Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
А вот про деток
ludmilapsyholog
Довольно раздолбайское мое интервью Катей Кронгауз про воспитание детей. Даже скорее просто разговор. Кажется, в паре мест перепутаны реплики, и выражения не слишком аккуратны, но вдруг кому интересно, не все ж судьбы мира обсуждать:)

http://www.soznatelno.ru/razvitie/kak-predstavlyayut-sebe-vospitannyh-deteiy-v-rossii-11569.html


  • 1
Спасибо, мне как неопытной маме было интересно почитать.
Если не трудно... не могли бы подсказать, где можно посмотреть статьи про воспитание близнецов? У меня мальчики, им год и три месяца, и иногда очень хотелось бы почитать что-то качественное и осмысленное по этому вопросу.

Есть хорошая книжка Сергиенко. Наверное, реально найти где-то.

Спасибо! Интересное интервью. Все просто, на самом деле. Как и всегда) только один абзац вызвал вопрос: вы советуете заранее обеспечить ребенку некоторое количество страданий, дабы в будущем его сделать менее уязвимым?

Это как раз то, где что-то перепуталось. Это я описываю модель воспитания, которая "французские дети". Там выше было про "две модели".

Это очень интересно, и посыл текста хороший) Вы настоящий профессионал.
Можно вопрос? Вы считаете, что воспитание "головой" вообще вредно или просто переоценено? Дело в том, что мне по жизни очень нравятся люди, родители которых растили их осознанно и строго, иногда излишне. Они невротичны, часто винят родителей во всем, непросты, но как-то вдохновеннее и умнее, чем те, кто рос "каа трава". Хотя последние жизнерадостнее и устойчивее.
Неужели этим сложным и тонким людям испортили жизнь воспитанием?

Я не думаю, что здесь только воспитание влияет, есть еще и конституция. Мы не знаем, кого пережали, кому недодали, и что было бы, если бы, нет сослагательного наклонения в жизни.
Поэтому мой посыл простой: мы делаем, как считаем нужным и как нам удобнее, но обязаны принимать ответственность за последствия, в том числе за то, чтобы принимать чувства ребенка. И претензии:)

Самое интересно, что в чужих блогах это интервью появилось раньше, чем в Вашем.
Мне показалось, что интервьюер несколько размазал и скрыл основной посыл между строк.
Но тем, кто читал Ваши другие записи, думаю, вполне понятно.
Спасибо!

Спасибо! Хорошее интервью.

Как расслабляешься? А я не напрягаюсь )))

Оно отличное ) Ещё пару дней назад увидела - поулыбалась!

Людмила, спасибо, интересные идеи)

ПРошу вас более развернуто прокомментировать этот отрывок: Л. П.: Надо понимать, что концепция «пусть с двух месяцев учится одиночеству» построена на том, чтобы искусственным образом заставить ребенка перестать быть уязвимым. Когда ребенок не может быть защищен привязанностью, как в психологической утробе, он отращивает панцирь искусственный. Он отмораживает какие-то свои чувства, какие-то переживания, уязвимость и закрывается корой. Поэтому формально он выглядит более благополучным. Что мы можем? Мы можем заранее ему прививать как бы некоторое количество страдания, для того чтобы он был потом меньше травмирован миром. Мы пытаемся искусственно вызвать у него эту отмороженность, считая ее адаптацией. Тогда он огребает от нас, того-сего-пятого-десятого, но зато потом меньше страдает от мира.

не совсем понятна связь с предыдущим абзацем...

Потому что ее нет:) Это кусок отлетел от другого места, выше, где про два подхода возможных.

мне понравилось. со всем согласна. особенно улыбнуло "спать с ним, без него — спать
нужно много. Во всех возможных
сочетаниях. Всегда, когда
получается."- спасибо!

Очень хорошо и здорово написано.
Но я бы поспорила про американских мам. Да, здесь гораздо больше мам-домохозяек и есть, если можно сказать, традиция, а вернее, слой мам, которые с появлением детей уходят с работы.
Те мамы, которые не хотели бы бросать работу полностью, в штатах находятся в гораздо худших условиях, чем российские. Декрет - 2-3 месяца, очень редко - 6. Из америки тот файт, что российской маме просто сохраняют рабочее место в течении трех лет кажется недостижимой роскошью.

В Европе ситуация другая, там длинные декреты.

А позволить себе совсем уйти с работы с их системой получения жилья и другого в кредит анрел для очень многих...

В Европе тоже смотря где, во ФРанции 3 месяца, насколько я помню.

Согласна с Вами. Спасибо!)

спасибо! для меня посыл "расслабиться и получать удовольствие" от выращивания ребенка особенно актуален.

хотелось бы понять такой момент. я так понимаю, посыл про "архаичные культуры" идет из теории привязанности. если можно, уточните, насколько архаичны эти архаичные культуры? о каком периоде в истории идет речь? потому что в обозримом прошлом, насколько я понимаю, детство как настоящее, оберегаемое детство появилось относительно недавно. а до этого, например, крестьянка, недавно родив, шла работать в поле, а ребенок как придется; может, и рядом под кустом.

Родо-племенная община, я так понимаю. Люди жили в ней многие тысячи лет, под этот образ жизни затачивались видовые программы. С точки зрения эволюции городская жизнь - всего мгновение как существует.
В деревне все вполне гармонично было бы, если бы она не должна была кормить город. Для самих себя не надо так уж надрываться, чтобы прокормиться.

можно я поспорю? гармонично не было, в деревне жили голодно и работали много именно потому, что иначе - голод зимой, иногда и до смерти. Если, например, детей восемь или девять, а работающих двое, да еще и земли мало. Сколько я слышала рассказов, что еще до войны, практически на натур. хозяйстве (Зап. Украина и Закарпатье) - младенцев с собой в поле носили, в борозду клали или в плахте подвешивали к двум шестам, а ты жни или картошку копай, и простужались дети так, и умирали, бывало. Когда детей становилось больше, старшие за младшими смотрели, и тоже не обходилось без приключений, а родители летом в поле весь день. Дети младшие были тяжелый труд, их так и перечисляли через запятую - большое хозяйство было, и поле, и корова, и свинья, и овцы, и куры, и дети... Другое дело, что подросшие дети наравне со взрослыми, сперва скотину пасли, потом в поле работали, девочки пряли-ткали, и это то, чего сейчас нет - ты работник, ты нужен, чтобы мы все могли зиму вызимовать. Но это дети постарше, а маленькие не были окружены таким вниманием. Любили их, да, но, как выше пишут, оберегаемого детства в традиционной сельской культуре не было.

А оберегаемое особо детство и не нужно. Конечно, отношение к цене ребенка, к его жизни и смерти другое было.

Людмила, добрый день. я вам писала в личку, не знаю читали ли вы.
одногруппник нашего Игоря по дд, дома в Волгограде с конца декабря 13го.
вчера его хотели вернуть, удалось уговорить подумать еще. тк в принципе мама относится к нему хорошо, она просто устала, запуталась и ей нужна поддержка и помощь.
мама ходила и в опеку и в шпр к психологу, везде ей желают терпения и никак толком не помогают.

очень нужен толковый психолог в Волгограде, который будет изначально на стороне ребенка. маму надо слушать, поддерживать, помогать. Людмила, может быть вы знаете хорошего специалиста в Волгограде?
заранее спасибо!

Нет, там, к сожалению, никого не знаю. Могу вопрос задать.

Спасибо большое за статью:) И спасибо за книгу " Что делать если..". Я сама нахожу очень мало вменяемых книг на русском на эти темы и маме моей 80летней, с 40летним учительским стажем она понравилась, хотя ей редко нравятся современные книги. Теперь вот посмотрим, понравится ли она ребенку:)

У меня так получилось, что старших детей я воспитывала с той самой "прививкой", а младший растёт в этой самой "избалованности". Поколения разные, благосостояние и техническое оснащение разные, книжки про детей разные - отсюда и мода на технологии материнства разная. Мне всегда интересно было сравнить результаты.

Старшие уже взрослые и самостоятельные, они прекрасны, само совершенство, на мой взгляд.))) И детство их, мне кажется, было счастливым, и отношения со мной (с мамой) всегда даже превосходили мои ожидания. Мне очень нравится такая модель взаимоотношений родителей и детей.

Младший же пока просто прелесть, малыш.))) Каким он будет потом - в этом главная интрига.))) Думаю, что современная модель воспитания тоже годная, и всё с ним будет ОК.

Вообще я пришла к выводу, что постоянное появление новых концепций воспитания детей продиктовано больше законами рынка, чем какими-то новейшими научными открытиями.
Постоянно появляются новые, потому, что ВОСТРЕБОВАНЫ именно НОВЫЕ. Не важно, лучше-хуже, главное, по-новому! Ну и свято место пусто не бывает - на спрос находится и предложение.

Почему? А вот:
Типичная ситуация: рожает молодая мама первенца. Поначалу она понятия не имеет, что с ним делать. Вокруг тут же материализуются энергичные бабушки, родственники, "государство", "общество" - все ультра-опытные и любящие. И такие все уже социально-состоявшиеся, с квартирами, с доходами, с возможностями... Всё они точно и безапелляционно знают, что делать с этим драгоценным комочком, и ни в коем случае не допустят преступного дилетантства молодой мамочки. (В разной степени, конечно, но это давление бывает почти над каждой начинающей мамой.)

На что опереться молодой маме в отстаивании своего права самой решать как поступать с ребёночком? Как хоть саму себя-то убедить в приоритете своих решений?

Конечно есть спасительный гормональный всплеск - великое изобретение природы - который заставляет маму в первые дни агрессивно отгонять всех от ребёнка "нипочему", без всякой видимой причины, настаивать "это МОЁ"!!! (Думаю, что если бы не этот всплеск, гораздо больше детей воспитывалось бы у бабушек, или под диктовку разных "опытных и любящих".) Но потом гормоны уходят, и мозг требует логических доводов.

И вот тут, как меч-кладенец против многоголового дракона, молодая мама поднимает спасительные НОВЕЙШИЕ теории воспитания. А вот вам! Всё, в чём вы были опытные, сегодня объявляется чуть не преступлением! Теперь с детьми так нельзя! Они страдают! Теперь-то учёные уж точно поняли, как нужно воспитывать детей! И как вы только не уморили своих детей вашими варварскими методами?!

Недаром во всех новых теориях огромное внимание уделяется разгрому предыдущих. И всегда теперь именно "всё в корне наоборот", а не маленькие дополнения к уже известной концепции. И все бабушки рассеяно отступают перед этим грозным оружием - куда уж им против учёных с новейшими разработками, разве что деликатно посоветовать что-то.

Так было и 20 лет назад, то же читаю и сейчас, только теории поменялись.))) Но опыт мне показывает, что воспитывать можно по-всякому, всё равно всё получится! И нет никаких "обязательно" или "ни в коем случае" - всё, что нравится - всё будет верно. И теория, если надо подходящая найдётся.)))

С одной стороны, есть куча примочек, для того чтобы ребенком не заниматься, с другой — куча искусственных занятий, чтобы заниматься с ребенком.

Это пять баллов. Отлично сформулировано :)

Спасибо. Очень важные слова.

Интересное интервью, со всем согласна за исключением вот этого предложения:

" В Европе, в Америке с этим лучше, потому что у них есть традиции сидеть с маленькими детьми..."

Я живу в Бельгии, здесь декрет - 3,5 месяца, максимум можно до 7 дотянуть, но, как правило, бельгийские мамы уже в 4 месяца отдают своих малышей в ясли и выходят на работу. Культуры сиденния с бабушками нет, бабушки тут слишком заняты своей социальной жизнью.

Моя подруга живет в Испании, там похожие сроки : декрет 4 месяца. Во Франции тоже 4 месяца. Исключение составляют скандинавские страны, где декреты по 1-1,5 года, причем любой из родителей может его взять (действительно равенство!)

Я очень часто читаю в русских статьях, как в Европе все хорошо с детьми и это не совсем правда! Да, ясли и садики хорошие, но культура сидения с детьми отсутствует. Я на эту тему (пожалуй, единственную, но очень важную)завидую своим российским подругам.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account