Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Про бить или не бить -3
ludmilapsyholog
Ребенок открыл ля себя Конан-Дойля и теперь временно недоступен, погода такая, что никуда идти не хочется. Так что остается только писать дальше.

Модели моделями, но давайте посмотрим теперь с другой стороны: что есть сам акт физического насилия по отношению к ребенку (во многим все это справедливо и для нефизического: оскорбления, крик, угрозы, шантаж, игнор и т. д.). Какие есть варианты? Вот что я наблюдала в жизни, в работе и в описаниях в литературе, если ничего не упустила.  Буду признательна, если кто-то дополнит. Это важно понимать, чтобы можно было что-то с этим сделать. Располагаю по нарастанию жести.

1. Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта, как животные, в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка. У нас были соседи, а у них -- большая старая собака колли. Очень добрая и умная, позволяла детям себя таскать за уши и залезать верхом и только понимающе улыбалась на это все. И вот однажды бабушка была дома одна со своим трехлетним внуком, что-то делала на кухне. Прибегает малыш -- ревет, показывает руку -- прокушена до крови, кричит:  "Она меня укусила!". Бабушка в шоке -- неужели  собака с ума сошла на старости лет, а вдруг бешенство? Спрашивает: а что ты ей сделал? Ну, мелкий и говорит: "Ничего я ей не делал, я хотел с балкона посмотреть, а она сначала рычала, а потом ..." Бабушка на балкон -- там окно распахнуто и стул приставлен. Если б залез и перевесился -- все, этаж-то  пятый. Дальше бабушка мелкому дала по заднице, а сама села рыдать в обнимку с собакой. Что он из всей этой истории понял, я не знаю, с его точки зрения -- полный сюр, но отрадно, что у него будут еще лет восемьдесят впереди на размышления, благодаря тому, что собака отступилась от своих принципов.

2. Попытка ускорить разрядку, см. ссылки в предыдущем посте на эту тему. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой. Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом он имеет возможность утешиться и восстановить контакт.

3. Стереотипное действие, "потому что так надо", "потому что так делали родители", так требуется культурой, обычаем и т. п. Присуще дисциплинарной модели. Может быть разной степени жестокости. Обычно при этом при этом не вникают в подробности проступка, мотивы поведения ребенка, поводом становится формальный факт: двойка, испорченная одежда, невыполнение поручения. Встречается чаще у людей, эмоционально туповатых, не способных к эмпатии ( в том числе и из-за аналогичного воспитания в детстве). Хотя иногда это просто от скудости, так сказать, арсенала воздействий. С ребенком проблемы, что делать? А выдрать хорошенько.
Для ребенка также эмоционально туповатого оно не очень травматично, ибо не воспринимается как унижение. Ребенка чувствительного может очень ранить.
Вообще этот тип мы не очень хорошо знаем, потому что к психологам такие родители не обращаются, в обсуждениях темы не участвуют, ибо не видят проблемы и на задумываются. У них "своя правда". Как с ними работать не очень понятно, потому что получается сложная ситуация: общество и государство вдруг стали считать такое неприемлемым и готовы чуть ли не забирать детей. А люди реально не видят, из-за чего сыр-бор и говорят "а че с ним будет?". Часто и сам ребенок не видит.

4. Стремление передать свои чувства, "чтоб он понял наконец". То есть насилие как высказывание, как акт коммуникации, как последний довод. Сопровождается очень сильными чувствами родителя, вплоть до измененного состояния сознания "у меня в глазах потемнело", "сам не знаю, что на меня нашло" и всякое такое. Часто потом родитель жалеет, чувствует вину, просит прощения. Ребенок тоже. Иногда это становится "прорывом" в отношениях. Классический пример описан Макаренко, да и в комментах были яркие истории.
Не может быть сымитировано, хотя некоторые пытаются и огребают лютую и справедливую ненависть ребенка в ответ. Отдельные особи еще и себя потом делают главными бедняжками с текстом "Посмотри, до чего ты довел мамочку".  Но это уже особый случай, деформация личности по истероидному типу.
Этот вид насилия в нашей культуре очень распространен и почти одобряем см. про это статью Анны Варги здесь http://www.supporter.ru/pages.php?idr=23&id=39&pageid=2
Часто бывает на фоне переутомления, нервного истощения, сильной тревоги, стресса. Последствия зависят от того, готов ли сам родитель это признать срывом и ЧС, или, защищаясь от чувства вины, начинает насилие оправдывать и выдает себе индульгенцию на насилие "раз он слов не понимает".  Тогда ребенок становится постоянным громоотводом для родительских негативных чувств. Со всеми вытекающими.

5. Неспособность взрослого переносить фрустрацию. В данном случае фрустрацией становится несоответствие поведения ребенка или самого ребенка ожиданиям взрослого. Часто возникает у людей, в детстве не имевших опыта защищенности и помощи в совладении с фрустрацией. Особенно если они возлагают на ребенка ожидания, что он восполнит их эмоциональный голод, станет "сбычей мечт", той самой "мамой, которая всегда поймет и поможет" для них самих или хотя бы "идеальным ребенком". При столкновении с тем фактом, что ребенок этого не может и/или не хочет, испытывают ярость трехлетки и себя не контролируют. Ребенка вообще-то страстно любят, но в момент приступа -- люто ненавидят, то есть смешанные чувства им не даются, как маленьким детям. Воспитанники детских домов или отвергающих родителей. Иногда это психопатия.
На самом деле этот вид насилия очень опасен, так как в приступе ярости и убить можно. Собственно, именно так обычно и калечат, и убивают. Для ребенка оборачивается либо виктимностью и зависимостью, либо стойким отторжением от родителя, страхом, ненавистью.

6. Месть. Не так часто, но бывает.Помнится, был фильм французский, кажется, где отец бил сына как бы за то, что неусердно занимается музыкой, а на самом деле -- мстил за то, что из-за детской шалости ребена погибла его мать. Это, конечно, драматические навороты, обычно все прозаичнее. Месть за то, что родился не вовремя. Что похож на отца, который предал. Что болеет и "жизнь отравляет".
Последствия хреновые. Аутоагрессия, суицидальное поведение ребенка. Если родитель так сильно не хочет, чтобы ребенок жил, он чаще всего слушается и находит способ. Ради мамочки. Ради папы. В более мягком варианте становится старшим и утешает -- как в том же фильме. Реже -- ненавидит и отдаляется.

7. Садизм. То есть собственно сексуальная девиация (отклонение). Вряд ли это новая мысль, но порка очень похожа символически на половой акт. Обнажение определенных частей тела, поза подставления, ритмичные телодвижения, стоны-крики, разрядка напряжения. Почитать тексты на всяких БДСМ ресурсах -- там прямые аналогии везде. Не знаю, проводились ли исследования, как связана склонность физически наказывать детей (именно пороть) и степень сексуального благополучия человека. Мне вот сдается, что сильно связаны. Во всяком случае, самые частые и жестокие порки наблюдались именно в тех обществах и институтах, где сексуальность была наиболее жестко табуирована или регламентирована, в тех же монастырских школах,  частных школах где традиционно преподавали люди несемейные, закрытых военных училищах и т. д. И для меня довольно понятен тот факт, что пересмотр отношения к физическим наказаниям детей в общественном сознании случился вскоре после сексуальной революции.
Поскольку в глубине души взрослый обычно прекрасно знает, в чем истинная цель его действий, городятся подробные рационализации. А поскольку удовольствия хочется еще и еще, строгость усиливается все больше, чтобы всегда был повод выпороть. Все это описано, например, в воспоминания Тургенева о детстве с мамашей-садисткой. Так что если кто с пеной у рта доказывает, что бить надо и правильно, и начинает еще объяснять, как именно это делать, да чем и сколько, как хотите, а у  меня первая мысль, что либо ему не дают, либо у него не стоит. Ну, вот не могу отделаться.
Самый мерзкий вариант -- когда избиение подается ребенку не как акт насилия, а как, так сказать, акт сотрудничества. Требуют, чтобы сам принес ремень, чтобы сказал потом "спасибо".  Говорят : "Ты же понимаешь, это тебе во благо, я тебя люблю и не хотел бы, я тебе сочувствую, но надо". Сносит у ребенка систему ориентации в мире совсем, если он поверит. Он начинает признавать правоту происходящего, формируется глубокая амбивалентность с полной неспособностью к нормальным отношениям, построенным на безопасности и доверии. Фильм "Ночной портье" примерно про это, хотя и не совсем про ребенка.
Последствия разные. От мазохизма и садизма на уровне девиаций до участия в рационализациях типа "меня пороли -- человеком вырос". Иногда приводит к тому, что подросший ребенок убивает или калечит своего мучителя. Иногда обходится просто  лютой ненавистью  к родителям. Последний вариант самый здоровый при подобных обстоятельствах.

8. Уничтожение  субъектности. Описано Помяловским в "Очерках бурсы". Цель -- не наказание, не изменение поведения и даже не всегда получение удовольствия. Цель -- именно сломать волю. Сделать полностью управляемым. Признак такого насилия -- отсутствие стратегии избегания. Если помните, у Помяловского те дети, которые весь семестр старались вести себя и учиться хорошо и ни разу не были наказаны, в конце были жестоко пороты именно потому, что "нечего". Не должно быть никакого способа спастись.
В менее радикальном варианте представлено вол всей дисциплинарной модели, тот же Локк говорит буквально: "Волю ребенка необходимо сломить".  Просветитель, сразу видно. 
Откуда этот ужас перед волей ребенка -- отдельная тема.

Вы спросите: а где же собственно наказание как таковое? Я вот тоже себя спрашиваю. Не знаю. А оно бывает "как таковое"? Мне как-то не удается себе представить. Но, может быть, я не все здесь учла.

Чаще всего встречается 3 и 4. Реже 5 и 6, остальное еще реже. На самом деле 2 тоже, думаю, часто, просто про это не говорят, поскольку оно не выглядит проблемой и, наверное, ею и не является.
А вообще, по данным опросов, 52% россиян используют физические наказания детей. Такой вот масштаб проблемы.

Я была сильно гиперактивная (и, как па говорил, _вредная_) - меня мама несколько раз порола. Перестала, когда поняла, что установилось равновесие - пока она меня ремешком, я позволяю себе ругаться на нее вслух.

Стала с тех пор устно воспитывать. Не, я справилась - я невротик, конечно, но живое, замужное, детное и кандидат))))) но до сих пор для меня взрывная ссора просто не воспринимается как беда, или метод наказания. Это игра! - а вот тягомотное расспрашивание "нукактымогла" - ужас и бессилие.

Людмила, а напишите про ужас перед волей ребенка?
Он так распостранен и всегда был для меня загадкой.

Да, про это уже спрашивали. Напишу чуть позже.

А наказание - "чтобы в следующий раз неповадно было"? То есть ребенок совершил что-то из ряда вон (украл в супермаркете шоколадку, сжег классный журнал, сбежал из дома),и родители хотят так объяснить ему, что он не прав. Это я не про себя, если что. :)

это, наверное, подвид стереотипного

А 2 и 4 по-моему очень похожи, или я ошибаюсь? Вообще с ужасом узнаю в себе порывы 2, 4 и 5 типа.

Разница, наверное, в том, что при 2 выход дается чувствам ребенка, а при 4 -- родителя.

Людмила, а что делать-то? Особенно в случае 4 и 5?

себя воспитывать, чё.
дети -- лучшие воспитательи.

Мне однажды один взрослый мужчина рассказывал, что в возрасте лет 9-12 он с друзьями сжег стог сена (они жили в деревне). Стог погасили, но была реальная угроза всей деревне. Отец его после этого сильно выпорол. Это был единственный раз в жизни. Я спросила этог человека, как он воспринимает это сейчас, став взрослым. Он ответил, что и тогда, и сейчас считает это справедливым и ни о какой обиде наотца не может быть и речи (мне тогда показалось, что он был искренен).
Другой мужчина 46 лет от роду с болью вспоминал, как однажды, когда ему было лет 5, его мама уходила на работу, а он не хотел ее отпускать - вцепился в нее так сильно, как мог. Тогда его мама (родная) выломала прут и избила его этим прутом. По моему, он до сих пор мстит женщинам за то избиение.

а вот кстати важный момент. если ребенок считает происходящее честным - то как Багира отлупила Маугли - кончена трепка, кончена ссора... а вот если нет!..

У меня встречается только 1. За 5 "детных лет" встрелился 2 (2 раза во время детской истерики по ночам). Я - вымирающий вид?

Да нет, почему. Наоборот, нарождающийся :)

Какая прекрасная собака в п. 1...

Увидела себя в случае 5. Всё встало на свои места, спасибо. Боролась, менялась и продолжаю это делать (на мой взгляд успешно), но всегда удивлялась что со мной не так, откуда ЭТО. Теперь поняла, мне стало легче. Когда ясно видишь проблему, ее легче решать. Спасибо!

Себя сложно анализировать. Помню, по первости я била дочу по рукам, когд она пыталась лупить кулачками по стеклянным дверцам книжного шкафа - ей тогда было 1 и 9 и я ее только что привезла из ДР. Делала я это от животного страха, что стекло разобьется и полетит на нее. Меня остановило то, что она расплакалась и подошла утешаться ко мне же! Мне стало ТАК СТЫДНО перед ней, что это быстро прошло.
А еще я однажды ударила ее по попе за то, что она как-то уж очень по хамски ко мне обратилась. Требовательно и с вызовом (ей тогда было около трех). Тут я отреагировала спонтанно - вместо нотаций и разговоров я стукнула ее по попе (не больно!). Она отошла от меня, а через пару секунд (правда, очень быстро) вернулась и повторила просьбу нормальным тоном.

Бить не бил, но было осенью неловкое действие, утро, цейтно, в школу опаздывает и встала в позу нет и все. По какому то принципиальному поводу. И не добиться и не отпустить в школу, пока не договоримся.
Встряхнул в ярости. Оторвал от земли и тряхнул.
Извинился, когда вернулась.
На следующий день Маша сказала, что плакала всю дорогу в школу. И попросила больше не ссориться. Как ни странно с тех пор до такой степени коса на камень больше не находила ни разу. Дело не во встряске, естественно, от нее один вред отношениям.

"Вы спросите: а где же собственно наказание как таковое? Я вот тоже себя спрашиваю. Не знаю. А оно бывает "как таковое"? Мне как-то не удается себе представить".

:)))))


"Для ребенка также эмоционально туповатого оно не очень травматично, ибо не воспринимается как унижение".

А такие дети есть? Может таким детям изъятие не слишком то страшно, если они не парятся по мелочам?

Им как раз по заднице не очень страшно. А без родителей хреново.

мне показалось, или пункты четыре и пять – они в общем-то про одно и то же? чувствую, что у меня оно, но сдерживаюсь, хотя иногда убить хочется. сдерживаюсь, потому что всегда представляю себе картинку: выросший тридцатилетний сын рассказывает психоаналитику вот эту всю ситуацию и не понимает, почему мама, которая, вроде, была взрослая и вообще умнее и какого тогда черта она не смогла в тот момент с собой справиться?

Какая польза от психоаналитиков!
В 5 более все серьезно. Состояние 4 может у каждого иногда настать.

То-есть, родитель не испытывает чувств в этот момент? В чем тогда разница с 3?

и 2, и 5, и вообще, все запуталось окончательно. Т.е. насилие как класс неприемлемо, но и неуничтожимо? Это коммунизм какой-то в отдельно взятой стране получается, с четкой параллелью с историческим прошлым. НЕ наказывать не получится, т.к. идет культурная адаптация и т.п. Наказывать- значит подгонять себя и ребенка под классификацию, вешать ярлычок и идти к психологу с повинной головой и свежевзлелеянным комплексом "матери-ехидны"...
Могу дернуть за ушко ("Давай включим ушки. Я хочу разговаривать с тобой, а не с попой") и.т.п. И что МНЕ дальше делать???? Да, я могу шлепнуть. Тьфу-тьфу, описанных выше реакций стрессового состояния пока нет (надеюсь и не будет, ибо с взрослением все меньше и меньше приходится объяснять попе). Но я таки да виновата? И как мне теперь с этим жить? Моя, видимо, тупое невосприимчивое существо(. И да, в моем детстве опыт "бития" был почти теоретическим (все чувствовали себя одинаково паршиво и единожды опобовав как-бы отказались)) и никак на мне не отразился)))

уточняю: с п.5 - могла и погорячиться. Самоанализ такая коварная штука))) И да, НИ РАЗУ наказание без реальной шалости или истерики-СОЗНАТЕЛЬНОЙ,я имею в виду, со стороны ребенка не было. Фух.

52% это хорошо.

Я думала 97% примерно...


Может - просто не все признались?

Очень может быть. Скорее всего те, кто "просто иногда шлепнет" не считают, что используют физические накеазания.

?

Log in

No account? Create an account