Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Детки в клетке-2
ludmilapsyholog
Очень много пришло отзывов про травлю в школе. Просто буря какая-то.
Интересно, что нет ни одного про то, что "я самв детсве кого-то травил по дурости". Это потому, что у меня и правда, как кто-то написал, "журнал для белых ворон"? Или это вытесняется и не помнится? 
Есть кто-то, кто помнит, что сам участвовал в травле? Как это изнутри было? На чем было основано чувство своей правоты? Было бы интересно услышать.

Вообще про это все много можно чего написать, за раз не получится.
Пока только одно. Главное, что я сейчас, когда эта история длится уже давно и даже мне казалось, в последний год уже подутихла, поняла. Самое большое зло в подобной ситуации -- психологические бредни про "в конфликте две стороны", и "надо начать с себя", и "надо попобовать конструктивно". Да, я боялась незаметно для себя оказаться в ситуации "ах, мой ребенок такой необычный и тонкий, а все вокруг просто звери". Я это наблюдала не раз и знаю, как родители при этом бывают слепы. И всегда находилось кому на это намекнуть -- мол, ну, конечно, конечно. Она у вас и в сад не ходила, избалованная  и вообще  "слишком чувствительная".
Она и правда чувствительная. Ее не обижали дома. Она офигевала от агрессивности детей, от того, что они не останавливаются, когда плачешь. Никак не могла этого понять -- что смешного, когда человек плачет.  "Недостаточно социализирована", как это назвала школьный психолог. Потому что "достаточно" -- это когда уже в семь лет все чувства отрезаны и никому не веришь. А наша  из-за каждого дождевого червя раздавленного расстраивается. И не просто расстраивается, а лезет вгрязь их "спасать". Даже сейчас, после всего, если с любым из этих "деток в клетке" что-то плохое случается, говорит с большим сочувствием о них и готова помочь. Ну, такая она. Так вот избаловали. На мой взгляд, все это немного чересчур, но это отдельная задача, которую ей еще решать: установить границы своей готовности понять и помочь. 
Конечно, до ярости можно довести любого. И у нее внутри это есть, мы-то знаем. Но не в восемь же лет Евпатия Коловрата изображать. Да и страшно это, ярость.  Вон примеров понаприводили...

Весь второй класс мы "начинали с себя". С учительницей беседовали.  И с директором говорили. И детей пытались перенастроить. И своего ребенка к психологу водили. И вроде оно становилось лучше, и почти хорошо, и придраться конкретно не к чему.  И она не жаловалась особо, не отказывалась ходить. Как-то философски стала настроена: "Я в нашем классе аутсайдер, но это только в классе. В других местах все хорошо." Направили усилия на обеспечение "других мест", достаточно качественых. Ребенок там счастлив.
Школу вроде глупо сейчас менять -- там  прогимназия, через полгода все кончится. Вроде было  терпимо. И тут эта драка. 
 
Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать одно: идиоты.
Надо было делать то, чего требовал родительский инстинкт и чего хотелось больше всего -- устроить такое, чтобы мало не показалось никому. Тогда еще, сразу, как стало понятно, что происходит. 
Из-за всех этих "конструктивов" и "начать с себя" испортили ребенку детство. А самооценка в результате у нее такая, что не знаю, как она будет в этом году  в хорошую школу поступать.  Вернуть веру в себя теперь - большая задача.

В общем, не делайте так никогда. Если ребенок мал, а однозначной поддержки со стороны учителя нет, и  даже есть прямая или косвенная поддержка травли, надо не в себе и в ребенке копаться, а вступать в конфронтацию. Называть вещи своими именами. Это -- эмоциональное насилие. Это нужно прекращать. Желательно, конечно, е под лестницей, и не доской с гвоздем. Как -- в другой раз обсудим.

всегда читаю вас с пониманием и уважением.

восемь лет это совсем не мало. ребёнок будет встречаться со всё большим колличеством агрессии и "психологического вандализма". и если вырастет симпотичной или красивой, или того хуже умной, то травля будет непрекращающейся весьма долго.

восемь лет это как раз возраст когда занятия физической культурой идут в пользу ребёнку. лучше подготовить ребёнка к агрессии которая неизменно следует в пути человека со сбитой "стайностью".

на ряду занятий с музыкой, плаваньем, шахматами, и балетом, весьма полезно рассмотреть хорошую секцию по карате, кудо, теквандо или если девочка крупная то бокс.

к сожалению что-бы быть добрым, надо быть очень сильным.

С уважением...

P.S. "Есть кто-то, кто помнит, что сам участвовал в травле? Как это изнутри было? На чем было основано чувство своей правоты?"

на принципах "стаи".. вместе мы сила. и тд. а для занятия лидируюшего положения нужно бить слабых. "нагни слабого.. чтобы сильный не приблизился и не нагнул тебя".. дикие, первобытные принципы, доминирующие в детской психологии.. к сожалению не только в детской.


Edited at 2010-12-20 03:04 (UTC)

мне очень хорошо айкидо помогло
как в плане уверенности, что смогу защитить себя, так и в плане общей гармонизации всего на свете :)

(Удалённый комментарий)
Спасибо за ваши записи!
Спасибо, во время как раз!
У нас девочка тоже такая же, эмоциональная и чувствительная. И вот она в школу пошла, после трех лет экстерната. Почему пошла долго объяснять, если кратко, то это было общее решение и ее и наше. В общем все нормально было. Класс принял хорошо, поначалу. А потом началась любоффф. Мальчики там неподецки озабочены отношениями с девочками, да и девочки тоже. А наша еще ни сном ни духом. ТАк вот парочка мальчиков уж очень настоичиво добивалась ее любви, пуская в ход всякие не мужкие приемы. Один, более безобидный в плане травмоопасности, сказал, что если она не будет отвечать ему взаимностью, распустит о ней всякие слухи и в частности будет говорить всем, что она лесбиянка. (Блин, это только 4-й класс!) Второй, более агрессивный, проявлял свои чувства путем физического насилия. Пинал, толкал, задирался всяко.
На собрании отец поговорил с родителями первого, а второго выловил перед школой и сказал ему коротко: "еще раз тронешь мою дочь, оторву тебе яйца".
Как мне в детстве не хватало такого отца!!!
Мальчики пока успокоились.

Да, когда мальчики достают -- это проще. Со страшим у нас было подобное, там тоже хватило одной этой фразы в исполнении нашего папы.

В 4 классе, я 3 четверти отучился в одной школе, где меня травили под руководством учительницы. Доходило до того, что она мне прозвища придумывала.
После этого, я оказался в аутсайдерах аж до 9 класса. Где, при помощи спорта, выбился в "люди". В травлях после этого, конечно же участвовал, но всегда очень вяло, скорее довольно ржал наблюдая.
А уже в 11 классе, в выпускном, у нас из ситуации, где трое тиранизируют половину класса, сформировался дружный коллектив, куда не смогли вписаться две очень странные девочки. Впрочем, их никто не трогал, просто не общались.

(Удалённый комментарий)
Неправда, что травля и ее преодоление делают сильнее и кого-то куда-то готовят. То, что нас не убивает, - нас калечит. "Сильнее" - это высокая самооценка; травля еще никому самооценку не поднимала.
Все, что можно делать "начав с себя" - это научиться воспринимать этот коллектив и эти отношения как нечто чуждое и внешнее: например, в младшей школе преследования старшими мною воспринимались как неизбежное зло вроде слякотной погоды; неприятно, но ни на что особо не влияет. Зато уже в институте травля со стороны соседок по комнате аукнулась со страшной силой - потому что дом, как ни крути, это "внутри".
И да, нельзя считать, что жертва "сама виновата", что это с жертвой что-то не так - в 90% случаев дело совсем не в этом. Наличие жертвы - это вообще нормальное явление для детского коллектива, которым не занимаются.

Про травлю. На чем было основано чувство своей правоты?
Жертва представляется каким-то гадким, нелепым, раздражающим существом (тут может быть любой набор черт: заучка, плохо одет, дефект речи, неуклюж или странный, но на самом деле это ничего не значит).
Ты гордишься тем, что на него не похож, а мысль, что у вас есть какие-то общие черты, вызывает внутренний протест. Хочется ударить, унизить, чтобы отделить его от себя. Наказать за гадкость. Ну, вроде как таракана убивают за то, что он мерзкий. В толпе это ощущение увеличивается, резонирует, ослабляются сдерживающие центры - ты не один так чувствуешь, а значит, ты прав. Кроме того, это весело. Ощущение удали.

Нет, сама я таким не занималась (ибо свой опыт - хорошая прививка), но, поскольку в своем классе была до пубертата пассивной альфой, то, в принципе, ощущения понимаю.

Вот прочла - и вспомнила, что была не только в шкуре жертвы, но и в шкуре травителя. Очень точное описание, ни убавить, ни прибавить.

Я участвовала. В пионерлагере. Один раз в жизни. В 12 лет. До сих пор стыдно. Не знаю зачем, если честно. И даже не в стадном чувстве дело. Наверное, радовалась, что не меня. Не знаю.

(Удалённый комментарий)
Вот кстати, отозвалось.
М.б. и не под дверью реанимации, но психологическое напряжение по-любому останется, и мне кажется, только очень сильная личность может упиваться чувством "ну что, съели?!" и гордо ходить под ненавидящими взглядами.

Открытая демонстрация силы и агрессии - единственное, что помогает в таких случаях. По себе знаю.
Мои школьные товарищи любили толпой поглумиться над теми, кто слабее и младше. В покое, причем сразу, оставляли только тех, кто злился и шел в отмашку. Или за кого заступались еще более старшие и сильные.
Девочке в этом плане проще - она может дать в глаз и пацану и девчонке.
Мне было сложнее - меня травили девочки. Их нельзя было бить.

Вы не в Англии выросли? У нас никаких поблажек девочкам не было! Наоборот, девочки были в худшем положении, ибо слабее.

спасибо вам за ваши посты
я в епрвый раз попала в ситуацию, когда ребенка начали обвинять, что он укусил другого ребенка, когда ему было 3 года (оказалось, он просто ответил укусом на укус, но обвиняли только моего). И я поняла, что буду биться за своего, сколько сил будет. Кто еще его защитит, если не мама?

буду ждать другого раза, чтобы узнать, как поступать, когда нападают дети...

муж до сих пор с содроганием вспоминает, как его в 6 лет травили 10-тилетние мальчишки, а его отец стоял на балконе дома и спокойно на это смотрел - "сам разберется, мужик вырастет".
муж вырос, сделал выводы из ситуации, и теперь яростно защищает нашего сына от любых, как ему кажется, нападок отружающих. не могу сказать, что это всегда хорошо, но все же лучше, чем равнодушное - "сам разберется, мужик вырастет"

Если в таких постах вы поставите скрининг комментов и писать будут откровеннее. Сеанс стриптиза не каждому хочется устраивать.

М.б. это вас подбодрит:
меня растили в парадигме: если ты умеешь читать (писать, думать, придумывать и т.д.) это не твоя заслуга, а скорее даже недостаток, потому что предрасполагает к зазанайству.
И, разумеется, я была априори виновата во всех конфликтах с моим участием. Отчасти я действиетльно была виновата, т.к. родители мне озвучили, отправляя в школу: давай сдачи, а мы ничего делать не будем, а кто-то из сверстников научил бить между ног -- что я по анатомической наивности поняла как: бей ногами в нижнюю часть живота :((
Так вот на выпускном (а меня так и не перевели в другую школу, сколько бы я в старших классах ни просила) наша историчка сказала моей маме: "Ну, Лена всегда умела все организовать так, как ей надо". Так что детки выживают и становятся выоскофункциональными даже при полном отсутствии поддержки родителей :)

Высокофункциональными - да, а сколько из-за этого теряют :(

Как на ситуацию прореагировали родители мальчика?

«Интересно, что нет ни одного про то, что "я самв детсве кого-то травил по дурости". Это потому, что у меня и правда, как кто-то написал, "журнал для белых ворон"? Или это вытесняется и не помнится?»

Так стыдно же.

А что тут стыдиться? Кого-то травили другие, кто-то травил сам, кто-то и в обеих ролях побывал. Все равно, что стыдиться того, что был беспризорным.

?

Log in

No account? Create an account