Петрановская Людмила (ludmilapsyholog) wrote,
Петрановская Людмила
ludmilapsyholog

Category:

Про что делать, чтобы быть вместе

Бурно пообщались, кого-то даже забанила, ибо  граждане, плодящие десятками однотипные комменты из двух-трех тезисов, очень замусорили поляну. Мне уже интересно: пусть мне скажут, какую часть бюджета тратят на обслуживание моего блога. И можно ли отказаться от услуги в целях экономии бюджета? Или пусть платят откат, что ли, раз на моей частной территории зарабатывают: )

Но  я хотела не об этом.
Многие комменты справедливо содержат вопрос: разбирать баррикаду, протянуть руку, все хорошо, но как?
Для начала, у себя в голове ее переместить на нужное место. А то было немало комментариев типа "Какой хороший текст, согласен на все сто, но что делать, если они неисправимые уроды", причем неисправимыми  примерно поровну объявлялись как "пропутинцы" так и "оппозиция", что бы ни значили оба слова, ибо что они значат, я подозреваю, не знает никто. Просто ярлыки такие. 
Это очень важно: изменить картинку в голове, схему, диспозицию. Нарисовать мысленно, где кто и где баррикада на самом деле.
А потом, собственно, и делать.

Теперь про что делать.

Многие, особенно не читавшие меня прежде, мой недельной давности пост про "Пораженье от победы" приняли как программу малых дел. И потом оно пошло гулять как пример разумной позиции, типа вот, лучше чем, "Путина в отставку" кричать, идите старушку через дорогу переведите, и будет нам всем счастье. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы: Путин сидит где сидит, ненормально активные граждане пристроены к делу, а старушка присмотрена. И сразу хорошо и не страшно, можно "начать с себя", каковое выражение давно уже стало синонимом "ничего не менять, но стать чуть лучше и добрее в душе (гипотетически)". И не дать взятку гаишнику, а заплатить штраф, и так постепенно сам Путин станет честным или разорится. А еще при случае свысока порассуждать, что вот мы-то нормальные, а они горлопанят.

Дорогие все! Не надо обольщаться. Если не будет людей (и много), которые ходят и кричат "Путина в отставку", старушке не поздоровится. Ей повысят пенсионный возраст, снимут бесплатные лекарства, ее обманет почта или собьют машиной с мигалкой и не сядут за это. Если все это пока не делается или делается с оглядкой, то ТОЛЬКО потому, что есть люди, кричащие "Путина в отставку" и всякое другое грозное. И если в Казани кого-то там таки арестовали, то ТОЛЬКО потому, что пошла волна возмущения и пришли 100 человек с бутылками. Вспомните, какова была реакция на подобные случаи раньше, до протестов. Вспомните наш с вами скандал с дд, который хотели быстро выселить. За один день мы добились отмены решения. А теперь угадайте, вышло бы это у нас, кабы не канун выборов и не стотысячные митинги? Я вот сильно не уверена.

Как человек, много лет в социалке работающий, говорю: любое малое дело, начни оно делаться сколь-нибудь последовательно, упрется в режим. В то, что на каждый шаг нужно двести тридцать три разрешения, (последний пример: волонтеров в домах ребенка обязали каждые три месяца проходить длиннющее медобследование, что энтузиазма, понятно, им не прибавило). В то, что твои труды одним росчерком чиновничьего пера мгновенно превращаются в ничто (вспомнить хоть история с патронатными службами). В то, что любой результат требует вложения сил раз в сто больше, чем объективно того требует проблема (одна из моих френдов убила почти полгода, чтобы добиться  внесения в федеральный банк данных мальчика, который должен был быть там с рождения, то есть 8 лет как, и все это время он не существовал фактически как ребенок, нуждающийся в семье). В то, что с денег, собранных людьми на то, чтобы ты сделал работу, которую не желает делать государство, оно зато желает слупить налоги. В то, что за любое доброе дело ты попадаешь под контроль, как преступник, и тебя будут проверять все кому не лень и постоянно.
Так что малыми делами, увы, не обойдешься. И те, кто делает протестную работу, они точно так же делают работу, как и те, кто переводит старушек, помогает сиротам, убирает мусор в лесах.  Это спектр. Отрезать тот или другой край -- он просто ужмется, и все. Как в детской загадке: "Известно, что сильнее всего при крушении поезда разбивается последний вагон. Что делать?" Маленькие дети отвечают: отцепить его. Потом немного думают и понимают: все равно ведь последний останется. Давайте и мы немного подумаем в этом месте, получится ли у кого-то решить местную проблему, если не будет глобального прессинга на власть. И обратно: толку-то от путинавотставку, если социальной ткани не нарастет и на безрыбье образуется путин-бис. Так что кто что может и хочет, тот то и делает, и давайте друг друга уважать и друг за друга заступаться.

А про что делать, чтобы наладить мосты между частями общества? Чтобы люди "узнали правду"?  Я думаю, нельзя видеть задачу в том, чтобы "открыть людям глаза". Это уже было в нашей истории, ходили в народ хорошие, добрые, умные, честные, куда покруче нас. "Народ" их сам винтил за непонятные богопротивные речи и в жандармерию сдавал. В общем, так себе выходило с народом. Некоторые хорошие и честные очень печалились, что народ темен, и уезжали в Европу, к народу получше, многие  умерли от чахотки в тюрьмах,  некоторые переходили к террору.
А были и такие, которые призадумались: чего-то мы, наверное, не так делаем. Мы хотим, чтобы народ думал, как мы, несем ему прокламации и призывы, а что если для начала понять, чего хочет и о чем думает народ? И пошли второй раз, уже не за пуговицу брать и агитировать, а, наоборот, молчать, смотреть и слушать. Нанимались работать кем-нибудь, с людьми говорили, и не вещали, а расспрашивали. Очень много есть интересных описаний жизни крестьян, быта, кухни -- огромная работа была проделана. Еще учителя были земские и врачи, тоже прекрасные люди, подвижники. Ехали в ттьмутаракань, делали школу, учили детей. Но получалось не очень, потому что ребенок был нужен в хозяйстве и его отец не понимал, чего это он в школе "штаны просиживает. Про врачей и холерные бунты сами все знаете. В процессе этого второго хождения в народ стали постепенно понятны главные проблемы: низкая аграрная культура, а значит, низкие урожаи, неграмотность в денежных вопросах, из-за чего дурили и обирали крестьян перекупщики, неграмотность юридическая, из-за чего их делали на раз в судах, отнимая земли и т. п.
После это началось уже третье хождение в народ, народных социалистов и эсеров. Поняв, что  главная причина нищеты деревни -- в том, что крестьяне являются заложниками посредников, а одному хозяину никак без них не обойтись, начали создавать кооперацию. Сначала попроще, потребительскую, потом все более сложную. Сами "хожденцы" становились агрономами, предлагали услуги юристов, бухгалтеров и, как сейчас бы мы сказали, менеджеров по продажам. Была создана уникальная, не имеющая в мире аналогов по масштабам система кооперации. В момент наивывсшего развития в нее было вовлечено 18 миллионов (!!!) крестьянских семей, то есть очень значительная часть населения России. Движуха пошла невероятная. Доходы крестьянских кооперативов стали расти. По производству некоторых видов сельхозпродукции (насколько помню, лен, масло) Россия вышла на первые позиции в мире, именно за счет производимого кооперативами. Увидев, как важно разбираться в счетах и законах, крестьяне сами погнали детей в школы: иди, учись, мы тут без тебя обойдемся, да смотри не ленись там, нам в семье грамотный нужен. В селах появлялись школы, больницы, закрывались рюмочные. (А какие были учителя! Я читала в свое время протоколы учительских съездов того времени. Боже мой, теперь на всю Москву не наберешь таких тысячу, какие тогда в селах работали.)По сути, набирала обороты настоящая социальная революция, множество людей меняли свое отношение к жизни, к себе, развивались новые социальные технологии. 
Об этом мало известно, а в советское время эти факты скрывали по одной простой причине: Учредительное собрание 18 года решительно выиграли эсеры. Именно им люди верили, а не большевикам с их пропагандой малопонятных идей. Но тут в ход пошел матрос Железняк и прямое вооруженное насилие, демонстрации в поддержку Учредительного собрания просто расстреляли, с депутатами расправились по-разному, дальше вы все знаете.
Из деревень еще долго передавали с оказией кулечки в голодные города, с едой для детей тех, кто работал в кооперации. Потом, правда дети выросли, и поскольку были детьми своих родителей, пытались как-то бороться против Сталина. И прожили в большинстве недолго.
А все наработанные социальные технологии были уничтожены большевиками, а потом Сталиным, хотя сопротивлялась деревня, именно успевшая встать на ноги деревня, отчаянно, куда там романтизированной белой гвардии, и была сломана только запредельным насилием. Почему бы ее так морили голодом и так долго держали крестьян по сути в резервациях, не давая паспортов.
Вот такая история, очень грустная, и героическая, и поучительная.
(простите меня все, кто историк, за такой краткий и не очень, может быть,точный пересказ, но я старалась самую суть:))

Так вот, возвращаясь к что делать. 
Вряд ли стоит считать главным и единственным "машину пропаганды" или как там ее. Чтобы фактам и доводам верили,  у того,  кто их приводит, должен быть авторитет в глазах слушателей. Чтобы был авторитет, он должен решать ИХ проблемы. Только не ЗА них, а вместе с ними, вовлекая их во все, во что получится. Любое реальное дело с важным для всех результатом. Потом они либо вместе победят, и тогда его аргументы будут слушать, как человека, доказавшего на деле свою эффективность лидера, либо вместе ударятся фейсом об реальность, и тогда уже аргументировать не придется, и так все ясно будет. Общие победы и общие поражения -- другого рецепта не придумаешь. Кстати, хорошо бы, чтобы где-то на общем ресурсе велся их список: и побед с технологиями, и поражений с причинами.
Как писала как-то одна молодая девушка из моих френдов: "Я буду за него голосовать, мне плевать, что он коммунист, мы с ними вместе голыми руками бульдозер останавливали".
Как-то так.


АПД. Вот здесь важное дополнение и уточнение человека, который разбирается в теме в сто раз лучше
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/141791.html?thread=13632991#t13632991
Это к вопросу о том, что бывает, если мирные протесты закатывать в асфальт, а социальной деятельности ставить барьеры и за нее прессинговать. Потом глупо жаловаться

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 446 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →