Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Друзья,
ludmilapsyholog
кто хотел-собирался, но в праздничной суете забыл или не успел принять участие в сборе денег на лечение 13-летней девочки Ксюши

http://ludmilapsyholog.livejournal.com/215868.html

у вас есть на это еще сегодня и завтра, а в среду я передам эстафету помощи Саше Гезалову.

Осталось прям совсем немножко дособрать.
Больше не откладываем и идем вот сюда http://www.rusfond.ru/bloggers/017

А я всех поздравляю с нашим национальным междусобойчиком -- Старым Новым годом!
Кто не догулял -- сегодня догуливаем:)

Всем от меня в подарок и уже по традиции --  продолжение цикла про сказки.
На этот раз -- сказки о мудрости. Ой, похоже, она нам понадобится в начинающемся 2014-м.

Жизнь сказочных героев полна превратностей. Они отправляются в одиночку «туда, не знаю куда», ищут «то, не знаю что», встречаются с опасными врагами, совершают трудные выборы, выполняют почти невыполнимые задания. И тяжело бы им пришлось, если каждый раз в самый трудный момент вдруг не получали бы они мудрый совет или волшебный дар, помогающий нечто узнать, увидеть, найти.

Образ наставника, советчика, мудреца – один из важнейших в сказках. Чаще всего это старец с длинной седой бородой и посохом. Самый известный сказочный мудрец в европейской традиции – Мерлин, наставник короля Артура. К этому образу восходят и мудрецы-волшебники современных литературных сказок: Гэндальф из «Властелина колец» и Дамблдор из книг о Гарри Поттере. Восточные мудрецы тоже чаще всего предстают седобородыми старцами. Многие из них были и реально жившими людьми, например, Лао-Цзы, царь Соломон или Гарун-аль-Рашид. Но они (по крайней мере, в преданиях) также мудры, загадочны, проницательны и добры к людям, как их «чисто сказочные» собратья.

Впрочем, образ мудреца может быть разным. Порой незаменимый совет герою дает маленькая сухонькая старушка, случайно встреченная в лесу, или такая вроде бы недобрая особа, как Баба-Яга. А иногда своей мудростью выручает героя обыкновенная и совсем молодая женщина, обычно жена, дочь или невестка. Самым мудрым может оказаться и маленький ребенок, как в сказке Андерсена «Голый король». Нередко мудрым советчиком оказывается животное: серый волк из русской сказки, орел или змея. Или мифическое существо – кентавр, дракон.

В сказках и преданиях мудрость никак не связана со статусом, богатством, социальной успешностью и даже образованностью. В рядах мудрецов мирно соседствуют пастухи и ученые мужи, маги и ремесленники, цари и слуги, а то и рабы, как, например, Эзоп. Мудрец может быть зависим, нищ, слаб, не способен себя защитить, не уважаем большинством – все это ни в коей мере не умаляет его мудрости. Все равно в какой-то момент окажется, что он единственный, кто может справиться с бедой или просто найти ответ на трудный вопрос.

* * *

При всем разнообразии обликов, у сказочных мудрых помощников есть много общего. Прежде всего, сам момент их возникновения в сюжете сказки. Они никогда не встречаются «просто так». Иногда герой сам настойчиво ищет встречи. Но чаще в сказках мудрец появляется «из ниоткуда» самый трудный момент. Порой первая встреча кажется случайной – вязанку хворосту старушка попросила поднести, сокол в силках запутался – почему не помочь? Подлинный смысл ее прояснится позже. Когда герой в отчаянии «буйну голову повесил», или бредет, отовсюду изгнанный «сам не зная куда», или даже «готовится к лютой смерти» — вот тут и выходит на сцену мудрый наставник: сам дает совет, или герой пользуется его волшебным даром, или вспоминает слова, прежде услышанные, но не понятые.
Не так ли в по-настоящему трудной жизненной ситуации, на пределе отчаяния, мы порой вспоминаем забытые, казалось бы, слова или способы действия, чудесным образом используем свой прошлый опыт, вроде бы случайный, а оказалось – необходимый. Нередко люди, спасшиеся из совершенно безвыходных положений, рассказывают, что им подсказали выход случайно всплывшие в памяти фраза из книги, чей-то рассказ, слышанные в детстве слова родителя.

При этом сказочный мудрец никогда не навязывается со своей помощью, не бросается никого спасать. Он говорит, только когда спросят, а нередко еще и докажут свое право получить совет: проявят доброту, или стремление к истине, или верность любимому. Мудрец никогда не дает свой совет готовым, «на блюдечке». Сказанные слова часто парадоксальны, они могут казаться бессмыслицей или, напротив, обманчиво просты, как в притче про Эзопа и язык. Нужно поломать голову, чтобы понять сказанное, получить какой-то горький или страшный опыт, а иногда – просто заплатить, в буквальном смысле (часто в восточных сказках).

Это «ненавязывание» — важнейшая особенность мудрецов. Мудрец – не пророк, он не учит жить, не развенчивает заблуждений, ни в чем никого не убеждает. С другой стороны, мудрец – и не нянька, он не подстилает соломки, не дает готовых рецептов. Он сказал – его услышали. Все. Такой помощью может воспользоваться тот, кто может. А кто не способен – увидит лишь груду головешек там, где другой нашел драгоценные каменья.

Волшебные дары, которыми мудрые помощники наделяют героя – всегда лишь возможность, но не гарантия успеха. Волшебный клубок поможет найти дорогу, но сам по себе не вернет любимую. Блюдечко с яблочком предупредит о кознях врагов, но справиться с ними не поможет. Шапка-невидимка позволит проникнуть в запретные места, но действовать там придется самому. И даже чудесный меч сам по себе, без мужества героя, победы не обеспечит. Почему? Трудно разве мудрецу-волшебнику хлопнуть в ладоши – и вот он, результат? Но нет. Мудрец всегда говорит меньше, чем знает, помогает меньше, чем может, дает меньше, чем имеет. Не от жадности, а от уважения. Уважения к свободе человека, к его праву заблуждаться, делать ошибки, справляться самому.

Нередко мудрец, прежде чем сказать свое слово, расспрашивает героя: кто ты? откуда? куда идешь? почему невесел? что ищешь? При этом ясно, что спрашивает он не из любознательности – ведь он мудрец, да еще и сказочный, наверное, сам все прекрасно знает. Да и зачем ему, отшельнику, все эти подробности? На самом деле значение этих расспросов не меньше, чем собственно советов или даров. Человеку на перепутье, в кризисе бывает особенно трудно «остановиться, оглянуться», понять, что с ним происходит и какова «цена вопроса». Трудно, но совершено необходимо. Потому мудрец и расспрашивает героя – чтобы помочь осознать свое положение и отличить главное от второстепенного.

Забавно, что схема разговора со сказочным мудрецом один в один совпадает с классической схемой психологической консультации: сначала человек подробно рассказывает о своей ситуации, а психолог помогает ему вопросами, причем спрашивает не только о фактах, но и о чувствах («Что невесел? Что слезы льешь?»), никогда за эти чувства не осуждая. Затем может последовать помощь, но не прямой совет, а такая, чтобы человек мог сам прийти к решению. Самую частую сказочную рекомендацию: «ложись-ка ты спать, утро вечера мудренее» психологи тоже часто используют, обсуждая с клиентами их сны. Здесь тоже  уважение к человеку, глубокое убеждение: каждый сам способен решить свои жизненные задачи, единственное, что нужно – помочь более глубоко, иначе, неожиданно увидеть ситуацию. Ведь именно эту возможность предоставляют сказочным героям разнообразные волшебные блюдечки, шапки и зеркала: увидеть то, что раньше не видел, или с той точки зрения, с какой раньше посмотреть не мог.

Этот новый взгляд на ситуацию далеко не всегда легко вынести. Он может принести боль, разочарование, ударить по самолюбию. Но сказочных мудрецов это никогда не останавливает. Слова мудреца нелицеприятны, причем с любым собеседником, будь то царь или ребенок. Задача мудреца – не утешать и не комплименты говорить, а помочь человеку осознать самого себя, как бы это ни было тяжело. Потому что без этого невозможно стать лучше.
Интересно, что в сказках мудрецам прощают любую дерзость даже грозные правители. В жизни бывает по-разному…

Между прочим, далеко не всякому мудрец возьмется помогать. Его типичный «клиент» — юноша (иногда девушка) или властитель, или и то и другое в одном лице – будущий король. Почему именно они? Наверное, потому, что это самое, выражаясь современным языком, «рентабельное вложение». У молодого человека вся жизнь впереди, с ним еще многое может случиться; он тот, кто в полной мере может извлечь пользу из мудрого совета. А от властителя зависят судьбы других людей, он должен видеть мир не только из-за стен дворца, должен чувствовать нужду и боль поданных. Поэтому мудрецы не жалеют сил на «воспитание» правителей. Но есть у этого предпочтения юных и властительных еще один смысл: помогать стоит тому, кто способен меняться, кто юн и гибок душой, и тому, кто имеет силу, власть, решимость поступать по-своему. Только если оба эти начала — готовность к развитию (юноша) и сила (король) — живы в человеке, он может все преодолеть и выполнить свою жизненную задачу. Такой человек способен менять не только себя, но и мир вокруг, и ради помощи ему мудрец готов оставить самое излюбленное свое занятие – уединенные размышления, и потратить годы терпеливого труда, чтобы вырастить Тесея или Короля Артура.

* * *

Здесь мы приближаемся к тайне сказочного мудреца: кто он и зачем нужен? Сказочная мудрость – совсем не то же самое, что ум или многознание. Более того, мудрость часто неразрывно связана с особого рода глупостью. Тот, кого считали дураком, на деле оказывается мудрецом. Именно он дает «тот самый» совет или делает «то самое» действие. Так, в русской сказке «Солдат и царица» выручает всех именно городской дурачок, он оказывается самым умным. В арабских сказках нередко герой, готовый отдать все отцовские деньги в обмен на образование – типичный «дурак» в представлении окружающих. Можно вспомнить, что немало будущих великих ученых и изобретателей в детстве считались едва ли не умственно отсталыми. Просто потому, что им было скучно учиться в обычной школе.

Эта «придурковатость» мудрецов, некоторые черты которой они могут сохранять уже достигнув высокого статуса и признания (можно вспомнить смешную любовь могучего волшебника Дамблдора к леденцам и хоровому пению), не имеет ничего общего с «настоящей» сказочной глупостью.
Сказок про глупость тоже существует немало, и они бывают довольно суровы к своим недалеким героям, их обычно или съедают, или как следует колотят. А наказывают в сказке не за отсутствие знаний и не за неумение складывать и умножать, а за неумение жить, работать и общаться с людьми. Настоящий сказочный дурак все делает «не так». Он ставит охотничьи силки на собственном дворе, он верит тому, кому нельзя верить, говорит то, что нельзя говорить, он плачет на свадьбе и пляшет на похоронах, то есть имеет проблемы скорее с социализацией и эмоциональным интеллектом, если говорить умными терминами.  Ему обычно стараются помочь, но напрасно. Неспособность принять совет и помощь – тоже признак глупости. А вот быть неучем совсем не страшно – научат и подскажут, главное уметь воспринять науку.
Неспособность правильно обращаться с собственной жизнью, неспособность учиться и делать выводы из ошибок, неспособность владеть собой – вот что такое глупость, считает сказка. И если взять это за критерий, то один глупец на деревню, как обычно бывает в сказках – это очень и очень оптимистичная картина мира…

Сказочный мудрец – не тот, кто много знает. Он вообще никогда ничего не говорит из области чистых знаний: ни об устройстве мира, ни о законах природы, ни про дважды два четыре мы от него не услышим. Все изречения мудрецов касаются пути человека, его выбора, жизни его души, отношений между людьми. Это знание, которое не получишь из книг, не купишь за деньги, не повторишь вслед за учителем. Его нужно постичь, пережить, найти самому. А в восточных сказках встречается порой сюжет про то, что иногда высшая мудрость – вообще отказаться знать.

* * *

Сказочная мудрость – качество не столько ума, сколько души. Мудрец не обладает готовым знанием, как сундук, набитый богатствами. Его мудрость начинается как раз с убеждения, высказанного реально жившим мудрецом Сократом: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Этих же духом могучего смирения проникнуто и учение о недеянии мудреца Лао-Цзы. Человек, наделенный мудростью, открыт миру, он постоянно размышляет, слушает, смотрит, он в пути. Мы не можем знать всего, мы не всегда можем с уверенностью отличить достоверные знания от убеждений. И самая большая глупость, которую могут сделать (и делают) люди – забыть об этом и преисполниться уверенностью, что они «знают, как надо».
Мудрости противостоит не невежество, а гордыня, посягательство на тайну человеческой души, стремление переделать все и вся под надуманную схему или идею. В сказках это всегда понимается как самое большое зло: главные злодеи не просто вредят и свирепствуют, они стремятся захватить, заколдовать, подчинить себе волю человека, нередко объясняя это стремление навести порядок или горячей любовью к «объекту воздействия» (Кощей, помнится, тоже Василисе в любви объяснялся). В жизни, как показывает история, подобное стремление тоже оборачивается злом, порой чудовищного масштаба.

В сказках мудрец или тот, кому он помогает, всегда побеждает. Хитроумный и злой противник может взять верх на время, но в конечном итоге он обречен на поражение, даже если он более многознающ и более могущественен как волшебник. Более молодой и неопытный, если он привержен добру, обязательно одержит верх.
Сказочная мудрость вообще неразрывно связана с добром. Это может быть героическая приверженность добру волшебника Гэндальфа, или мирное стремление помочь обездоленным восточного мудреца Бирбала. Важно, что истинный мудрец всегда на стороне добра, в большом и в малом. Никогда сказка не назовет мудрым злого или коварного, будь он хоть трижды учен и могуч.
В каком-то смысле мудрость – это и есть добро, но кроме чистого намерения, стремления, в ней есть еще и способность найти путь. Именно мудрость бывает способна развязать неразрешимые конфликты, позволяет с достоинством выйти из тяжелейших положений – и тому в истории тоже немало примеров.

Мудрость – это непрерывная, порой совсем тихая и незаметная, порой сопровождающаяся раскатами грома и лязгом оружия, борьба за человека. За его развитие, за его право идти своим путем. Сказочный мудрец -- воплощение нашей способности быть разумными, быть свободными и самостоятельными в суждениях о себе и о мире, способности превращать свои ценности в решения и дела.
«Ты это можешь! -- говорят каждому из нас мудрые учителя. -- Можешь, несмотря на свою слабость, недалекость, зависимость, неопытность. Можешь, хотя это нелегко и не всегда получается, и есть немало сил в тебе самом, желающих этому помешать. Но ты – можешь».
Им стоит верить. Ведь они – мудрецы.

Метки:

  • 1
Спасибо огромное! Интересуюсь темой сказок и тем, как и с каким смыслом они пишутся. Ваши наблюдения прочитала с большой пользой для себя.

Я пошёл по ссылке.
Однако, вместо того, чтобы сообщить мне платёжные реквизиты, куда я могу перечислить денег, там требуют заполнить анкету и в ней указать чуть ли не девичью фамилию моей бабушки.

Если вы выбирали ссылку "Платеж через банк", то под формой есть такой абзац
"Если поля Формы останутся незаполненными, вы можете распечатать квитанцию с реквизитами фонда и заполнить ее. Но в этом случае у нас не будет ваших контактов, чтобы отследить платеж и сообщить о результатах лечения ребенка, которому вы помогли." "распечатать квитанцию с реквизитами фонда..." - это ссылка, которая ведёт на страницу с квитанцией, где есть все реквизиты. В таком случае заполнять форму не нужно.

И правда, не заметил такую ссылку, спасибо. Но очень-то она бросается в глаза рядом с сообщением "Не заполнено обязательное поле!!!"

Это была рецензия на Шерлока? ;))

Не, я еще досмотрела. И чего-то я не в восторге. Актеры прекрасные, а Стивена этого Моффета или как там его по-русски, сценарист который, кто бы куда дел. Доктора нам испортил, теперь вот и Холмса. Какие-то свои комплексы решает парень.

А я - подсела по самые уши, наслаждаюсь :)
Но дублированный смотреть нельзя, это нонсенс и фальшак.

То-то я смотрю, бас какой-то неадекватный у юноши.

Посмотрела. Чувствую себя аквариумной рыбкой. Ни фига не понимаю в этих кульбитах. Так запутано и наворочено, что уже непонятно, где смысл (вот и с Доктором такое же сотворили, убивцы, низабудемнипрастим). Вот зачем было Ватсону терпеть, чтобы его били по глазу?

Когда они в очередной раз начинают объясняться друг другу в любви, делая вид, что им это очччень сложно (в десятый-то раз), это немного раздражает.
А так красавцы.

И смысл, смысл уходит, очень много откуда. Топорноватый перевод, плюс озвучка не попадает в психологическую логику. Дублированный смотришь как ребус, потом оригинал как решение: ах, вот почему это так было...

Высшая сила. Бог, как мы его понимаем.

Да, да, да!:-) Мы с детьми почти так же сказки в школе читаем!:-) Мне очень нравится!

А еще важно ведь, что мудрец сказочный обязательно связан с другим миром, миром мертвых: от родителя после его смерти достаются волшебные предметы и помощники, и баба яга тоже пограничник между мирами. Мудрецы еще видят смерть и соизмеряют свои слова с ней.

Да, и они обычно умирают, оставляя ученика чуть раньше, чем он готов.

Ой. Про это я не думала. Надо подумать.

Спасибо, Люда. Иногда действительно стоит остановиться и подумать.

Еще лет двадцать, и ты сама будешь неплохо смотреться с клюкой и с теми самыми вопросиками наготове:)

Вопросиками или подсказочками? Ты чо, захотела меня лет через двадцать за тридевять земель отправить?

Зачем же так далеко? И здесь всегда найдутся буйну голову повесившие:)

А чо тогда через двадцать-то лет? У меня тут такие Иванушки и Аленушки в неограниченом количестве и сейчас имеются:))) Разве что клюку приобрести, а лучше ступу. С клюкой не по нашим дорожкам ходить... Я тебе в личку напишу, ок?, вопросик имеется.

Спасибо за интересный рассказ. Людмила, а почему во многих сказках главные герои - либо сироты, либо младшие- братья- сестры, но никогда не старшие дети? Спасибо.

Почти все сказки -- про инициацию, то есть момент отрыва от родителей еще не взрослого ребенка. Поэтому сироты и младшие.

Так у сирот же нет родителей, какой тогда отрыв?

Ну, надо же как-то объяснить, куда они делись. Вот и сирота. А при родителях-то не развернешься:)

Родители есть, но их увел в рабство/заточил в темницу король/враг/дракон.
Или они есть, но заколдованы волшебником или ведьмой.
Семья неполная по причине (см. первое предложение), второй родитель неспособен что-литбо сделать и ребенок идет выручать родителя.
Ребенок в силу каких то индийско-фильмных сил разлучен с кровной семьей и случайно/неслучайно с ними встречается.

Сперва жизнь устраивали старшие. На Руси замуж выскочить младшие вперед старшей не могли. И не только на Руси. В Англии практически вся история и открытия сделаны младшими сыновьями - старшим доставалось все по закону.
Крошечка Хаврошечка, Золушка, Русалочка, Настенька из "Морозко" и Рукодельница из "Мороза Ивановича" - младшие по возрасту.

А еще баба Яга добра молодца накормит, в баньке выпарит, да спать уложит с присказкой: "утро вечера мудренее".

А бывает, что не всегда слушают мудрых советов. Либо не умеют их использовать. Почти у каждого народа есть такая сказка. Посмотрите мульт ""Шейдулла-лентяй". Чудесный просто.

Edited at 2014-01-14 08:13 (UTC)

А самые страшные сказки - те, в которых герой так и не встречает ни одного мудреца...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account