Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Вернулись со Святой земли
ludmilapsyholog
Много впечатлений, мыслей и чувств, хотя, конечно, удалось далеко не везде побывать, где хотелось.
Пожалуй, главное, когда ходишь по Иерусалиму, слушаешь все эти рассказы про где что было и когда, накрывает сильное смешанное чувство удивления, грусти, протеста, не знаю чего еще от осознания, что здесь, на этом крохотном, в общем -- за час обойти --  клочке земли, были убиты за тысячи лет миллионы людей. Убиты с именем Господа на устах. Ради Него.  Во имя Его. Не за деньги, не за земли, не за власть, что плохо, но как-то еще подлежит пониманию. Нет, убиты за святое.  За веру.  За истину. Убиты в том числе и теми, в чьих священных книгах написано -- "не убий". Во всех ведь написано. И при всем при том  ни из-за какого бабла не убивали так много, так жестоко и с таким сознанием собственной правоты, как ради Того, кто запретил убивать.
С тем же сложным чувством я смотрела на святыни, за которые бились и бьются. Стена, гора, храм, гипотетическое место захоронения, гипотетически тот самый камень. Места потрясающие по энергетике, прямо входишь в плотную стену людских чувств, молитв, решений. Но... не знаю. Для меня из всего этого как-то еще укрепилось убеждение, что любая святыня есть то самое идолопоклонство, и до добра оно не доводит. Потому что как только люди начинают придавать сверхценность стене, горе, храму, камню, они как-то сразу очень быстро становятся готовы за них убивать. Чувствуя себя при этом правыми и почти святыми. Или -- в самом лучшем, наименее людоедском и наиболее цивилизованном -- случае они там бурно продают изготовленные в Китае сувениры.
В этом смысле очень отозвалась надпись на входе в гипотетическую -- -- по версии протестантов -- гробницу Иисуса: "Меня здесь нет".
Не хочу никого ни в чем убеждать, это просто мои, очень личные, мысли и чувства.

да, очень согласна с вами.

Да. Поэтому могилу Моисея сделал Всевышний неизвестной никому. Именно чтоб не стало предметом культа.

Я когда бродила по Колизею, не могла отделаться от ощущения, что там крови по колено. И что люди, которые с интересом слушают перечисления экскурсовода - "В таком-то году убито столько-то людей, столько-то жирафов, столько-то львов" с удовольствием сидели бы на трибунах и на все это глядели. И казалось мне, что величия и красоты в Колизее не больше, чем в стадионе "Лужники", если бы они вдруг оказались полуразрушенными...

Проблема, Людмила, в том, что если бы мы не считали эти камни святыми на протяжении тысячелетий, у нас не было бы нашей страны, и жить нам как народу было бы негде. Незначительная такая деталь.

да и народа уже наверное не было бы... Но наше самоощущение - оно немного другое, отличается от того, что чувствует в Иерусалиме турист. Это наверное не объяснить...

"Не за деньги, не за земли, не за власть, что плохо, но как-то еще подлежит пониманию. Нет, убиты за святое. За веру. "
вообще-то не надо думать, что они были убиты не из-за денег или не из-за власти. Просто потому, что вопрос веры - это всегда вопрос власти и денег.

"Что ищете Живого среди мертвых?"

я вот тоже в храме Гроба Господня очень странно себя чувствовал...

от Иерусалима осталось тягостное ощущение безблагодатности и богооставленности
это очень субъективно, конечно
бывают другие места и другие храмы, где Он явственно присутствует - наверное у каждого есть хоть одно такое место

есть Иерусалим земной и есть горний. расстояние между ними - один вдох и один шаг. а уж по какому идти - личный и ежесекундный выбор каждого.

именно за власть

/ Не за деньги, не за земли, не за власть, что плохо, но как-то еще подлежит пониманию. /
религия - это всегда рычаг власти)) к вере и Богу прямого отношения не имеет)))

Re: именно за власть

О!!
религия- это всегда рычаг власти)) к вере и Богу прямого отношения не имеет

Я всегда поражаюсь, как тебе удается так вовремя и понятно высказывать мои мысли?)))
С приездом.
Я вот у нас в Крыму тоже часто задаюсь такими вопросами. Сколько крови пролито за "нашу" землю. Причем у всех практически народов- за идею. А в реале- за торговые пути, собственность, курортные зоны. так же и со святыми местами. Хоть тот же монастырь, где мы были...

Для меня нормально, что люди бьются за землю, за интересы своего народа, за возможность жить в родных местах и по своим законам. Протест начинается, когда для решения вопросов землепользования Бога привлекают. Потому что это развязывает руки покруче, чем самый оголтелый национализм, и напрочь отрезает возможность договориться, признать свою неправоту. Нам так сам Бог велел -- и точка.

Да, мне тоже отзывается, всё, что Вы говорите. Самую суть зацепили того, что у меня возникает при виде церкви, иконы, святых этих мест...
Правда, формулировки у меня такой нет.
Спасибо Вам!

А где кроме Иерусалима были? Как Вам вообще Израиль?

Интересная страна, яркая, разная. Мы были немножко в Эйлате, в Ашдоде, совсем немножко в Тель-Авиве-Яффе. На север совсем не успели. Очень трогательны общинные традиции, взаимопомощь. Очень все страстные и шумные. Местами очень похоже на мой родной Ташкент, местами на любимый мной Крым. Холмы, дороги, ветер, пыль, стойкие деревца на склонах. Люблю такую природу, она мне своя гораздо больше, чем березки.

Знаете, а я живу здесь. И хочу сказать, что те, чей Б-г сказал "Не убивай" - не убивали. А убивали те, кто этот призыв в свои религии механически скопировал.

О! Ну, этого я там много наслушалась. Эта линия дискуссии меня уж точно не греет. У нас вон тут своего народа-богоносца есть, и на самолете лететь не надо. Которого фанаты тоже уверены, что мы-то -- ни-ни, это все они, проклятые. Жиды или там татары, поляки, нужное подчеркнуть. Которые неправильно верят, ясен пень.

(Удалённый комментарий)
Очень печально, что вы смешали все, что там происходило, и не отделили для себя одно от другого. За что и кого убивали, например... Я расстроилась, особенно исходя из того, что однажды специально для вас моя подруга писала серию постов, чтоб понятней было. Думаю, если бы вы их прочли перед поездкой, вам это немного помогло бы. Извините, что я вклинилась, не смогла промолчать.

Что я должна была отделить? Тех, кто убивал за правильные идеи от тех, кто за неправильные? А за что можно убивать? А кого можно? Не кинете ссылочку на Писание, где поясняется, что заповедь "не убий" зависит от того, кого и за что? Если уж Моисей-Моше не удосужился нам разъяснить?

у меня были похожие чувства и даже убежденность. но совершенно независимо от этого, у меня именно в Храме произошла такая нежданная встреча с собой и с ощущением, что я в ладонях у Бога, именно вопреки всему идолопоклонству, что я вот в мае собираюсь второй раз ехать уже с другим чувством. А именно - что для меня эта земля ближе к небу и как-то небо в этом месте разомкнуто.
и поэтому я как-то незаметно вообще уплыла из этой парадигмы - святое ли место, сколько крови пролито, китайские сувениры... просто мне туда зачем-то надо, и там я что-то встречаю в себе, в людях, в местах.

Да в том-то и дело, мне кажется, что это ЧЕЛОВЕК встречает. А место в этом помогает каким-то образом. Одному одно, другому - другое.

?

Log in

No account? Create an account