Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Про бить или не бить -3
ludmilapsyholog
Ребенок открыл ля себя Конан-Дойля и теперь временно недоступен, погода такая, что никуда идти не хочется. Так что остается только писать дальше.

Модели моделями, но давайте посмотрим теперь с другой стороны: что есть сам акт физического насилия по отношению к ребенку (во многим все это справедливо и для нефизического: оскорбления, крик, угрозы, шантаж, игнор и т. д.). Какие есть варианты? Вот что я наблюдала в жизни, в работе и в описаниях в литературе, если ничего не упустила.  Буду признательна, если кто-то дополнит. Это важно понимать, чтобы можно было что-то с этим сделать. Располагаю по нарастанию жести.

1. Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта, как животные, в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка. У нас были соседи, а у них -- большая старая собака колли. Очень добрая и умная, позволяла детям себя таскать за уши и залезать верхом и только понимающе улыбалась на это все. И вот однажды бабушка была дома одна со своим трехлетним внуком, что-то делала на кухне. Прибегает малыш -- ревет, показывает руку -- прокушена до крови, кричит:  "Она меня укусила!". Бабушка в шоке -- неужели  собака с ума сошла на старости лет, а вдруг бешенство? Спрашивает: а что ты ей сделал? Ну, мелкий и говорит: "Ничего я ей не делал, я хотел с балкона посмотреть, а она сначала рычала, а потом ..." Бабушка на балкон -- там окно распахнуто и стул приставлен. Если б залез и перевесился -- все, этаж-то  пятый. Дальше бабушка мелкому дала по заднице, а сама села рыдать в обнимку с собакой. Что он из всей этой истории понял, я не знаю, с его точки зрения -- полный сюр, но отрадно, что у него будут еще лет восемьдесят впереди на размышления, благодаря тому, что собака отступилась от своих принципов.

2. Попытка ускорить разрядку, см. ссылки в предыдущем посте на эту тему. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой. Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом он имеет возможность утешиться и восстановить контакт.

3. Стереотипное действие, "потому что так надо", "потому что так делали родители", так требуется культурой, обычаем и т. п. Присуще дисциплинарной модели. Может быть разной степени жестокости. Обычно при этом при этом не вникают в подробности проступка, мотивы поведения ребенка, поводом становится формальный факт: двойка, испорченная одежда, невыполнение поручения. Встречается чаще у людей, эмоционально туповатых, не способных к эмпатии ( в том числе и из-за аналогичного воспитания в детстве). Хотя иногда это просто от скудости, так сказать, арсенала воздействий. С ребенком проблемы, что делать? А выдрать хорошенько.
Для ребенка также эмоционально туповатого оно не очень травматично, ибо не воспринимается как унижение. Ребенка чувствительного может очень ранить.
Вообще этот тип мы не очень хорошо знаем, потому что к психологам такие родители не обращаются, в обсуждениях темы не участвуют, ибо не видят проблемы и на задумываются. У них "своя правда". Как с ними работать не очень понятно, потому что получается сложная ситуация: общество и государство вдруг стали считать такое неприемлемым и готовы чуть ли не забирать детей. А люди реально не видят, из-за чего сыр-бор и говорят "а че с ним будет?". Часто и сам ребенок не видит.

4. Стремление передать свои чувства, "чтоб он понял наконец". То есть насилие как высказывание, как акт коммуникации, как последний довод. Сопровождается очень сильными чувствами родителя, вплоть до измененного состояния сознания "у меня в глазах потемнело", "сам не знаю, что на меня нашло" и всякое такое. Часто потом родитель жалеет, чувствует вину, просит прощения. Ребенок тоже. Иногда это становится "прорывом" в отношениях. Классический пример описан Макаренко, да и в комментах были яркие истории.
Не может быть сымитировано, хотя некоторые пытаются и огребают лютую и справедливую ненависть ребенка в ответ. Отдельные особи еще и себя потом делают главными бедняжками с текстом "Посмотри, до чего ты довел мамочку".  Но это уже особый случай, деформация личности по истероидному типу.
Этот вид насилия в нашей культуре очень распространен и почти одобряем см. про это статью Анны Варги здесь http://www.supporter.ru/pages.php?idr=23&id=39&pageid=2
Часто бывает на фоне переутомления, нервного истощения, сильной тревоги, стресса. Последствия зависят от того, готов ли сам родитель это признать срывом и ЧС, или, защищаясь от чувства вины, начинает насилие оправдывать и выдает себе индульгенцию на насилие "раз он слов не понимает".  Тогда ребенок становится постоянным громоотводом для родительских негативных чувств. Со всеми вытекающими.

5. Неспособность взрослого переносить фрустрацию. В данном случае фрустрацией становится несоответствие поведения ребенка или самого ребенка ожиданиям взрослого. Часто возникает у людей, в детстве не имевших опыта защищенности и помощи в совладении с фрустрацией. Особенно если они возлагают на ребенка ожидания, что он восполнит их эмоциональный голод, станет "сбычей мечт", той самой "мамой, которая всегда поймет и поможет" для них самих или хотя бы "идеальным ребенком". При столкновении с тем фактом, что ребенок этого не может и/или не хочет, испытывают ярость трехлетки и себя не контролируют. Ребенка вообще-то страстно любят, но в момент приступа -- люто ненавидят, то есть смешанные чувства им не даются, как маленьким детям. Воспитанники детских домов или отвергающих родителей. Иногда это психопатия.
На самом деле этот вид насилия очень опасен, так как в приступе ярости и убить можно. Собственно, именно так обычно и калечат, и убивают. Для ребенка оборачивается либо виктимностью и зависимостью, либо стойким отторжением от родителя, страхом, ненавистью.

6. Месть. Не так часто, но бывает.Помнится, был фильм французский, кажется, где отец бил сына как бы за то, что неусердно занимается музыкой, а на самом деле -- мстил за то, что из-за детской шалости ребена погибла его мать. Это, конечно, драматические навороты, обычно все прозаичнее. Месть за то, что родился не вовремя. Что похож на отца, который предал. Что болеет и "жизнь отравляет".
Последствия хреновые. Аутоагрессия, суицидальное поведение ребенка. Если родитель так сильно не хочет, чтобы ребенок жил, он чаще всего слушается и находит способ. Ради мамочки. Ради папы. В более мягком варианте становится старшим и утешает -- как в том же фильме. Реже -- ненавидит и отдаляется.

7. Садизм. То есть собственно сексуальная девиация (отклонение). Вряд ли это новая мысль, но порка очень похожа символически на половой акт. Обнажение определенных частей тела, поза подставления, ритмичные телодвижения, стоны-крики, разрядка напряжения. Почитать тексты на всяких БДСМ ресурсах -- там прямые аналогии везде. Не знаю, проводились ли исследования, как связана склонность физически наказывать детей (именно пороть) и степень сексуального благополучия человека. Мне вот сдается, что сильно связаны. Во всяком случае, самые частые и жестокие порки наблюдались именно в тех обществах и институтах, где сексуальность была наиболее жестко табуирована или регламентирована, в тех же монастырских школах,  частных школах где традиционно преподавали люди несемейные, закрытых военных училищах и т. д. И для меня довольно понятен тот факт, что пересмотр отношения к физическим наказаниям детей в общественном сознании случился вскоре после сексуальной революции.
Поскольку в глубине души взрослый обычно прекрасно знает, в чем истинная цель его действий, городятся подробные рационализации. А поскольку удовольствия хочется еще и еще, строгость усиливается все больше, чтобы всегда был повод выпороть. Все это описано, например, в воспоминания Тургенева о детстве с мамашей-садисткой. Так что если кто с пеной у рта доказывает, что бить надо и правильно, и начинает еще объяснять, как именно это делать, да чем и сколько, как хотите, а у  меня первая мысль, что либо ему не дают, либо у него не стоит. Ну, вот не могу отделаться.
Самый мерзкий вариант -- когда избиение подается ребенку не как акт насилия, а как, так сказать, акт сотрудничества. Требуют, чтобы сам принес ремень, чтобы сказал потом "спасибо".  Говорят : "Ты же понимаешь, это тебе во благо, я тебя люблю и не хотел бы, я тебе сочувствую, но надо". Сносит у ребенка систему ориентации в мире совсем, если он поверит. Он начинает признавать правоту происходящего, формируется глубокая амбивалентность с полной неспособностью к нормальным отношениям, построенным на безопасности и доверии. Фильм "Ночной портье" примерно про это, хотя и не совсем про ребенка.
Последствия разные. От мазохизма и садизма на уровне девиаций до участия в рационализациях типа "меня пороли -- человеком вырос". Иногда приводит к тому, что подросший ребенок убивает или калечит своего мучителя. Иногда обходится просто  лютой ненавистью  к родителям. Последний вариант самый здоровый при подобных обстоятельствах.

8. Уничтожение  субъектности. Описано Помяловским в "Очерках бурсы". Цель -- не наказание, не изменение поведения и даже не всегда получение удовольствия. Цель -- именно сломать волю. Сделать полностью управляемым. Признак такого насилия -- отсутствие стратегии избегания. Если помните, у Помяловского те дети, которые весь семестр старались вести себя и учиться хорошо и ни разу не были наказаны, в конце были жестоко пороты именно потому, что "нечего". Не должно быть никакого способа спастись.
В менее радикальном варианте представлено вол всей дисциплинарной модели, тот же Локк говорит буквально: "Волю ребенка необходимо сломить".  Просветитель, сразу видно. 
Откуда этот ужас перед волей ребенка -- отдельная тема.

Вы спросите: а где же собственно наказание как таковое? Я вот тоже себя спрашиваю. Не знаю. А оно бывает "как таковое"? Мне как-то не удается себе представить. Но, может быть, я не все здесь учла.

Чаще всего встречается 3 и 4. Реже 5 и 6, остальное еще реже. На самом деле 2 тоже, думаю, часто, просто про это не говорят, поскольку оно не выглядит проблемой и, наверное, ею и не является.
А вообще, по данным опросов, 52% россиян используют физические наказания детей. Такой вот масштаб проблемы.

Я была сильно гиперактивная (и, как па говорил, _вредная_) - меня мама несколько раз порола. Перестала, когда поняла, что установилось равновесие - пока она меня ремешком, я позволяю себе ругаться на нее вслух.

Стала с тех пор устно воспитывать. Не, я справилась - я невротик, конечно, но живое, замужное, детное и кандидат))))) но до сих пор для меня взрывная ссора просто не воспринимается как беда, или метод наказания. Это игра! - а вот тягомотное расспрашивание "нукактымогла" - ужас и бессилие.

Людмила, а напишите про ужас перед волей ребенка?
Он так распостранен и всегда был для меня загадкой.

Да, про это уже спрашивали. Напишу чуть позже.

А наказание - "чтобы в следующий раз неповадно было"? То есть ребенок совершил что-то из ряда вон (украл в супермаркете шоколадку, сжег классный журнал, сбежал из дома),и родители хотят так объяснить ему, что он не прав. Это я не про себя, если что. :)

это, наверное, подвид стереотипного

А 2 и 4 по-моему очень похожи, или я ошибаюсь? Вообще с ужасом узнаю в себе порывы 2, 4 и 5 типа.

Разница, наверное, в том, что при 2 выход дается чувствам ребенка, а при 4 -- родителя.

Людмила, а что делать-то? Особенно в случае 4 и 5?

себя воспитывать, чё.
дети -- лучшие воспитательи.

Мне однажды один взрослый мужчина рассказывал, что в возрасте лет 9-12 он с друзьями сжег стог сена (они жили в деревне). Стог погасили, но была реальная угроза всей деревне. Отец его после этого сильно выпорол. Это был единственный раз в жизни. Я спросила этог человека, как он воспринимает это сейчас, став взрослым. Он ответил, что и тогда, и сейчас считает это справедливым и ни о какой обиде наотца не может быть и речи (мне тогда показалось, что он был искренен).
Другой мужчина 46 лет от роду с болью вспоминал, как однажды, когда ему было лет 5, его мама уходила на работу, а он не хотел ее отпускать - вцепился в нее так сильно, как мог. Тогда его мама (родная) выломала прут и избила его этим прутом. По моему, он до сих пор мстит женщинам за то избиение.

а вот кстати важный момент. если ребенок считает происходящее честным - то как Багира отлупила Маугли - кончена трепка, кончена ссора... а вот если нет!..

У меня встречается только 1. За 5 "детных лет" встрелился 2 (2 раза во время детской истерики по ночам). Я - вымирающий вид?

Да нет, почему. Наоборот, нарождающийся :)

Какая прекрасная собака в п. 1...

Увидела себя в случае 5. Всё встало на свои места, спасибо. Боролась, менялась и продолжаю это делать (на мой взгляд успешно), но всегда удивлялась что со мной не так, откуда ЭТО. Теперь поняла, мне стало легче. Когда ясно видишь проблему, ее легче решать. Спасибо!

Себя сложно анализировать. Помню, по первости я била дочу по рукам, когд она пыталась лупить кулачками по стеклянным дверцам книжного шкафа - ей тогда было 1 и 9 и я ее только что привезла из ДР. Делала я это от животного страха, что стекло разобьется и полетит на нее. Меня остановило то, что она расплакалась и подошла утешаться ко мне же! Мне стало ТАК СТЫДНО перед ней, что это быстро прошло.
А еще я однажды ударила ее по попе за то, что она как-то уж очень по хамски ко мне обратилась. Требовательно и с вызовом (ей тогда было около трех). Тут я отреагировала спонтанно - вместо нотаций и разговоров я стукнула ее по попе (не больно!). Она отошла от меня, а через пару секунд (правда, очень быстро) вернулась и повторила просьбу нормальным тоном.

Бить не бил, но было осенью неловкое действие, утро, цейтно, в школу опаздывает и встала в позу нет и все. По какому то принципиальному поводу. И не добиться и не отпустить в школу, пока не договоримся.
Встряхнул в ярости. Оторвал от земли и тряхнул.
Извинился, когда вернулась.
На следующий день Маша сказала, что плакала всю дорогу в школу. И попросила больше не ссориться. Как ни странно с тех пор до такой степени коса на камень больше не находила ни разу. Дело не во встряске, естественно, от нее один вред отношениям.

"Вы спросите: а где же собственно наказание как таковое? Я вот тоже себя спрашиваю. Не знаю. А оно бывает "как таковое"? Мне как-то не удается себе представить".

:)))))


"Для ребенка также эмоционально туповатого оно не очень травматично, ибо не воспринимается как унижение".

А такие дети есть? Может таким детям изъятие не слишком то страшно, если они не парятся по мелочам?

Им как раз по заднице не очень страшно. А без родителей хреново.

мне показалось, или пункты четыре и пять – они в общем-то про одно и то же? чувствую, что у меня оно, но сдерживаюсь, хотя иногда убить хочется. сдерживаюсь, потому что всегда представляю себе картинку: выросший тридцатилетний сын рассказывает психоаналитику вот эту всю ситуацию и не понимает, почему мама, которая, вроде, была взрослая и вообще умнее и какого тогда черта она не смогла в тот момент с собой справиться?

Какая польза от психоаналитиков!
В 5 более все серьезно. Состояние 4 может у каждого иногда настать.

То-есть, родитель не испытывает чувств в этот момент? В чем тогда разница с 3?

и 2, и 5, и вообще, все запуталось окончательно. Т.е. насилие как класс неприемлемо, но и неуничтожимо? Это коммунизм какой-то в отдельно взятой стране получается, с четкой параллелью с историческим прошлым. НЕ наказывать не получится, т.к. идет культурная адаптация и т.п. Наказывать- значит подгонять себя и ребенка под классификацию, вешать ярлычок и идти к психологу с повинной головой и свежевзлелеянным комплексом "матери-ехидны"...
Могу дернуть за ушко ("Давай включим ушки. Я хочу разговаривать с тобой, а не с попой") и.т.п. И что МНЕ дальше делать???? Да, я могу шлепнуть. Тьфу-тьфу, описанных выше реакций стрессового состояния пока нет (надеюсь и не будет, ибо с взрослением все меньше и меньше приходится объяснять попе). Но я таки да виновата? И как мне теперь с этим жить? Моя, видимо, тупое невосприимчивое существо(. И да, в моем детстве опыт "бития" был почти теоретическим (все чувствовали себя одинаково паршиво и единожды опобовав как-бы отказались)) и никак на мне не отразился)))

уточняю: с п.5 - могла и погорячиться. Самоанализ такая коварная штука))) И да, НИ РАЗУ наказание без реальной шалости или истерики-СОЗНАТЕЛЬНОЙ,я имею в виду, со стороны ребенка не было. Фух.

52% это хорошо.

Я думала 97% примерно...


Может - просто не все признались?

Очень может быть. Скорее всего те, кто "просто иногда шлепнет" не считают, что используют физические накеазания.

спасибо.
про 2 - возможно, о нем не говорят, потому что принимают за 3-4-5.

я, к счастью, никак с вопросом физических наказаний не была связана, но по наблюдениям есть еще один "вариант". когда родители хотят убедить ребенка сделать что-то, чего он не очень хочет (вполне разумного - типа перестать кидаться едой или что-то такое), но изначально не привыкли (не умеют, не хотят, не знают, что так можно) как-то объяснять и договариваться. тогда сначала они говорят суровым голосом, через полгода ребенок адаптируется, ему по барабану этот тон, тогда они орут, потом очень громко орут, ребенок адаптируется даже к дикому крику, а потом они переходят к следующей стадии - шлепкам, потому что предыдущие методы не работают уже. я такое наблюдала в знакомой семье.

Стереотипные действия, ИМХО. А они вообще обычно не эффективны.

Читаю и не знаю, 4й у меня пункт или 5й. Бывает, что вспыхиваю и в этот момент реально ненавижу своих детей. Очень плохо, что дети потом копируют мое поведение - орут друг на друга как я на них, а старший еще и лупит младшего почем зря за всякую мелочь, при том что я стараюсь избегать физических наказаний - разве только в момент совсем уже эмоционального срыва

Информативная статья.

У меня папа пункт 7 практиковал. Причем он даже не то, чтобы порол, он рассказывал как будет меня раздевать, как разложит, как будет пороть... У него были вспышки ярости (потом он до галлюцинаций дошел) но пока я маленькая была, он считался нромальным. Вернее маме так было выгоднее. Поэтому когда он срывался на меня, мама говорила, что это я виновата, нахамила папе и я буду стоять в углу пока папа меня не простит. Надо было просить у него прощение, а в процессе прощения, он мне все это и рассказывал. Ну за три-четыре подхода он меня прощал.

Т.к. если папа психует - причина я, я потом и в общественным местах всегда переживала, чтоб папа не сорвался. Я же за все отвечаю.

Но когда я подросла, я пошла заниматься боевыми видами спорта. Накачала 10 кг мышц и когда отец в очередной раз попробовал меня...повоспитывать, я перекинула его в другой конец комнаты, разбила ему лицо и сказала, что убью если он что-то сделает. И убила бы. Он это понял. С тех пор он меня боялся.

Когда я читаю в Вашем ЖЖ комментарии тех, кто бьет детей и считает это нормальным -мне ОЧЕНЬ хочется вычислить их в реале и придти к нем. Я их ненавижу. Ненавижу до того, что с трудом сдерживаю себе от реальных действий.





Очень сочувствую. И хорошо, что Вы не поверили все-таки в это "сама виновата".

Я - взрывной холерик, по характеру - точная копия бабушки. Та могла походя отвесить подзатыльник, если я недостаточно быстро среагировала на ее команду. Те есть ситуации были примерно такими (мне - года четыре):
- Не трогай чайник!
В ответ - тишина, я наливаю себе чай, мне наливаю себе чай - мне интересно.
- Кому сказала - не трогай!
В ответ - тишина.
Хлоп по затылку:
- Поставь немедленно!
Естественно, чай (хорошо, что холодный, это была заварка, я наливала себе очень крепкую заварку, которую детям как бы не рекомендуется пить) - на полу, на мне, на столе...
- Вон отсюда!
Я сбегаю с кухни и жду, когда бабушка протрет полы. Затылок болит. Пить хочется. Дожидаюсь, когда бабушка уходит в туалет и - рысью на кухню. Наливаю себе то, что осталось в чайнике - и под стол...
Может быть, я - эмоционально... как это называется... глухая. Но с детства помню, что затылку было больно.
Поэтому для себя при воспитании сына выбрала веник. Когда хотелось "выплеснуться", в таких же ситуациях, когда не можешь объяснить, чем недоволен, била его веником. Больно ударить или нанести травму невозможно - при всем желании. С тех пор, как сыну исполнилось 4, веники стали исчезать с регулярностью раз в месяц. Иногда к исчезновению веника прикладывали зубы собаки - им доставалось тем же инструментом. И вот что интересно... здоровенные лайки демонстративно боялись веника. То есть стоило им его показать - сразу хвост между ног и боком-боком подальше. У сына лет до 10-12 была примерно такая же реакция... :0))) Потом в качестве наказания приходилось что-то придумывать... Например, за двойку по математике или по иностранному - хитрый пароль на включение компьютера, который заставлял сначала решить десяток примеров или перевести на английский пару фраз. Правильный ответ - пароль. Было взломано путем загрузки через BIOS и потом - с загрузочного диска. Не делал то, что требуется, из принципа... (ага - горжусь, как ни странно)... Ну и много такого было... Не знаю, это насилие или нет?
Да, а что такое страх перед личностью ребенка? Это какое-то извращение?

Да нет, это естественный страх. Как и перед своей :)

История про собаку кажется невероятной. Удивительно, какой же умной эта собака оказалась.

Как старый собачник - очень даже верю. У меня собака не пускала ребенка в глубокую лужу - да так, что у меня на глазах (но она не видела) порвала ему пальто.

Про пункт номер 4
как перестать?
А что делать родителю, если он не может справится со своими эмоциями, и бьет ребенка, находясь в состоянии гнева? Для того, чтобы прекратить это с чего нужно начать? Можно без помощи психолога уйти от этого?

Уже двое моих френдов отметились.

Пункт 2 -- эмоциональная разрядка -- это из традиционной модели, которую Гордон Ньюфельд описывает? Tears of futility и т. д.? Я возможно и неправа, но мне кажется, что он весьма спорные идеи смешивает с понятными и очевидными, придумывает для этого свои термины и преподносит эту смесь как истину в последней инстанции и руководство к действию. Я в в принципе с подозрением отношусь ко всякого рода психологическим трейнингам за деньги. А то, что у него был опыт пребывания в секте меня смущает еще больше. С другой стороны я на его трейнинги не ходила, но книжку читала. Все имхо.

Я не очень хорошо его теорию знаю, пока только то, что Ольга писала у себя. Многое откликается, что-то вызывает сомнение.
А так-то это всегда было -- когда родители шлепают ноющего ребенка, чтобы он уже расплакался и успокоился. Или вошедшего в раж, перевозбужденного. Или препирающегося долго. Не лучший способ, конечно, но и обычно ничего страшного.

У меня нет своих детей, поэтому трудно судить об отношениях, но нет ли еще такой мотивации, как самозащита?
Я во взрослой жизни считанный разы ударила кого-то: когда говорили что-то вроде Heil Hitler, услышав, что я немка, когда однажды незнакомый человек спросил, можно ли снимать меня за деньги, и однажды дочку подруги, которая схватила меня за грудь.
Я просто не принимала во внимание ее пол и возраст, а инстинктивно защищала свое достойнство, как и в других случаях. Неужели это было совсем-совсем плохо? Ведь девочке-то как раз нужно научиться и тому, что существует право на такую самозащиту?

Да, бывает. Но это именно импульсивное, инстинктивное действие. Только не надо сюда притягивать "ей нужно научиться". Согласитесь, когда Вы ударили, Вы меньше всего думали о ее воспитании, просто защищались. Тогда все нормально. Это как раз "естественные последствия".

?

Log in

No account? Create an account