Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Уже не про Макаренко
ludmilapsyholog

Ну, и последний кусок про коллективное воспитание.

Отсутствие ппроцедуры инициации и института "лесных домов" или чего-то подобного отражается и на обычных семьях тоже.  Подросток 13-16 лет, который рвется к самостоятельности, который жаждет "подвигов и атак", вынужден сидеть у маминой юбки и просить у папы стольник на кино. Его могут отчитать, запретить гулять, чмокнуть в щеку без разрешения и вообще. Это ненормально. Как себя вести в этой ненормальной ситуации не знают на взрослые, ни дети. Постояннно происходят конфликты.

Потому что не дело молодому льву оставаться во власти родителей. У него начинается стресс и крышу сносит. Это опять-таки на глубинном уровне заложено. Взрослый самец, который защишал детеныша, может наброситься на подростка. Особенно если тот начинвает "права качать" или свой половозрелый статус демонстрировать. Поэтому в природе подроски подальше держатся от взрослых самцов. А наш подросший детеныш вынужден не только находиться рядом, но и поностью зависеть от этого самого  взрослого самца. Стресс неизбежен.
Взрослым не легче. Доказано, что один из самых неприятных запахов для человека -- запах пота его собственного ребена, достигшего половой зрелости. То есть майка чужого ребенка просто пахнет, а своего -- невыносимо воняет. Это заложенный природой механизм предотвращения кровосмесительных связей. Очень хитро задумано. Только люди природу перехитрили и самозабвенно ругаются со своими детьми на тему "к тебе в комнату нельзя зайти, такой духан стоит". Вместо того, чтобы отпустить из дома, ибо -- пора.  

Конечно, люди могут быть добры и умны, и они все это по возможности смягчают и сглаживают, и мы все же не животные, нас больше гораздо с детьми связывает. Поэтому глотки не перегрызаем. Но нервы друг другу трепем. Кстати, в тех странах, где принято в 15-16 лет отправлять детей из дома на учебу, скандалов между подростками и родителями намного меньше. К сожалению, далеко не все люди добры и умны, так что семейное насилие между родителями и подростками -- очень и очень распространенное дело. Причем агрессором выступает то одна сторона, то другая. Про эмоциональное насилие и речи нет. Норма жизни.

Еще одно последствие отложенной сепарации (отделения) -- ненормальная отвественность родителей за дела детей после 14-15 лет. Я  всегда офигеваю, когда в школу вызывают родителей страшеклассников. Вот что, по мнению, школы, они должны сделать, чтобы Петя (1м 85 см роста и усы) делал уроки? А с родителя спрашивают за успехи Пети, за поведение Пети, за здоровье Пети. Ничего нет хуже, чем  находиться в ситуации, когда ты отвечаешь за что-то, но от тебя ничего не зависит. А потом удивляемся, почему родители подростков такие нервные...

В общем, хреново это все. У кого-то есть характер и харизма удерживать ребенка в подчинении лишние несколько лет. Вынесем за скобки, насколько это полезно для ребенка, но хоть так. У кого-то хватает коммуникативных талантов избегать резких конфликтов и договариваться, на полутонах, на сочувствии, так сказать, в память о недавней нежной любви между родителем и ребенком. У большинства -- не получается. И родитель с подростком огребают несколько лет непонятных отношений, унизительных или для одного, или для другого. И неизвестно, что для ребенка хуже и мучительней -- когда он сам "под каблуком" или когда он, не зная, что же делать, берет нахрапом верх над родителями и видит их отчаяние и слабость. Кстати, как писал тот же Макаренко, нет никого несчастнее ребенка, победившего собственных родителей. И тут он был прав.

Как, если была возможность, было бы правильно?
Если приводить пример, всем известный, то это, пожалуй, мир, созданный Роулинг. До 11 лет ребенок с родителями, напихивается их любовью по самые уши. Потом письмо, Хогвартс. Родители -- на каникулах. Учеба серьезная, таинственная, довольно опасная. Никто не делает переполоха из сломанной руки или спаленной брови. Нормальный процесс. Правила строгие. При это свобода собраний и объединений. Иерархия. Традиции красивые и овеяны легендами. Опасная и жесткая игра в квидич. Азартное соревнование между коллективами (факультетами). Учителя -- мудрые и вообще волшебники. Что еще надо для счастья? Конечно, при таком раскладе  и совершеннолетие может быть в 17 лет, дети вполне готовы. Кстати, волшебные родители эту дату свято чтут -- стукнуло семнадцать -- лезь хоть к черту в пекло, мама будет глотать слезы, но не запретит.
Собственно, к подобной мысли приходили многие фантасты, те же Стругацкие. Но они предлагали коллективно влспитываать годовалых, пока родители бороздят просторы Вселенной. Без комментариев.

К сожалению, сейчас западная (и наша) цивилизация развивается совсем по другому сценарию. Возраст совершеннолетия все отодвигается, детей все более рьяно охраняют и оберегают, работать запрещено, одним гулять запрещено, набивать шишки запрещено. Они частично находят отдушину в пресловутых неформальных объединениях, всяких готах-эмо-панках. Частично идут в антиглобалисты и другие протестные движения и жгут Макдональдсы. Частично капитулируют и сдаются, тупо сидя перел компом с пивом. Лишние люди. Онегин нервно курит в углу. Эти -- гораздо лишнЕе.

Оговорка.
Все это, конечно, справедливо именно для семейных, вполне благополучных детей. Если у ребенка был опыт депривации, потери, амбивалентных отношений, все несколько иначе. Впрочем, согласно Роулинг, и для таких детей Хогвартс был спасением.
Что касается наших детдомовцев, видели бы вы, как они расцветают в подобных условиях, пусть в миниатюре. В том же центре "Вдохновение", в тех же лагерях нестандартных, правильно сделанных. Им тоже нужны волшебники...
 



А когда с родителей спрашивают за то, как дети (15 лет, на минуточку) одеты? Причем не за соответствие дресс-коду даже, а за то, что что-то там неглаженное? И в это время я им пытаюсь объяснить, что состояние одежды подростка в этом возрасте - уже не проблема родителей :(

То есть - местами, по крайней мере, школа давит на родителей, а родители - на подростков. (А подростки сидят за компом и им ничего не надо, кроме того, чтобы отстали).

Вся эта система какая-то нездоровая. Когда за все отвечают родители - ответственности подростка просто не остается места. И они уходят в пассивный протест - ничего не хотят, особенно учиться, хотят играть в варкрафт.

Вообще ведь воспитание как таковое к 15 годам уже все, окончено. Функции должны быть другие у родителей - поддержка, страховка, сочувствие.

Вообще - надо перед ВУЗом хоть чуть-чуть работать, иначе очень не все могут понять, зачем вообще надо учиться.

Да с 15 лет надо работать. Ну, может, кроме явных гениев, которые интеллектуально пашут по 10 часов в сутки.
Только это подрыв экономики. Собственно, на самом деле вся эта борьба против детского труда, удлинение образования, отодвигание совершеннолетия есть не что иное, как повышение уровня занятости и снижение конкуренции. Взрослым, которые принимают законы, не нужны "молодые львы" на рынке труда.
А дети с ума сходят без производительного труда.

Спасибо.
Вы не могли бы посоветовать литературу для родителей подростков, в которой бы подробно про это все было написано?
К сожалению, не вызывать родителей Пети не дают сами родители Пети. "Вы не поставили вовремя нас в известность..." - любимая фраза. О случайной Петиной двойке, о любимой девочке, прогулке под дождем и потерянной ручке...
Каждый 7 класс начинается со скандала на родительском собрании, потому что не каждый шаг ребенка протоколируется и доводится до родителей. А убедить отстать от ребенка удается лишь единицы.

К сожалению, это нигде все в одном месте на написано. Я просто давно этой темой интересуюсь, поэтому наапливается материал и мысли. Можно почитать Кэмпбелла, "Воспитание сына", "Воспитание дочери". Эрик Эриксон "Детство", Кона интересная книжка есть, тоже чго-то там со словом "Детство".
Кстати, мой старший закончил вашу школу и я думаю, именно поэтому у нас не было особых подростковых проблем. Я вообще была не в курсе его учебных дел, да и не больно то хотелось. Ребенок идет в школу с радостью, аж болеть перестал -- чего еще надо? Может, и не Хогвартц, но почти :) По крайней мере, борода у директора в наличии :)
На будущий год младшая попробует поступать. Надеюсь, получится. Ей вообще жесть в обычной школе. Началка туда-сюда, а потом надо рвать когтти оттуда.

"Вот что, по мнению, школы, они должны сделать, чтобы Петя (1м 85 см роста и усы) делал уроки?"
- Вот именно этот вопрос я и задавала школе начиная с ребенкиных шестых классов. Спокойно и заинтересованно, всегда было интересно, что у этих школьных людей в голове и как оно устроено. Школьные люди падали в когнитивный диссонанс, вернувшись оттуда записывали меня в лучшие враги, но к ответу за то, чем я не распоряжаюсь, призывать переставали.
В общем, я возмутительно пофигистичный подростковый родитель. И, что характерно - чем больше пофигизма, тем лучше отношения и тем охотнее растущее детко откликается на просьбы.

Вот об этом я и думаю, когда слушаю родителей, которые 8-леток отдают в 1 класс. Это им 15 в 7 классе, а в 11 - вообще 19. Мне в 17 было душно в выпускном классе, модель трещала по швам - тесно в ней было. А при теперешней информированности да развитости прямо вижу этих 19-летних за партой, думающих только о ЕГЭ... Как будто брачный и призывной возраст из головы выдуман и не для них.
Спасибо, очень полезная статья!

У меня есть стописятдва сомнения касательно "идеального мира Роулинг". Насколько я понимаю, Хогвартс был списан (спародирован даже) с совершенно классической для Англии системы, через которую прошли поколения и поколения детей. Которая, если я опять же правильно понимаю, даже самими британцами считается довольно далекой от идеала...

Однако, судя по положению Британии в мире, результаты весьма неплохие у их системы образования.
В Хогвартце, кстати, нет дедовщины, характерной для частных школ, и еше важное отличие -- он принципиально демократичен. Это вам не Итон.

Очень здорово и внятно написано, Люд. И я очень-очень со всем этим согласна. Но при этом заранее себя-в-Федькины-13-лет боюсь - как же, единственный (видимо, так) сын, все в нем, все для него, все на него. Да еще и не вполне форматный. Как его такого отпустить от себя? Как бы себя заранее ко всему подготовить?

Превосходно!
Просто превосходные статьи!

Потом эти бывшие школьники даже работать нормально не могут - в лом... А зачем? Государство должно обеспечить минимальный уровень жизни, дать пособия на детей, обеспечить жильём....

Потому что когда они хотят, им доступно объясняют, что не надо. А они послушные...

Людмила, спасибо за пост!
И просьба - что бы вы посоветовали мамам "молодых самцов"? У меня двое мальчишек, 14-15 лет. Пока еще очень мои, но не потому, что я держу у юбки, а, скорее, наоборот - нет причины вырываться силком. Но чем их занять? Что это может быть? Кружков у обоих достаточно, я не в этом смысле :-)

Да они сами придумают чем себя занять. Но, конечно, можно идеи подбрасывать. Турклубы те же и т. д. Волонтерить уже можно в этом возрасте.

Что делать?!!!!
Я полностью согласна в теории. Но ЧТО делать? Родителям. Отправить на учёбу? Там плохому научат... А если к бабушке? В 10 лет рано, а во сколько?
Лагерь? Только летом.

Почему обязательно научат?
я учусь в университете в Москве, живу в общежитии.
по моим наблюдениям пить-курить-гулять тут начали только те, кого раньше родители держали в ежовых рукавицах. А если есть голова на плечах и адекватность, то ничему плохому не научишься.
В общаге люди меняются, но многие только сильнее становятся.

То есть получается, что надо спокойно отпускать парня во дворы, на волю? а можно ли интересоваться его друзьями и что он вообще делает?
Как Вы относитесь к скаутам КРутицкого подворья? это все та же несвобода и присмотр или все-таки хоть какой-то цивилизованный выход юношеской энергии?

Я про это не знаю, к сожалению.
Интересоваться можно. Любоззнательность -- это хорошо. Вставать поперек не нужно.

Боже ж ты мой, как мне повезло с мамой, оказывается...
именно когда мне было 13-16-18 я была уверенна что моя мама самая клевая в мире и вообще, оказывается, "нормальная". с уроками конечно было не чоень, но как-то особо это вроде настроение не портило. или портило.. не помню.
но отлично помню как прихордила с гулянок, пьяная до такой степени, чтос сейчас уже недостижимма, и мама просто открывала дверь, просто говорила привет и просто наливала такан воды на утро =)

Конечно же вот это идеология в чистом виде не подверждающаяся пркатикой, такое можно написать только не имея ни малейшего представления о жизни по другим правилам, непохожим на закон джунглей.
Разумеется в западной Европе ничего подобного не происходит, дети учатся в школе долоьше чем в России до 18-19 лет, потом большая половина идет учиться дальше в университеты, часто живут при этом вместе с родителями. Никаких описанных здесь катаклизмов не происходит, уживаться людям помогает культура. От животных люди немного отличаются, чем лучше человек воспитан и образован (родители, школа) тем легче ему уживаться и с ровесниками и с родителями.
В антиглобалисты идут единицы и ничего в этом нет страшного, идут, становятся старше, вырастают из этого. В европе каждый школьник знает массу вещей, которые помогают ему коммуницировать с окружающими и которые невдомек многим отечественным профессорам. Два-три иностранных языка, хотя бы один, люди терпимы - это тоже образование, окончить школу и думать, что сироты генетические уроды там невозможно, расистом трудно атестат получить, биологию будет тяжело сдавать.
Миф о наличии какой-то "западной цивилизации" можно сохранить только вдали от какой бы то ни было цивилизации, на персловутом "западе" все так разноообразно, порой до полной противоположности. В штатах детей нельзя оставлять одних ни дома ни на улице в 12 лет. А во Франции или Германии первоклассники в школу и домой одни ходят. Никто не запрещает.
Интеллигентная французская семья вполне может отправить пятилетнего ребенка в магазин купить к обеду бутылочку вина.
Хогвартс Роулинг насквозь литературен - это английская литература, напичканная цитатами из классики. Искать там злободневности можно, конечно, их немало, но делать это не будучи знакомым с повседневным бытом англичан - несерьезно.
Дети очень самостоятельны по сравнению с российскими, как мне показалось. Во французском студенческом общежитие именно это удивило, ответственное поведение, все учатся всерьез, никакой ожидаемой российским студентом свободы нравов, если уж мальчик гуляет с девочкой, то они, наверняка, думают о семье. Но такое крайне редко.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Огромное спасибо за пост. Для меня он прояснил очень многое.

Вы попали в Топ-30 Зиуса!

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Зиус поздравляет вас, и желает вам хорошего весеннего настроения!

Отлично написано! Хочется прямо-таки распечатать и вложить в конверт "Открыть, когда ребенку будет 12")

знаете, мы с друзьями из студенческой организации при ГУ-ВШЭ делаем лагерь для школьников. Дети - с 7 по 11 класс. Программу пишем сами, организуем тоже практически все сами. Дети бывают разные от гиперактивных до очень закрытых или капризных. Но практически всегда работает одно и то же - отношение к ребенку как к взрослому, объяснение, почему установлены те или иные правила.
демократичность работает)

Да, такие лагеря как раз заполняют хоть немного нишу и очень детей "держат на плаву"

Еще хотелось сказать - самое ужасное, что я с этими детьми видела, это когда родители все за ребенка все всегда сами решают, не приучив его делать самостоятельный выбор, отвечать за последствия этого выбора. и в результате удивляются - почему ребенку ничего не надо.

недавно мама обманом привезла сына к нам не деловую игру, не сказав ему, куда его записала. мальчик вообще ничего не хотел делать. но меня прямо-таки передернуло, когда на каком-то этапе он сказал "Все говорят - я хочу, чтобы ты сделал то, а я хочу, чтобы ты был таким. Но почему никто никогда не спрашивает, чего Я хочу..."

Ну, он еще рефлексирует и возмущается. Есть шанс, что дотерпит и пошлет всех.

В последнее время всё чаще встречаю удивление у собеседников, когда говорю, например, что с 6-ти лет сам ездил в метро через полгорода, а в школу маму вызывали всего 2 раза - в младшей и средней школе, больше у них не было желания её видеть ). Никогда не получал карманных денег от родителей, но деньги всегда были. Зарабатывать начал с помощью родни в 5-6 лет, во 2-м классе уже пытался организовать свой бизнес, в 6м классе получил первые доллары. Это всё в начале 90-х )). Опыт бесценный и абсолютно добровольный. Уже не раз намекали, что надо бы о своём детстве написать, возможно, интересно бы вышло ). На мой взгляд, чуть ли не самое важное, к чему родители должны стремиться - это развивать в ребёнке самостоятельность (с необходимыми для этого качествами). И чем раньше - тем лучше. Конечно, есть некоторый побочный эффект, но положительный значительно важнее.

Представляю себе в нашей, например, школе, второклассника, заработавшего доллары... Был бы, наверное, педсовет и вообще кипиш.

У нас тоже есть своего рода Хогвартс. Физ-мат школа при НГУ, такая же есть и при МГУ. Я в такой училась. Мне было как раз 16, когда я уехала неизвестно куда за 4500 км от дома.

Вот там я наконец "наелась" знаниями и занятиями, которые были просто недоступны в обычной школе, пусть даже продвинутом лицее родного города.

Вот что делать со среднестатистическим домашним ребенком - все понятно. А вот что с депривированным? который панически боится оторваться от маминой юбки и жить отдельно? при этом этот ребенок гораздо самостоятельнее своих сверстников, прекрасно ориентируется в городе и т.д. Единственное, моментально теряет голову, если мамы нет рядом больше суток. Даже если есть няня, а мама всего лишь в командировку уехала.
При этом ребенок хочет большого спорта и есть к этому все данные. Но я не могу быть уверена на сто процентов, что к ее 15-16 годам мы будем жить в том месте, где я смогу обеспечить этому ребенку возможности заниматься этим спортом на должном уровне и жить при этом дома.

Ну, если мы про идеал, то не должно быть депривированных детей в принципе. А если про реал -- что делать, восполнять депривацию. Сколько надо, столько и надо. К 15 годам онасможет решать. Впрниципе уже и психотерапия возможна в этом возрасте. Это, кстати, типичная проблемадля приемных детей, даже уже взрослых совсем.

А можно про реальность? :) Скажите, как быть с резкой потерей интереса к учёбе у льва-подростка? Когда он кладёт ваще на всё и никакие напоминания о том, что ему поступать в вуз, не действуют? Как говорит моя мама про брата, "я его три года несла на руках" - в смысле, доучивала буквально через силу. Годам к 16 эта временная тупизна резко прошла, и к вузу парень подошёл готовым. А вот моему мужу в той же ситуации родители пенделя не дали, понадеявшись на самостоятельность дитяти, и в желанный УПИ он поступить не смог, о чём сейчас жалеет страшно.

Ой, родители всегда виноваты. Дали пенделя -- сатрапы, не дали -- тоже плохо.
Корреляция такая: чем больше парятся родители, тем меньше дети. К 16 годам тупизна проходит у всех. Главное, чтобык этому времени стойкое отвращение не сформировалось. Вполне реально выучить все, что нужно для поступления, за год, если есть мотивация. А если нет -- хоть убейся. Ношение на руках, к сожалению, часто заканчивается зависимостями. Не всегда, но риск высокий.

(Удалённый комментарий)
наконец-то все стало на свои места!!!
наконец-то я смогу объяснить своей свекрови, что не надо себя казнить за то, что отпустила своего сына, а моего мужа, в 17 лет из дома. он после окончания школы и успешной сдачи экзаменов в тот ВУЗ, в котором его хотели видеть родители (весной сдавал, была такая практика в 90-е годы), пришел домой и сказал: "мама и папа, я поступил в тот ВУЗ, в который хотели вы, а теперь я поеду поступать туда, куда хочу я", и уехал через полстраны в Питер. Поступил, выучился, подрабатывал, жил впроголодь. сейчас ему 30, он "мужик, который отвечает за свои слова", и несет ответственность за семью.
а свекровь до сих пор казнит себя, что "ребенка из дома отпустила", сама не понимает, что именно за это ей сын и благодарен

вы сначала своих вырастите. отпустите. поживите одна, без них. посмотрите издали на их шишки, не поспите ночами пару-тройку лет.
а потом уж со свекровью поговорите. тогда толку больше будет от разговора. честное слово.

говорить "я мог, я начинал один, мне никто не помогал, я сам все сделал" - хорошо и почетно.

но гораздо труднее сказать "я ребенка отпустил. я ему не помогал. он все сделал сам". вот когда такие слова сможете сказать - тогда и разговор будет предметный, а не отвлеченный.


Внимательно прочёл все 4 поста. Три сезона был пионервожатым 90-92. Было это после армии и у меня были довольно специфические взгляды на воспитание (мальчиков), я давал стресс и фиксацию на себе, далее личный пример. Но вот Макаренко мне очень пригодился. Отряды (самые интересные т.е. 11-14 лет) были по 48 человек из них 28 мальчиков, девочек тоже приходилось брать под крыло т.к. напарницы мои или приезжали отдохнуть или тихо сидели и плакали на скамеечке что девочки их послали матом. Так вот, без структуризации (разбиения по взводам, назначения старших итд) один человек не в силах контролировать 48, он даже 20 не в силах контролировать, максимум 5.
Далее, Вы говорите, что методы коллективного воспитания в бозе почили вместе с Макаренко, это не совсем так. В жёсткой и извращённой форме они присутствуют в армии (и возможно в тюрьмах, не был не знаю), в спортивных коллективах, в качестве самоорганизованных они присутствуют во дворах, населённых пунктах (т.н. "улица"). Из педагогики это действительно ушло, но не только под воздействием государства. Чтобы организовать самовоспроизводящуюся воспитательную форму (коллектив) необходимо быть очень сильной характерной и яркой личностью, первых нужно заворожить, потом уже пойдут циклы передачи.
С уважением, Дмитрий

Очень правильный коммент.

Именно это происходит в детских коллективах, которых контролирует минимум взрослых - разбиение на группы с лидером, и взрослый работает со старшими. И хорошо, если старший будет вменяемым подростком. Но далеко не все подростковые лидеры такие, какими их хотят видеть взрослые.

В пионерском лагере еще не так страшно - учебы нет, а после окончания смены дети поедут домой. И даже если внутри ячейки сложились плохие отношение, это не так страшно. А вот в школах типа интерната подросток так и живет внутри ячейки, какой бы она не оказалась.

Я тоже работала вожатой в лагере в 95-м, нас было двое реально работающих на сорок человек 12-14-ти лет. Несмотря на то, что мы были в хороших отношениях с детьми, наладили контакты, бдили чуть ли не круглые сутки, была одна драка с зашиванием головы за смену, было несколько менее серьезных драк, а окна мы им позабивали на третий день, потому что караулить всю ночь сил не было.

очень интересно написано. А как вы считаете - девочек тоже надо отпускать на волю в подростковом возрасте? Или точнее так - вы считаете, что современная школа подходит "стандартной" девочке. А стоит ли воспитывать девочку "стандартной"?

Я не говорю "подоходит". Просто легче переносится, чем мальчиками. Традиция лесных домов для девочек, кстати, меньше была распространена. Их все больше индивидуально курощали...
Но если уж мы не ждем, что женщина будет сидеть дома сама себе хозяйкой, ей тоже надо научиться работать в команд, в коллективе. Куда без этого в наше время?

?

Log in

No account? Create an account