Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Еще про школу
ludmilapsyholog

Очень много комментов ко вчерашнему посту подтверждают грустное наблюдение: наша российская школа устроена по принципу: ну, давай, постарайся, а я посмотрю. Учитель, как царевна в высоком тереме, сидит у оконца, а дети стараются допрыгнуть. Кто не сможет, тому отрубят голову. Допрыгнувшему царевна благосклонно улыбнется.
Используется один простой алгоритм:
  • шаг первый -- отбираем детей, которые явно и сами смогут выучиться (или родителей, поскольку  принцип "кто первый записался, того и взяли", это, по сути, конкурс мотивированности родителей);
  • шаг второй -- на первом же собрании сокрушенно замечаем, что класс слабоват, и с ним оооооочень трудно (намекая, что нет таких подарков, которые бы компенсировали столь тяжкий труд, но попытаться можно);
  • шаг третий -- занимаем место у окошка, в зависимости от высоты прыжка  улыбаемся или хмурим бровки и пишем "Примите меры!", и так несколько лет; в случае совсем низеньких прыжков зовем палача с топором (медико-психолого-педагогическую комиссию или объединенный праведный гнев активных родителей -- "Ведь есть же специальные школы для таких детей!");
  • шаг четвертый -- в преддверии итоговой аттестации начинаем истерику и тотальное запугивание детей и родителей, невозможных размеров задания ("Как, вы не помогаете ребенку? Но он же не сдаст!"), дополнительными занятиями по выходным (письмо от родительского комитета: "Марья Иванна столько своего времени отдала нашим детям, давайте ее отблагодарим!");
  • шаг пятый: какие-никакие результаты, дети -- они выносливые, цветы, слова благодарности, "Спасибо Вам за свет Ваших глаз, который Вы дарили нашим детям!", всеобщий выдох облегчения.
Кстати, сама царевна вовсе не чувствует себя царевной. Она тоже "прыгает до окна" -- до окна, в котором сидит администрация и требует результатов, идеальных документов, и чтоб никаких ЧП. Чтоб дети хорошо писали ЕГЭ и пели песни на праздниках, а в остальное время были "парализованными и немыми" (слова участника одного тренинга для учителей). Впрочем, немыми можно и во время ЕГЭ.
Ей как бы и некогда детей-то учить, и сил на это нет, прыгать надо.
А администрация? Да, она тоже прыгает, а как же? И палач неподалеку, если что.
Так и живем. Конечный центр притяжения, "клиент" всей работы -- вовсе не ребенок, а некая, скрывающееся далеко вверху, за облаками "самая высокая царевна". Которой, я так подозреваю, и нету вовсе.

При этом все и всякие попытки повернуть наконец энергию вспять и поставить в центр работы то, для чего школа вроде как создана -- учить детей,  быстро пресекаются. Создать с нуля свою школу по другим правилам сегодня практически невозможно -- количество финансовых и бюрократических преград делают миссию невыполнимой в принципе. Все выжившие частные или просто "непохожие" школы появились десять и более лет назад, а выжила из тех, что были на момент 2000 года одна из десяти, наверное. Сохранить созданное тоже не факт, что получится, в любой момент придет какой-нибудь начальник и придумает, что тебя, например, надо слить. Во всех смыслах. Или что такая школа хорошая вполне подойдет как место работы для его тещи от позапрошлого брака, она будет прекрасным директором. И непонятно, чем ты недоволен.

Опять же, не может такого быть, чтобы школа работала, если все и вся в государстве не работает. С чего бы?
Почему южнокорейцы тратят на школу в порядки больше и считают развитие образования главным государственным делом (они, кстати, учиться приезжают в наши лучшие школы, методики перенимать)? Потому что они живут в своей стране. И ее будущее -- это их общее будущее.
Ну, а мы все еще не в своей. И будущее у нас с нынешними хозяевами страны разное. "Их" будущее зависит не от того, как у нас в школах детей учат, а от того, как в школах выборы фальсифицируют. А детей лучше б вообще не учили, а то ишь ты, все грамотные, и 146% им не нравятся, и гауссианой машут. Умники. Нет чтобы более лучше смотреть телевизор и не возникать.
Кстати, в отличие от советских времен, никто не имеет ничего против, чтоб умники свое будущее видели где подальше. Некоторые самые престижные московские школы почти в открытую готовят детей к эмиграции. Это всех устраивает.

Пока это так, хорошие школы будут чудом выживающими островками (чтоб было что корейцам показывать). Которые тоже в любой момент может залить. Весь вопрос в том, когда критическая масса родителей осознает связь. Потому что сотни тысяч разгневанных родителей -- это вам не Удальцов в фонтане.

как бывший учитель полностью с вами согласна. грустно это все.

И скучно и грустно, и некуда чадо отдать,
Ведь школ замечательных мало.
Властям предержащим на это плевать -
Лишь только бы нефть дорожала...

Грустно все это, потому что правда.
Я в школе работаю и там царевны такие в особом почете. Те, кто реально пашут, администрацию раздражают. Не знающие предмет дамочки (в случае с моим предметом) сидят на высшей категории и с зарплатой в 60-70 тыс., зато когда надо учителям сдать ЕГЭ, то списывать обязан им дать человек со 2 категорией и зарплатой в 2 раза ниже. Побробуйте отстоять интересы ребенка в такой школе! "Вы что, ничего не понимаете!?!"
Меня не посадили наблюдателем на ГИА, потому что знали, что не дам списать. Ведь главное, правильные цифирки проверяющим обеспечить, а не научить.
Еще примерчик - сын закончил начальную школу, некоторые дети собрались уходить из школы, виноватой выставили учительницу начальной школы. Хотя именно из-за нее мы там до 4 класса были, а не сбежали сразу же.
А вот, кто у нас на коне:
-учитель начальной школы, которая умеет выколачивать огромные деньги из детей, пугает их своим рыком (были раньше обмороки на уроке и дети писались от страха)
-учительница стукачок - докладывает каждый чих сотрудников директору
-учитель, который был замечен пьяным в школе и все знают, что он бьет детей (убивает то, что многие родители знают, что он это делает с их детьми и одобряют это)

Номер школы писать не буду, но и анонимно не пишу. Узнают, что я о них написала, ну и фиг с ними.

Ниче себе, это где ж такая зарплата у учителя? в Москве, да?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Так еще и всякая педагогическая наука работает, чтобы планочку до которой допрыгнуть надо-повыше поднять. Чтобы комплекс неудачника посеять. Чувство вины чтоб было.

О чём это Вы? Планочки везде ниже плинтуса. Я о содержании образования, которое всё мельчает и мельчает с каждым годом. Способы обучения таковы, что бессмысленно зубрить детям приходится всё, начиная со сложения в пределах десятка. Потому и "нагрузка" невыносимой становится.

Скоро большая часть родителей будет выходцами из плохих школ. "Хорошая школа? У нас такая же была!"

(Удалённый комментарий)
И автономка. Платить, платить до дней последних донца, платить и никаких гвоздей..

доходы от "платить платить" извините это хорошо 10 часть нужд и то в той части где родители платить обязаны. А в школе это вообще следовые цифры. Что очень плохо.



Все так и есть. Грустно. Мы в этом году ребенка забрали из 2-го класса и перевели в частную школу. Считаю, вовремя и правильно. Школа боролась за места в районном рейтинге, грамоты и прочие атрибуты образцовости, но по сути, дети, не имеющие внутренней или вбитой ремнем родителями адской мотивации к учебе, там никому не были нужны. На одном из родительских собраний классная руководительница прямо сказала: "Мое дело - дать программу, а ваше дело - учить своих детей". Твою мать... Последней каплей стала фраза: "Вы что, хотите, чтобы у меня к вашему ребенку был индивидуальный подход?" Да, вот такая я нахалка, именно этого и хочу. Поэтому мой сын сейчас в частной школе.

Если бы частная школа это хоть как-то решала:( Практика моя и моих знакомых показывает, что если ребёнок в нормы и стандарты вписывается, то ничего, а если чуть выбивается - усё, труба:(

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Всё правильно пишете, очень похоже всё. Но есть и ещё один момент. Мне кажется, что мало кто понимает, что значит учить ребёнка. Т.е. те, кто понимают, понимают это интуитивно - вот у них получается, и всё. А толком рассказать, а что они при этом делают - не могут. Поэтому если такой умеющий человек попал в школу, школе повезло. Не попал - не повезло.

Кроме того, нет никаких критериев для того, чтобы понять и разобраться, умеет человек учить или нет. Какой-то ребёнок, как Ваш, может сказать - "у, классно, меня тут учат" (заметьте, кстати, он сказал это _только_ после того, как попробовал). А большинство просто не заметит, не сможет различить, учат их или на тесты натаскивают.

Так что Марь-Иванны, может, и хотели бы учить детей - но сами не умеют, и некому их научить.

Мне кажется, дети-то реагируют не столько на методическую сторону, сколько на установку. То есть если учитель подает своим поведением сигнал: доверься мне, я тебя научу, не подведу, не брошу, твои трудности -- мои трудности, это дети и расценивают как "здесь учат". А если учитель ребенка "бросает", то тут дело не только в том, что не умеет, а в том, что такой настрой.

не знааааю... мне кажется, абсолютному большинству родителей пофиг, что там и как в школе устроено, главное, чтобы оценки были, ну и аттестат

вот потому то со школой, с детьми и делают всё, что посчитают нужным...

Вы, как всегда, смотрите в корень. Вопрос в том, чья страна.
Нет никаких данных за то, что у таких, как вы, на неё больше прав, чем у её фактических владельцев. Она - их. Она чужая. Это не значит - ничья. У неё есть владельцы, хозяева, пользователи. И у них с их страной всё хорошо. А вам надо искать другую. Эта занята. Ну да, не повезло здесь появиться на свет. Но если изначально правильно сориентировать детей, они это обстоятельство преодолеют.

Чего-то бароны в Вашей любимой Англии не пошли искать другую страну, раз эта занята, а полезли с хартиями какими-то. Иностранных языков не знали?

Школа - это место утилизации молодежной энергии.

У Т. Гордона есть интересная цитата.

"По мнению учеников, школа заставляет их играть, как это подметил Джон Холт в своей эпатажной книге "Вне свободы", в "дрессированных собачек". Учитель держит обруч и говорит: "Прыжок!" Ученик прыгает, и, если у него все получается, ему полагается награда. Потом обруч поднимается выше, и при удаче выдается еще одна награда, и так далее.

Школа применяет этот метод, чтобы заставить детей учиться, и об иных методах не очень-то задумывается. В этом она лишь отражает традиционное мышление нашего общества. Использование поощрений как мотивации школьника к учебе глубоко засело в сознании не только учителей, но и всего современного взрослого населения. Ведь это население когда-то выступало в роли собачки и прыгало через обруч."

Я думаю, с дрессурой лучше дела обстоят. Все же считается, что это дрессировщик должен научить собачку прыгать, а не просто фиксировать, способна она на это или нет.

Самые престижные питерские, тоже, к эмиграции готовят. Хотя готовят так себе. К тому, чтобы прокормить семью в эмиграции готовят хорошо. Из моего класса больше половины сейчас в Америке-Европе-Израиле. Все кормят. Вот что касается всего остального...круг общения у всех русскоязычный, то есть все там живут вместе, только китайцы и русские живут своими кланами, так их в школе подготовили. В престижной.
Мне кажется, школа должна детей не натаскивать на парочку предметов, а свободе выбора учить, знакомить с разнообразием мира. А уж свободные открытые люди, в сознательном возрасте выбирать будут, что им интереснее, химия или журналистика. С этим у нас в Питере неважно и в престижных школах, тоже, там вместо открытости снобизм цветет, чаще всего и кастовость.

Тут я принципиально не согласен. Процесс обучения хорошо идёт лишь в детстве - мозг развивается наиболее активно. Чисто физиологически - скорость образования нейронных связей наиболее высокая. Поэтому выбирать нужно именно тогда. В более зрелом возрасте сколько ни выбирай, научиться чему-то новому будет гораздо сложнее.

в медицине аналогично. а вообще ВЕЗДЕ так. или уже полные руины, где даж видимость не создать.

Да. Про медицину еще гораздо страшнее.

Очень точно сформулировано, что "клиент" работы - не ребенок, а некая инстанция.
Работая правда в высшей, а не средней школе, это очень остро чувствую.
Однако, будучи простым преподавателем, проклинаешь начальство-бюрократов, а попав этажом выше по иерархии, понимаешь, что бюрократы, которые еще этажом выше, связаны по рукам и ногам, причем не только (не столько?) вышестоящими бюрократами, сколько необходимостью выполнять и соответствовать нормам, контрольным цифрам, распоряжениям. Так что "конечный клиент" - это даже не кто-то персонифицированный (самый страшный бюрократ), а некий неодушевленный, обобщенный бюрократический монстр, ради которого (а вовсе не ради обучения детей) весь учебный процесс и существует.
Но... остается желание все-таки делать дело, а не только кормить этого монстра. Более того, иногда даже удается этого монстра использовать в интересах дела. Иначе (если не иметь отдушину в виде того, что интересно, а возможно даже полезно) на вузовских зарплатах просто не выжить.

Так и я ж говорю - нет верхней царевны-то. Система.

Все правда. Причем, когда училась, этого даже не замечала, не было сопротивления, все так и должно быть. Поняла, что ненавижу школу, только когда уже в ВУЗе отучилась.

Очень верная, очень правильная статья. Кроме одного: уважаемый автор уповает на родителей учеников. В данном случае это неверно. Удальцов и такие, как он, в "фонтан" и куда угодно ещё выйти могут, потому что это - СВОБОДНЫЕ люди. А родители школьников - люди несвободные, они страшно зависимые. Они заложники. И в залог их удобного, бесшумного, парализованного поведения у них забрали самое дорогое, что у них есть, - их детей.

Итак, родители - люди зависимые. И от них выхода на массовый протест против вредностей конкретно данной школы конкретно в данном городе - ждать такого выхода совершенно бесполезно. Равно как и любого другого, направленного на совершенствование образовательного процесса. Поэтому эту проблему придётся решать всё-таки через движение Удальцова (называю его здесь просто как символ), присоединяясь к НЕМУ. Только так можно решить эту проблему. Только всем миром, только в ряду других таких же злободневный проблем.

И заодно приглашаю проанализировать очень умные размышления о главной тайне нынешнего протестного движения. Переопубликовано вот здесь:
http://valentin-aleksy.livejournal.com/86213.html

?

Log in

No account? Create an account