Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
9 мая-2
ludmilapsyholog

Пережитая травма рушит образ мира, разрывает эмоциональные связи, вносит в жизнь хаос и чувство беззащитности перед силами судьбы. Весь этот болезненный опыт надо пережить, осознать, упаковать, чтобы можно было выстроить новый образ мира и жить дальше. Это большая душевная работа, порой занимающая годы. Чем больше «масштаб поражения», и тем дольше длится реабилитация.

Переживание ПТС имеет свои стадии, и вот это будет важно для дальнейшего разговора. Это: стадия шока, стадия отрицания, стадия осознания, стадия восстановления.
То есть сначала в ситуации травмы решается задача выживания и скорейшего выхода из травмирующей ситуации. «Лишние» функции сознания выключаются, рефлексировать и тонко чувствовать сейчас не время. Человек в шоке легко подчиняется приказам, его критичность ослаблена. Мы действуем автоматически, ситуативно, при этом часто совершая усилия, на которые неспособны в обычной жизни. В этом состоянии можно не есть, не спать, не чувствовать боли и холода. Потом, оглядываясь назад, невозможно бывает поверить, что все это выдержал и даже в процессе вроде бы не очень было трудно.
Чувства бывают «приморожены», все прежде значимое становится «не так важно». С другой стороны, когда непосредственная опасность отступает, бывают приступы нарочитой веселости, истеричности, раздражительности. Человек испытывает тревогу, чувство потери контроля над жизнью. Только что он изо всех сил выживал, а сейчас уже не понимает, зачем, собственно, и смерть кажется не таким уж плохим вариантом.
Именно так описывают многие люди в воспоминания свое и других состояние во время войны. Конечно, все и у всех бывает по-разному, и все четыре года без перерыва не могут быть сплошной травмой, жизнь продолжалась. Но общие закономерности таковы. Конечно, сама по себе длительность воздействия – тоже отягощающий фактор.
В процессе самой трагедии врачевание душевных ран невозможно. Горе -- непозволительная роскошь. Некогда оплакивать мертвых, некогда горевать по своей загубленной молодости, планам, чувствам, некогда вообще копаться в себе

Помню, какое впечатление произвела на меня в подростковом возрасте книга Ванды Василевской «Радуга». Она была написана прямо тогда, в 42 году. Мать ходит проведывать труп убитого сына-солдата. Другая мать своего застреленного мальчика закапывает прямо в сенях дома – там земля непромерзшая. И ходят по этим сеням, а куда денешься. Еще одна мать теряет новорожденного, смотрит, как его топят в проруби. Еще одна ненавидит своего еще нерожденного ребенка, потому что он – плод изнасилования врагом. Дикая, запредельная травма. И почти никаких чувств. Повествование такое сдержанное, просто факты. Нашла лопату, вырыла могилу, положила сыночка, закопала. Все это в одном селе. Все это в тысячи раз превышает масштабы того, от чего в обычной жизни люди сходят с ума, погружаются в депрессии, пытаются покончить с собой.  И название чудесное – «Радуга». Стадия шока.
 (Только, пожалуйста, не надо мне писать в комментариях, что книга заказная и что Василевская – любимая писательница Сталина. Я все это знаю. Это ничего не меняет абсолютно. Психологически точной книга от этого не перестала быть.)

На стадии шока помочь можно только делом. Спасти, защитить, вывести в безопасное место. Кстати, предание гласит, что именно после просмотра фильма по книге Василевской, снятого в 44 году, Рузвельт задал вопрос: «Чем мы можем помочь им прямо сейчас?» и помощь действительно усилилась. Не знаю, правда это или нет, но это нормальная реакция: чем я могу помочь прямо сейчас? Больше ничего не сделаешь. На поле боя, под обстрелом никто не будет доставать пулю и зашивать рану, повязку сверху – и все, до госпиталя. Или дотянешь, или нет. То же самое с душевной травмой.
И только потом, когда прямая угроза позади, начинается собственно процесс проживания травмы. Вот здесь происходили очень важные и интересные вещи.

Все знают про Парад Победы, но не все знают, что никакого Дня Победы в первые годы после войны не было. Сталин лично запретил его праздновать. Никаких парадов, никаких салютов, никаких цветов ветеранам. Все объединения ветеранов, которых тогда было много и они были молоды, также были запрещены. Никаких мемориалов, минут молчания, возложений цветов – ничего. Изучение событий войны, публикация воспоминаний не приветствовались.
Согласитесь, странно. Страшная война закончилась. Великая Победа одержана. Казалось бы, для государственной власти, чей авторитет был сильно подорван провалами первых лет – готовое решение. Делай культ Победы и пользуйся. Но нет. Вместо этого – заговор молчания. Табу на тему.
Почему так вел себя Сталин, более-менее понятно. Меньше всего ему хотелось, чтобы дело дошло до постановки вопроса, пусть просто в умах людей, о его роли во всем этом. У него-то, похоже иллюзий особых не было насчет своей роли, судя по некоторым признакам. Если уж он почти прямым текстом прощения просил и совсем прямым благодарил народ за терпение…
Гораздо важнее понять, почему сам народ не очень-то сопротивлялся этому замалчиванию. Вот хотя бы те же герои войны. Понятно, что не было никаких встреч школьников с ветеранами. Но встречи-то все равно происходили, хотя бы на коммунальных кухнях. И, порой, сильно приняв на грудь, ветераны рассказывали всякое… Но большинство – не рассказывали. Байки смешные травили или просто отмалчивались, мол, война и есть война, чего там рассказывать.
Книги, подобные «Радуге», после войны не появлялись или как минимум не публиковались. Все новые фильмы – бравурные, радостные или лирические. «Мы выжили, мы дожили, мы живы, живы мы». Стихотворение, откуда эти строчки, о другом совсем, но состояние то самое.  Радость избавления. Новая жизнь.

В психотерапии ПТС это называется «стадией кажущейся реабилитации», или «стадией отрицания». Ее признаки, прямо цитирую из пособия: «улучшение самочувствия, эмоциональный подъем, чувство   «начала новой жизни», подавление травматичных воспоминаний и чувств, «шапкозакидательство», обесценивание травмы вплоть до отрицания, рационализация (объяснения, почему все было так, как было и иначе быть не могло)». Однако при этом: «базовая тревога, чувство беспомощности, регрессия, инфантильные реакции, импульсивность поведения, резкие немотивированные перепады настроения, психосоматические проявления, проблемы с аппетитом (отсутствие или переедание), сексуальные проблемы». Многое здесь вспоминается, и явный глуповатый инфантилизм послевоенных «военных» фильмов вроде «Шесть часов вечера после войны», и много кем отмеченный страх перед фронтовиками, которые могли неожиданно «взорваться», и показное обжорство «Кубанских казаков», и даже то, что «секса у нас нет», над которым только ленивый не смеялся, а, на самом деле, как говорил один мой знакомый, «не смешно ни грамма».
Роль стадии отрицания – обезболивание, анестезия. Она дает передышку непосредственно после травмы, спасительно заслоняет от боли, позволяя после путешествия в ад снова укрепиться в жизни. Чем более безопасна обстановка, в которой оказывается человек после травмы, и чем больше его внутренний ресурс, тем короче будет отрицание. Тем скорее найдутся силы для проработки горя.
А вот с этим было плохо. Жизнь не спешила налаживаться. В реальности жили очень плохо и голодно. Сталин готовился к продолжению войны и собирал еду на складах. Безопасности тоже не было – пошла новая волна репрессий. Плюс внятное требование сверху не помнить, не говорить, не касаться болезненной темы.
В результате произошло то, что часто происходит и в жизни с отдельными людьми – застревание на стадии отрицания. Вместо спасительной передышки она становится искусственной заморозкой на годы. Когда долго работаешь, таких людей сразу видно – узкий, никогда полностью не раскрывающийся рот. Обедненные интонации, зажатая мимика. Неестественность реакций. Посмотрите фильмы последних сталинских лет, и вы поймете, о чем я. Все меньше чувств. Все больше лозунгов. Герои – как марионетки.

И тут, конечно, очень сильно отягчающим обстоятельством стала амбивалентность. Именно после таких травм застревание в стадии отрицания обычно бывает очень серьезным. Дети, пострадавшие от родителей – самый яркий пример. Они или вообще ничего не помнят. Или помнят, но не могут об этом говорить, вплоть до потери речи, до потери голоса, до спазмов и судорог при попытках. Или пережитая боль обесценивается – подумаешь, лупили, да мне нипочем. Или рационализируется: так и надо было, как же детей воспитывать без строгости. И очень много поддержки извне и очень много личного мужества надо, чтобы суметь сказать вслух: я пережил насилие. Это было со мной.
Если продолжать аналогию с раной, отрицание подобно пластырю. Сами знаете, что будет, если инфицированную рану плотно заклеить. Некроз тканей обеспечен. Вот и здесь не обошлось. Многое отмерло, многое… Живое, теплое, лучшее. И до сих пор не восстановилось.
Поэтому я никогда не употребляю слово «совок» по отношению к людям. Люди с патологическим протеканием ПТС бывают очень неприятны в общении, знаете ли. Но когда осознаешь степень их внутренней боли, то единственное, что остается – прикусить язык.

Но народ – все же не один человек. Всегда есть более сильные, более сохранные, с бОльшим ресурсом. Может быть, у них была хорошая семья, или друзья, или вера, или талант, или культура питала их душевными силами.  Так или иначе, как только появилась возможность – прорвало. И об этом дальше.



@Люди с патологическим протеканием ПТС бывают очень неприятны в общении, знаете ли.@
У меня отец в 14 лет убежал на войну и воевал "сыном полка". Жить с ним было ужасно. И у меня и у брата (от его первого брака) потом были проблемы с психикой.

Я прошу прощения, наверное это не совсем важно, но фильм "шесть часов вечера после войны" как раз военный фильм. я это отмечаю т.к. с детства помню вот это изумление, что сняли фильм о победе и так точно, но никакой победы еще не было.

И спасибо Вам за тему.

да, 44 года фильм. так что он "глуп" по другим причинам.

Потрясающе и очень интересно.

Спасибо! Буду ждать продолжения.

да в первые годы после войны просто не до мемориалов было и не до торжественных встреч с ветеранами. Это были ещё не "ветераны", а "фронтовики", их было много и они никакого особого сакрального знания не несли ещё. А дети-школьники тогда войну вполне застали, что им было рассказывать?
празднование Победы стало иметь смысл, когда прошло лет 10. Когда появилась возможность на что-то оглянуться, вытереть пот со лба, что ли.


"Гораздо важнее понять, почему сам народ не очень-то сопротивлялся этому замалчиванию."
То есть Вы спрашиваете,почему народ,победивший одного врага не поднялся и на другого,внутреннего зверя?
Как иначе можно было сопротивляться?!!


Я думаю, это не вопрос, а риторический вопрос у Людмилы. В смысле, приглашение разобраться и понять.

Но про внутреннего дракона нифига не понятно. Сколько их - и никогда не понятно. И он всегда рядом, этот зверь. Вот мальчик, которого нормальные вроде люди изымают из семьи и не отдают потом, из страха пострадать карьерно - вот он. Никуда не делся и не денется, мне кажется. :(

(Удалённый комментарий)
Спасибо, Вы подняли очень важную, общую тему. Буду ждать продолжения.

Дедушка прошел войну, потом работал инженером. Вспоминал, как была "мода" на всяких собраниях в речах говорить, что "фронтовики не должны зазнаваться", "им предстоит еще трудом доказать, что и в мирной жизни они способны на подвиги" и т.п.

Сильно... Получается, мы все потомки таких поломанных войной личностей. Да и сами такие, потому что представления о воспитании детей у людей с нарушенной психикой далеки от гуманизма... Как представлю масштаб картины - такой ужас видится((

Масштаб большой, да.
Но я не соглашусь с "поломанных". Травмированных -- не значит сломленных. Это у всех по разному.

Людмила, а откуда информация про "Сталин лично запретил день Победы"?
Специально спросила у мамы, 1937 г. рождения, она помнит, как они в 1947 в Ленинграде на салют ходили в День Победы.

Да, отмечали в 45, 46 и 47. Потом запретил. Только через 18 лет вернули.

Никапельки не споря и со всем соглашаясь, маленькое замечание насчёт "секса у нас нет". Фраза была сказана тогдашним министром культуры(вроде) и целиком звучала " В СССР секса на экране нет" Это потом уже из контекста выдернули.

Нет, это тетка какая-то лет 45 сказала на одном из первых ток-шоу в 80-х. Просто участница.

Вот воспоминания на эту тему детей фронтовиков
http://halbin.livejournal.com/13605.html

Всё замечательно, девушка, но Вас как будто лет двадцать назад заморозили, а разморозили только вчера. Смешно читать мифы про банкеты Жданова в блокадном Ленинграде, про "в СССР секса нет" и т.д. Вы познания черпаете не из подшивки "Огонька" за 89-й год?

Написано интересно, и очень жаль, что попадаются такие ляпы, порождающие сомнения в достоверности остального написанного.

А у Крона в "Доме и корабле" тоже ляп про торт в блокадном-то Ленинграде? Вы тока гляньте пожалуйста, в каком году и главное - КЕМ эта книга написана была...

?

Log in

No account? Create an account