек, которым так идут юбочки-плиссе, рюши на блузках и сарафанчики в талию. А страдания девочек не столь стройных, или, напротив, очень худых, вынужденных обтягиваться сарафанчиками или ходить в чем-то вроде мешка с пуговицами, дискомфорт детей высоко-малорослых, или подростков, у которых размер в ширину еще детский, в длину вполне взрослый и все отовсюду торчит, во внимание не принимаются.

4. Форма неудобна. Рубашки, заправленные в брюки, пиджаки с жесткими плечами, задирающиеся или липнущие к колготкам юбки, легко отрывающиеся пуговицы. Она жмет, врезается и давит, ее надо постоянно поправлять и одергивать, а для ребенка с чувствительной кожей типичная форменная одежда -- просто пытка. Какая уж тут учеба.

5. Форма провоцирует конфликты. Где есть произвол - там будет протест. Подростки будут бороться за свое право ходить без формы, нарушая требования явочным порядком. Их будут за это ругать в школе и дома. Они в ответ -- огрызаться. Родители будут третировать детей или скандалить со школой. И ради чего, можно узнать, создавать заведомую точку напряжения? Мало стресса в жизни?

6. Иногда родители говорят: зато не надо думать, что на него (нее) надеть, а то еще начнет перебирать все утро. Есть такое дело, некоторые начинают. Но разве не одна из задач детства -- научиться управяляться со своим внешним видом в том числе? Научиться одеваться к месту, и удобно, и чтобы самому нравилось? Почему не установить требования, которые помогают научиться думать и решать, что надеть? Например, требование скромности и строгости одежды -- качественное, разумное и развивающее. Есть возможность подумать и оценить: джинсы с дырами и стразами -- это подходит? А надпись на майке -- любая ли может быть? И опять же могут быть разные традиции в разных школах. СВОИ традиции, и куда-то нормально прийти в майке с надписью "Я сегодня странный какой-то", а куда-то не стоит, и в этом надо ориентироваться. Нет, конечно, если цель стоит -- вообще с детьми поменьше разговаривать, а только указания давать, то, конечно, форма лучше.

7. В этом месте психологи обычно говорят про вред уравниловки и нивелирование индивидуальности, о том, что форма готовит к роли "винтика" или "офисного планктона", но я не буду. Не так это просто -- нивелировать индивидуальность одеждой. Дети отобьются. Их глаза, улыбки, характеры не нивелируешь сарафанчиками.
Мне кажется, вред от насилия намного сильнее. Одинаковая для всех одежда вообще свойственна местам, созданным не для радости: армии, тюрьме, больнице. Если форма -- это не про любовь к своей школе и не про гордость, что ты здесь учишься, то она про то, что государство тебя имеет, как хочет, а педагоги и родители вместо того, чтобы тебя от него защищать, ему  в этом помогают. Впрочем, может, именно это и есть подлинный глубинный месседж нововведения.

Короче, единственная школьная форма, которую я могу признать разумной -- это  джинсы (юбки) без выкрутасов с майками-кофтами-фуфайками цвета школы или с эмблемой-девизом школы, которые дети сами хотят носить и носят тогда, когда решил школьный совет. А если кто-то по каким-то причинам не носит, то тоже можно.

Что делать, если вам не повезло?
Во-первых, не преувеличивать возможности школьного самодурства. Никто не имеет права ограничивать доступ вашего ребенка к образованию или устраивать его травлю из-за формы. Какие бы там ни были постановления и решения, закон сильнее, и закон говорит о праве вашего ребенка на образование. Вы как родитель обязаны обеспечить ему для этого условия -- пригодную для хождения в школу одежду. ОДЕЖДУ. Не форму.

Школа может принять решение об обязательной форме -- имеет право. Родительский комитет школы может это решение опротестовать -- тоже имеет право. Если родительский комитет прогибается или сам жаждет уравниловки -- его очень легко переизбрать на ближайшем же собрании.

Если начинаются явные придирки к полоскам-ширине штанов, если ребенка выставляют из школы и класса в тот день, когда он по какой-то причине не в форме (не успела высохнуть), не бегите покупать другие рубашки-штаны и не начинайте оправдываться. Скажите, что вы и ребенок с уважением относитесь к выбору школы в вопросе формы и будете следовать принятому дресс-коду ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Нет, вы не станете заглаживать стрелки на брюках, вам некогда и вам не нравится. И нет, вставать в 6 утра, чтобы успеть высушить феном единственно правильную жилетку вы тоже не станете. И если у вашего ребенка чувствительная кожа, то он не будет ходить в пиджаке с натирающим воротником и режущими подмышками, но вы обещаете -- когда сможете -- купить подходящий по цвету трикотажный жакет.

Наконец, вы всегда можете написать заявление на имя директора, что, по материальным обстоятельствам, не можете обеспечить своего ребенка школьной формой требуемого образца и очень надеетесь на то, что это не отразится на отношении к нему педагогов и администрации. Мы ж все это за ради равенства бедных и богатых? Неважно, каковы на самом деле ваши обстоятельства. В конце концов, бюджетом распоряжаетесь вы и вы можете считать, что лучше потратить деньги на каникулы ребенка в Англии или на его занятия дайвингом, чем на форму. А на то и на другое у вас нету. В некоторых случаях это может звучать издевательски, но кто первыми начал издеваться? Отдаете под запись заявление, а после первого же случая выноса мозга ребенку из-за формы пишете наверх жалобу про то, что вашего ребенка третируют из-за того, что семья недостаточно богата. Конечно, это вариант для подростков, которые сами настолько не хотят носить форму, что готовы выдержать некоторое давление  и уверены в поддержке одноклассников. Искуственно ставить ребенка в роль изгоя не надо, тогда уж проще школу сменить. Ну, и та одежда, в которой ребенок ходит вместо формы,  должна выглядеть прилично -- не вызывающе, не быть очень заношенной, грязной, явно не по размеру. А то огребете проблемы с опекой.
Про ребенка с чувствительной кожей тоже можно написать заявление. Только самого ребенка подготовьте, что отвечать, если "начнется". Лучший вариант: "Марья Петровна, я  надеваю то, что велит мама (папа). Все вопросы -- к моим родителям".

Короче, очень сочувствую всем, кто "попал",  пусть это поменьше отравляет жизнь вам и детям. Не давайте их в обиду.

спасибо! спасибо! я уже охрипла отстаивать свою точку зрения, почему форма "не", а в нашей-то школе еще и черного цвета она должна быть! у всех.волосы в косы, мальчики с аккуратной стрижкой, бижутерию упразднить, каблуки отпилить, косметику не наносить. просто режимное заведение (тоскливо развожу руками)

а зачем девочкам в школе косметику "наносить"? не то чтоб я сильно за форму, я ее не больно любила, а в старших классах именно из-за "финансовых проблем" у меня был не синий школьный костюм - а бордовая юбка и жилетка, но вот в части косметики я согласна, что она совершенно лишняя. Но я и последние 20 лет после школы крашусь от случая к случаю, мне, наверное, не понять...

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
"Одинаковая для всех одежда вообще свойственна местам, созданным не для радости: армии, тюрьме, больнице. Если форма -- это не про любовь к своей школе и не про гордость, что ты здесь учишься, то она про то, что государство тебя имеет, как хочет, а педагоги и родители вместо того, чтобы тебя от него защищать, ему в этом помогают. Впрочем, может, именно это и есть подлинный глубинный месседж нововведения."
спасибо Вам за точную формулировку,
именно так и воспринимается, конечно, как и всё, что в последнее время с системой образования происходит :(
ощущение, что советская власть не за горами, с обязательными детскими садами, и с детками, ходящими друг за другом вокруг песочницы :(

Не волнуйтесь вы так, все детские сады проданы, никому до вас дела нет. Никакой советской власти не предвидится. А жаль.

У нас "формой" назвали отсутствие надписей на майках и толстовках, так что нам почти повезло (жалко только, что как бы нельзя толстовку "оксфорд", купленную самолично дочкой в Оксфорде). Но я еще один плюс назову - не надо выяснять - "не слишком ли короткая юбка, не слишком ли высокая платформа, декольте и т.д.", кроме того, некоторые дети ходят в чем-то вроде пижамы - не очень это всё вместе выглядит приятно. Возможно, лучше иметь прямо-таки "форму", чем учителю делать замечания по каждому поводу отдельно.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Очень актуальный пост. Меня как раз вызывают в школу по поводу "ненадлежащего внешнего вида" моей 11-летней дочери. Ненадлежащий внешний вид заключается в "излишне обтягивающих" черных брюках (нормальные у нее брюки, слегка зауженные к низу) и бледно-розовой трикотажной жилетке. Конституцией РФ с прописанным там правом на образование я уже запаслась, за остальные приведенные Вами аргументы - спасибо отдельное.

Попытки навязать покупку формы у одного отдельно взятого производителя я отмела еще несколько лет назад, когда обнаружила, что производитель впаривает одежду из стекловолокна (иначе не могу определить "качество" ткани), дикого пошива и, разумеется, по диким ценам. Отмела легко, попросив дать мне документ, по которому я обязана приобретать форму именно у этого производителя.

Сейчас в обеих школах ситуация приемлемая. Требуется "деловой стиль", соответственно мы покупаем брючки-юбочки-рубашки и т.д. из нормальных тканей в недорогих, но приличных магазинах, коих сейчас предостаточно.

И - да, фраза "все вопросы к маме" - волшебная фраза. Выучена девчонками давно, и ведь работает!

Спасибо за моральную поддержку. Если б форма была главной школьной бедой...

Это да.
Хотя мне, если честно, даже "деловой стиль" непонятен. Почему деловой? Почему не кэжуал? Школа же не офис.

В школе форма, на улице "форма". Дети одеваются одинаково, отбивается желание выглядеть иначе. Фантазии хватает, только на то, чтобы подобрать кроссовки и жилет одного цвета (это я про уличную униформу)

В каком смысле "на улице форма"?
У меня второклашка, мож я чего еще в силу ее юного возраста не знаю..
В прошлом году на линейке наш класс выглядел весьма нарядно в одинаковой форме - именно как класс. Другие классы решили этот вопрос по-разному - у кого-то белый верх/черный низ (наш серый тоже не ах, но лучше черного смотрится),кто-то пошил детям жилеты из гобеленовой ткани - такие "маленькие диванчики" получились..В этом году из 6 первых классов - пять заказали точно такую же форму,как у нас.
В свое школьное время от формы отбрыкивалась как могла, на дочке форма нравится:) И ей самой нравится. Джинсы-майки-свитерочки есть куда носить помимо школы.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Мы отделались нашиванием эмблемы школы на пиджак "парадной формы". Повезло.

это надо в топ, Людмила :)

"Где есть произвол - там будет протест." Тут, наверное, имелось в виду не произвол, а наоборот - строгие рамки?

Строгие рамки, не имеющие под собой разумного основания, есть произвол:)

Главный плюс школьной формы- детям есть что ненавидеть и это "что- то" не относится к социально критичным вещам. Так я студентам сегодня на их вопрос и ответил :)

Превосходная, не сочтите за грубую лесть, формулировка "pros&cons".

Забавно, что среди моих знакомых большинство (наверное, не меньше двух третей) защитников формы для всех и обязательно - не имеют детей-школьников.

У нас в школе похуй было на форму. Главное чтоб учились нормально.

Большое спасибо! Очень похожее вертелось в голове, но вы блестяще, как всегда, систематизируете и формулируете.

Из жизни с формой:
Я в Англии, дети носят форму.
- не гладим, вывешиваем ровно
- стоит копейки
- другая одежда только на выходные используется
Т.е. В целом я довольна

была бы у нас форма из маломнущихся материалов и дешёвая, то и недовольных было бы меньше

Слава Будде, в нашей школе дресс-код для старшеклассников, а не форма.
Лично я вижу в повсеместном ведении формы только одно: лоббирование чьи-то интересов по пошиву и торговле этой формой. Другого объяснения на мой взгляд эта инициатива не имеет.

spb_zaika, простите что занимаю второй уровень! :)

Людмила, позвольте я запилю здесь фоточку приказа, под которым вчера расписались родители на собрании в школе, где учатся мои дети. Считаю что эта писуля адъ и трэшъ, по ней прокуратура плачет, хочет наверное разобраться, какое отношение "приходить в школу без формы" имеет отношение к разным важным борьбам с терроризмом, безнадзорностью, наркотиками

фотография

Мои сыны 15 и 13 лет ходят в рубашках или поло спокойных расцветок, однотонных тёмно-синих джинсах или тёмно-синих хлопковых чиносах. Их уже припугнули, что не пустят в школу...

?

Log in

No account? Create an account