Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Детки в клетке-3
ludmilapsyholog
Да уж, посыпалось. Весь день читаю порциями комменты всех, кто побывал с той и с другой стороны. Волосы дыбом. Получилась какая-то энциклопедия детского горя. Особенно пробили воспоминания тех, кто участвовал в травле, чтобы самому не стать козлом отпущения. Кто боролся изо всех детских сил,  чтобы удержаться на предпоследнем месте и не попасть на последнее. Возникла страшная ассоциация с децимацией. Это когда всех строят в шеренгу и каждого десятого того... в расход. И когда считают, у первых-то быстро отлегает. А вот девятому... он очень дорожит местом девятого, а не десятого. Школьные годы чудесные.  А от ассоциаций с процессами, происходящими в обществе, вообще мурашки по коже.

Спасибо всем за слова поддержки, но конкретные рекомендации, если честно, в большинстве своем шокировали. Не знаю, может, я сама спровоцировала такое выражением "чтоб мало не показалось", но я точно не драки имела в виду!
Многие отмечают,  что их самих не защищали, поэтому сейчас они порвут за детей. Такая компенсация межпоколенческая. Оно и понятно, но все равно страшновато. Тут вспоминали уже нападения на учителей. К этому идет, что ли? Да и ребенка чужого пойти треснуть... Чем это лучше исходной ситуации? Чтобы с синяком не только мой, но и тот? И где, кстати, гарантия, что он потом не треснет моего или вообще не прирежет? "Жалеть своего, не жалеть чужих. " Шантажировать школу пожарными и СЭСом... Перенаправить травлю с этого ребенка на другого. Все это продолжение той же безумной реальности, принятие этих правил игры.  
Самому ребенку дать команду "гасить"? И? Знаете, сколько случаев, когда в результате он же и оказывался виноват? Или покалечен? Кроме того, это ведь все то же: "изменись сам". Моей, например, для того, чтобы начать стульями кидаться, надо было бы измениться внутренне. И тогда смысл?
Ну, уйти -- понятный совет. Не знаю, правы ли мы были, что не ушли сразу. Мы предлагали ребенку все время. Дочка не хотела бросать друга. А может, боялась, что в статусе новенькой снова огребет. Может, надо было настоять. Не знаю. 

Я предлагаю все же исходить из того, что и ребенок, и семья, имеют право сохранить в этой ситуации свою систему ценностей. 
И, кстати, именно поэтому расматриваю вариант ухода как крайний. Потому что непонятно, почему уходить должен тот, кто никого не трогал и ничего плохого не делал. Конечно, кроме случаев, когда ребенку явно невмоготу и он просит уйти. Или просто опасно. Тут уже не до принципов.  

Многие спрашивают: почему это возникает? Потому что такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это какраз возраст предподростковый, но сейчас все раньше становится, сдвигается в 8-9 годам. Им жизненно нужно чуство групповой сплоченности. Всем, кроме особо ярких интдивидуалистов.  Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, общая цель у них, общие интересы. В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли -- отучились -- разошлись.
А оно надо.
И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться ПРОТИВ кого-то. Тогда наступает счастье. Многие в комментах отмечали особое упоение, удаль, веселье, эйфорию, которые охватывают участников травли. Потому что они -- ВМЕСТЕ. И они -- ХОРОШИЕ. Не так важно, что в это вкладывается, высокие или красивые, или умные, или модные, или, наоборот, бравые двоечники. Важно, что с ними все ОК, потому что еще уверенности в себе нет, собственной сформированной самооценки нет, а быть ОК очень хочется. И тут такая возможность. Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то.
Само выражение "козел отпущения" пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и зафигачивать его в пустыню, на съедение демону. Удобно. Меняться не надо, делать ничего не надо, перекинул на козла -- свободен. Подобные механизмы существовали и существуют во всех культурах. Старо как мир. Ну, нам вообще далеко ходить не надо, в свете последних событий.

Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно,  есть. Но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, среднячками и "особыми", но при этом без насилия. Поэтому меня этот подход не устраивает. Можно объявить, что это, мол, у них такое распределение, и просто он омега, и все. Всем расслабиться.

Между тем вопрос, на мой взгляд, именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а  другие-то нет. Живут по-человечески. Мое убеждение, что до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.
А мы что имеем? Учителя сплошь и рядом вобще считают атмосферу в классе не своим делом. Или хотели бы что-то сделать, да не могут. Этому, кстати,  учат где-нибудь? В программе педвузов хоть говорят о таком феномене, как травля? Есть и такие,  что  сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом. Иногда невольно провоцируют. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок -- эстафета. Всем весело, учителю легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что "подвели команду".  Если учитель никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна.

Ну, а дальше вступают в силу действие системных законов. После того, как  группа назначила "козла отпущения"  и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе -- дело может далеко зайти. "Повелитель мух" или "Чучело" -- там все подробненько описано.

Плюс общий высокий уровень разлитой агрессии. Когда перекрыты каналы для направления агрессии по адресу, к источнику унижения и попрания прав -- в нашем случае наверх, к властям -- агрессия расползается вширь, лезет во все дыры, проникает в щели. Она в воздухе разлита, а уж форма найдется.

Пока прерываюсь. А то всю ленту вам забью кошмарами из детской жизни.

читала ваши посты и думала, что самое страшное, это поверить, что ты действиетльно такой, каким тебя видят и выставляют травящие.
вот поверить и смириться.
потому что бороться и делиться происходящим можно только сознавая несправедливость ситуации. а если ты уже в ней, внутри и согласен с ней, то становишься ее ядром. и пути наружу уже нет.

Да. Выбор между виктимностью -- я и правда плохой -- и идентификацией с агрессором -- вследующий раз бить будут не меня, а я. Бессмысленный выбор.

Дружить против всегда проще, чем за. Потому и не срабатывает без насилия, если нет организатора взрослого. И да, комменты очень показательны и во многом становится понятным, почему учителя сами порождают травлю - ибо иного способа организовать класс у них нет (не знаком он достаточно многим нашим гражданам - поскольку мыслим мы чаще в пределах - или я или меня).

Согласна. Я, к сожалению ни разу не видела, чтобы учителя вмешивались в такие отношения. Либо делали вид ,что не замечают, либо разнимали дерущихся и наказывали того, кто на их взгляд являлся зачинщиком именно этой драки, не пытаясь понять из-за чего возникла потасовка.

и всё-таки, наверное, в такой ситуации спокойнее - уходить.
просто, чтоб не превращать в кошмар жизнь ребёнка.

мои дети сейчас учатся в такой школе, где взрослые всерьёз занимаются сплочением коллектива,
общением между детьми,
и там такого не бывает, потому что учителя - в курсе,
и отношения между детьми отслеживают.

а в началке я видела, как травят более слабых, и вообще - инаких.
и от каждого конкретного учителя зависит, будет в его классе процветать эта травля - или нет.

Между тем вопрос, на мой взгляд, именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а другие-то нет. Живут по-человечески. Мое убеждение, что до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых.

я, как по жизни аутсайдер-индивидуалист-и-вообще-сама-по-себе, поучившись в разных коллективах и понаблюдав за другими, могу сказать, что и в подростковом возрасте обычно все зависит от взрослых, и даже в университете в формировании отношений внутри коллектива не последнюю роль играют преподаватели

+1

Своего мнения у детей (также как и у большинства взрослых) еще нет. Даже критика взрослых происходит фактически с позиции их несоотвествия тем ценностям, которым они учат детей.

Оказаться в ситуации травимого - очень неприятное воспоминания, и надолго. Но оно важно для формирования личности.

Узнать, что люди готовы делать тебе зло просто так, однажды приходится каждому, и для взрослого это может стать непреодолимым потрясением.

Зло не просто так, а ради получения удовольствия.

Я, когда в школе была, участвовала в травле. Была у нас девочка Оля. Она была... знаете, правильная такая, с хорошими оценками, и очень любила всем в это тыкать носом. Как-то классе в пятом мы играли с ребятами в "секретные материалы", носились по коридорам сложив пальцы пистолетом, ну и задели ее случайно, и она потом нажаловалась на нас учителям, мол мы ее с ног сбили кэи топтали, как стадо слонов. Ну и маман у нее была малоадекватная - все вокруг были виноваты, кроме нее и ее дочурки. И вот ближе классу к восьмому-девятому мы ее начали выдавливать потихоньку из коллектива. Во главе всего этого стоял один мальчик Саша, этакий Драко Малфой местного розлива, но он был все же лучше, чем она - он хотел быть лидером, это да, но он хотел быть в коллективе. Он мог нас всех презирать, но в отличие от нее, он этого не показывал. Оля с мамой ходила жаловаться к директору, нас вызывали, "прорабатывали", но мы не останавливались. Мне кажется, я в тот момент поняла, какую силу мы из себя представляли все вместе.
И вот как-то раз после урока физики, когда народ не разошелся, а учитель вышел в подсобку, один из мальчиков вышел к доске и спросил - громко, во весь голос:
- Кто за то, чтобы Оля ушла из нашего класса?
И мы подняли руки. Все. И она молча встала, собрала вещи и ушла, и мы ее больше не видели.
И я почему-то не испытываю угрызений совести.

Edited at 2010-12-20 18:33 (UTC)

Было бы чем гордиться... "Силу представляем"

Вот когда я в школе учился - нам удалось прогнать неадекватную учительницу, собрав подписи с трех классов. Не потому, что "она была противная", а потому что она была некомпетентна и авторитарна.

А выгнать из класса девочку, которая вам не нравится - это, простите, убожество.

У нас был отличный классный руководитель с 5-го по 9-й класс. Предметником она была весьма средним, но с ней можно было просто поговорить.

А еще - нас постоянно "перемешивали". Не знаю, как точнее выразиться. У кого-то отмечали гуманитарные способности и хвалили на русском и литературе, у кого-то - математические и т.д. Получалось, что большинство людей в классе "круты" в своей области. Были более-менее постоянные команды, которые участвовали в городских олимпиадах - разные, в зависимости от предмета.

А еще - очень грамотно была организована внеклассная активность. Я хорошо училась, а вот с физкультурой были проблемы - меня и не трогали, а посылали на соревнования тех, кто хорошо бегал и играл в футбол. Особым артистизмом тоже не отличалась, поэтому редактировала тексты для школьных КВН-ов, а на сцене выступали другие. Получалось, опять же, что у всех свои достоинства: кто-то пишет хорошо, кто-то задачки по физике решает, кто-то бегает и прыгает, кто-то поет, кто-то на гитаре играет.... Немного наивно описала, но действительно работало. И всем было интересно. И все друг друга уважали.

Кстати, это такое уж далекое прошлое: конец 90-х.

Людмила, а ЧТО ДЕЛАТЬ?
Понятно, что очень многое зависит от взрослых. Но ЧТО КОНКРЕТНО они могут сделать?
Я не просто так спрашиваю, потому что работала школьным психологом (не очень долго, правда, 3 года), а в любой школе есть классы, в которых травят. И когда ко мне обращались за помощью родители (не дети, нет) и - реже - учителя, я совершенно не представляла себе, чем и как им помочь. И сейчас не представляю. Плюс собственный детский негативный опыт, нафиг (даже спустя 15 лет) забивающий все.
Умные люди ученые психологи что-нибудь пишут о работе с травлей? Пока мне попадались только статьи, описывающие механизмы возникновения этого, но не дающие никакой помощи.
Буду ОЧЕНЬ благодарна за любую информацию!
И спасибо вам огромное. За то, что затронули такую тему.

Не могу сказать, чтопрям знаю, чтоб наверняка сработало. Общие принципы примерно ясны. Но сначала хочется все же о том, как оно устроено внутри.

Мое мнение - детей нужно учить "прорабатывать" агрессию. "Выпускать" ее. Осознавать, чтобы не было проблем. Да, в цивилизованном обществе не принято решать вопросы путем насилия. Но насколько цивилизованно наше общество? Ребенок должен получить опыт ответа насилием на насилие - пока маленький. Тогда в более "травмоопасном" возрасте не произойдет эксцессов. Ребенок должен усвоить, что страх - плохой помощник, нужно научиться идти навстречу опасности - тогда она окажется не такой уж страшной.

Вы хорошо себе представляете ответ насилием на насилие, если с одной стороны - маленький забитый "ботаник", а с другой - пятерка хулиганов? А если это девочка? Могут покалечить. Или, предположим, первая драка закончилась благополучно. А потом что? Носить с собой дубинку?

Какой возраст Вы считаете нетравмоопасным? Первоклашка, дерущийся с таким же первоклашкой, вполне может приложить соперника о батарею. Случайно. Или сам поскользнется - и об ту же батарею... Кстати, я лично видела мальчика лет 4-5, который во дворе кидал в других деток того же возраста обломками кирпича. Кирпич в голову - не травмоопасен? Мои родители тоже тогда сказали что-то про страх и навстречу опасности. Но мы с 4-5-6-летними друзьями (которые, собственно, и были мишенью для кирпичей) посовещались и решили продолжить игры у кого-нибудь дома. Или в соседнем дворе.

еще и расчистка места видимо. потому что хорошо сидеть одному.плохо сидеть с неприятным человеком,которого все презирают.от этого можно "заразится"
в группе,где все пришли по доброй воле заниматься одним и тем же делом есть не только цель,но и способ понимания кто лучше.Кто больше преуспевает в деле-тот и круче. А в школе...детям какбэ все равно на процесс обучения.Он волнует только чтобы не хватать двойки,чтоб не читали нотации и не наказывали и кто есть кто понять не возможно.нет ни общей цели, ни возможности поговорить о чем-то интересующем,нет соратника.поэтому все друг другу потенциальные враги.

Сейчас мне сложно сказать что либо вменяемое - я только фрагментами помню, что было в школе. Домашнюю жизнь помню - школу как вырезало. Да и весь период с 7 до 14 - не помню (как не было)- только небольшие кусочки. Да и какие советы можно дать? Только высказать своё мнение, а дальше только мудрость самих родителей. Была ли аутсайдером - да, но с моим мнением я научила окружающих считаться (или это моё заблуждение). Травили ли - вроде было, но многого просто не помню. Школу и школьную систему воспринимаю с ненавистью. Чего мне всё это стоило - много-много работы с психологом и то путь до конца ещё не пройден.

Мне кажется тут два пути взаимодействия с внешним миром.
Первый - коменсировать травлю в школе, теплом и пониманием дома.
Второй - по возможности как можно скорее сменить школу, сколько бы усилий и времени это не потребовала. Если нет вменяемых путей решить ситуацию, проще мне кажется изменить условия задачи, то есть школу, окружение.
В любом случае, удачи и много много сил, вам и вашей доче. Нопасаран.

Согласна. Нужно менять окружение - школу другую найти, определить ребенка в секции, где сможет найти единомышленников, для которых он будет не жертвой, а личностью, другом. У меня в школе такой возможности нет, так и промучилась 10 лет в одном классе.

Спасибо за ваши записи.

Не знаю, помогут ли мои слова вашей дочери. Меня, как я уже сказала, не травили - всегда останавливались "на грани", но я была как бы в изоляции очень часто и я чувствовала, как легко стать тем, кого травят. Мой бывший сказал мне как-то, когда я рассказала ему про детство, что я была просто хитрой и поэтому, будучи "слишком умной" и осознавая опасность, держалась чуть на отшибе... Но если бы я могла обратиться к той себе, маленькой, я бы просто показала себе свою нынешнюю жизнь - показала бы, как мне хорошо, потому что я научилась оставаться такой, какая я есть, обрела сильный внутренний стержень, научилась жить той жизнью, которой хочется, выбирать себе коллективы и партнеров (друзей, мужчину). Я бы показала вот всю эту жизнь, которую я так люблю и сказала бы "вот видишь, все возможно, ты не одна такая, все еще будет, а все это не навсегда" - и поблагодарила бы себе за ту закалку, которую я прошла в детстве. Потому что, думаю, именно благодаря ей я смогла стать той, кто я сейчас...

Можно уточнить, а почему считается, что травят исключительно подростки и дети от 8-9 лет? Меня особенно жестоко травили в детском саду, куда меня отдали в пять. Я оказалась там в самом низу иерархии и меня били и поодиночке и коллективно. По-моему это вообще слабо зависит от возраста. иначе бы не писали про тот же моббинг, то есть травля взрослого человека на рабочем месте.

Моббинг (на работе) всегда непросто так. Там обычно вполне осознаваемые цели (подсидеть, выжить и т. п. ). В саду -- бывает. Но это почти всегда с прямой подачи взрослых. Подростки иногда -- не все и не всегда -- могут справиться сами. С наступлением юности потребность в стадности сходит на нет понемногу. А вот эти, предподростковые травли, самые иррациональные обычно. Но другие от этого не делаются приятней, конечно.

?

Log in

No account? Create an account