?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Откуда берется страх перед жизнью
ludmilapsyholog
Спрашивают меня, почему ж у наших людей такая потребность в контроле и готовность жертвовать свободами ради безопасности. Даже высказывались идеи, что это генетическое. Ну, с такимим идеями вам к г-ну Геббельсу, а я про психологию только.
Справедливости ради, надо сказать, что тенденция это мировая, а не только наша, люди стали боязливы и зависимы от комфорта, они не хотят риска и страданий, хотят гарантий и чтоб "все хорошо", душевная мышца мужества все больше детренируется, и помнится, что-то такое было у Уэллса насчет элоев и чем оборачивается такая "райская жизнь". Кстати, многим все же  начинает это надоедать и, думаю, в том числе раздражением на "обложенный ватой" мир объясняется столь массовая поддержка на Западе наших "хулиганок".
У нас, конечно, оно усугубляется до предела и историей, и экономикой, и политическим режимом и всем чем угодно. В обложенности ватой мы не жили ни дня, да и обычный уровень безопасности только снится (и этим во многом объясняется агрессия в адрес тех же "хулиганок"). Но историю с экономикой и режим быстро не изменишь, а мне бы хотелось немножко сказать о том, что зависит здесь от семьи.

Пара летних зарисовок, с курортов Болгарии.



Девочка лет пяти, с бабушкой, выходяк к гостиничному бассейну, где мы с дочкой уже плаваем. Бабушка садится на шезлонг, девочка надевает нарукавники и подходит к бассейну. Моя ныряет и чего-там обследует на дне.
Малышка мне, показывая на мою дочь в глубине:
-- Здесь нельзя нырять, здесь вода ядовитая, глотнешь и умрешь.
Я говорю:
-- Да вряд ли прям ядовитая, но особо, конечно, не надо глотать. Ты не бойся, она не будет глотать.
Бабушка пожимает губы, но молчит. Моя вылезает из бассейна, чтобы прыгнуть с бортика.
Малышка, напряженным голосом:
-- Здесь нельзя прыгать, запрещено, придет дядя и будет ругать и выгонит из отеля.
Моя сразу ко мне, она у меня законопослушная: запрещено? Да нет, никто нам такого не говорил, знаков нету, мы сто раз прыгали, довольно глубоко, ныряет она хорошо, я рядом -- в чем проблема?
-- Прыгай,  говорю, все нормально. Кто умеет, тем можно. А кто еще пока не умеет, тем не надо, конечно.
Блин, называется релакс в бассейне, постоянно приходится придумывать, что сказать, чтобы свести "два мира, два образа жизни" в сколь-нибудь приемлемую картинку. Свою совсем не хочется ограничивать, но и той вроде разрыв шаблона неловко устраивать, ей же не с нами дальше жить, а с бабушкой. Бабушка елозит, пыхтит, но молчит.
Поплавали, вылезли, к дочке подбежали две знакомые местные собаки, "собаки-улыбаки", как она их прозвала за дружелюбие. Она их гладит, они счастливы, тут же нарисовалась малышка:
-- Этих собак нельзя трогать, они кусаются. Сейчас укусят тебя до крови.
Я не успеваю вмешаться, дочка отвечает:
-- Не укусят, я их всегда глажу, они добрые. И привитые, нам сказали. Хочешь, тоже погладь.
Оп! Бабушка с грохотом встает с шезлонга и уводит девочку в номер.
Ничего плохого она не хочет, конечно. Ей страшно не уследить, она перед родителями  отвечает. Девочка маленькая, всему верит, почему не наврать? Зато спокойней. То, что ребенок "отдыхает", будучи, в его представлении, постоянно окружен смертельными опасностями, ей в голову не приходит. Она-то знает, что это все неправда. И ей на шезлонге хорошо и спокойно.

Вторая сценка.
Городской пляж, молодая пара с дочкой лет двух. Дитю, видимо, прямо сегодня купили новый круг. Большой, розовый и прекрасный. Дите, естественно, не выпускает его из рук: и купается с ним, и загорает, и печенье ест, не снимая. Ну, невозможно же, красота-то какая. Вскоре к семейству присоединяются знакомые, видимо, из того же отеля, с девочкой чуть постарше. И та, как назло, тоже захотела поплавать с этим кругом. Попросила дай. Мелкая совсем не была морально готова делиться сокровищем, вцепилась покрепче и отодвинулась: не дам. Старшая просит требовальней, уже слезы близко. Ей ее мама пришла наподмогу, стала убеждать: дай, пожалуйста, ты же сейчас все равно на берегу сидишь, а Юля поплавает и сразу отдаст. От такого напора малышка набычилась, и твердым голосом говорит: "Не дам, это мой". А Юля уже зареветь готова, так ей круг хочется. Ну, мама ее видит, что дело пахнет керосином, то-се, пошли переоденемся, отвлекла и увела.
И тут началось. Родители малышки занялись ее воспитанием. Ей было сказано, среди прочего более вегетарианского, следующее:
-- Смотри, все на тебя смотрят и смеются, что ты такая жадина-говядина.
-- Мы тебя не возьмем с собой в столовую, если ты не дашь Юле круг (видимо, детке очень нравилась столовая в отеле).
-- Мы тебе больше ничего не купим, раз ты никому не даешь поиграть.
-- Мы не будем с тобой дружить тогда, с жадинами никто не дружит.
То есть за пять буквально минут ребенок услышал от родителей:
-- что они готовы предать его на суд окружающих и солидаризироваться с этим судом, а защишать не намерены;
-- что они угрожают лишить его витальной потребности -- еды (читай -- уморить голодом), раз он не готов поступиться чем-то ценным для себя;
-- что то, будут ли они впредь удовлетворять его потребности (читай -- быть его родителями), зависит от его поведения с другими детьми,
-- наконец, что они вообще готовы от дочки отказаться, прекратить с ней связь, раз она "такая".
То есть буквально за пять минут родители предали ребенка и отреклись от него больше раз, чем Петр от Иисуса. Не под угрозой смерти -- всего лишь чтобы хорошо выглядеть в глазах случайных знакомых по отелю.
Я уже с трудом сдерживалась, чтобы не влезть, но дело спасла сама малышка. Она расплакалась и (не снимая круга -- вот характер!) протянула к маме ручки со словами "Пожалей меня!". (Современные дети -- это что-то, им, наверное, ТАМ читают предварительно курс "Как правильно обращаться с родителями") . Мама, конечно, сразу пожалела и перестала нести пургу. Папа еще немножко понес, и тоже пожалел.
Они ж хорошие родители, любят ее. Просто очень уж считают нужным "соотвествовать" и "воспитывать". Но опыт "ухода земли из под ног" ребенок пролучил, и если такое повторяется часто, это не пройдет бесследно. Он будет жить с представлением о мире, как о ненадежном, пугающем месте, где важно "соотвествовать", а если нет -- останешься совсем один и будешь "отменен" самыми близкими. И что, он потом не согласится продать свободу за безопасность?




Ничего такого, обратите внимание. Никто никого не бил, не оскорблял. Это хорошие, "нормальные" семьи,  широкоупотребительные "методы воспитания". Все хотели как лучше. Предавая детей ради приличий и спокойствия. Обеспечивая приличия и спокойситвие ценой страха перед жизнью, который войдет в их плоть и кровь.

  • 1
А как надо было сказать ребёнку, когда она так жадничала?

Да никак. Имеет право, ей же два года, для нее "потом отдам" не существует. Надо было отвлекать и утешать Юлю, что и сделала Юлина мама.

А с какого возраста допустимо уговаривать поделиться?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
А мне вообще кажется, что это девочкина вещь - хочет дает, не хочет - не дает. Если кому-то нравится какая-то из моих вещей, это еще не повод ее сразу отдать :)

За "имеет право" отдельное огромное спасибо. Я его не имела, т.к. у меня никогда "ничего своего не было, ты пока копейки не заработала". Первая "своя" игрушка у меня появилась в 10 лет - дальние родственники прислали подарок на "первый юбилей". Да и ту буквально через пару лет пытались подарить какой-то знакомой малолетке на ДР и, когда я не отдавала, долго и старательно вымогали, чмыря жадиной, бездушной эгоисткой, ненавидящей маленьких детей, "ты с ней не играешь", "она тебе не нужна" и ну и всё что можно придумать было. Но с характером у меня, слава богу, тоже все в порядке, поэтому эта игрушка до сих пор жива))
Но неуверенность в правомерности обладания собственными вещами много лет сохранялась. Особенно что касается подарков (типа "это не совсем моя вещь"). И одновременно мгновенно "записываю во враги" любого, кто взял мою вещь (даже шариковую ручку) без спроса и предупреждения. Хотя жадиной никогда не была и не являюсь. Но вот вечно сидящее где-то на задворках подозрение, что "грабить будут", сильно украшает жизнь китайскими церемониями. У коллеги без спроса даже скрепку со стола не возьму. Если коллеги на месте нет - буду по всему офису другого искать, но чужую вещь без спроса не возьму ни за что)) А все для того, чтобы с чистой совестью требовать от окружающих такого же отношения к своим скрепкам)))

А какого хрена ребёнок вообще должен делиться _своей_ вещью с _чужим_? Всё правильно, особенно девочка в нашем мире должна уметь сказать "нет", ей это пригодится в будущем.

Всегда использовала такую формулу: «Это твоя вещь, никто не вправе ее у тебя отобрать. Если ты хочешь, можешь дать ее поиграть — девочке будет приятно, и она обязательно ее вернет. Если не хочешь, имеешь полное право оставить у себя.» В двухлетнем возрасте, как правило, ребенок выбирал оставить у себя, но меня это не смущало. Если кто-то думал, что ребенок жадный, это проблемы того, кто думал, а я-то знаю, что это нормальное присущее возрасту поведение.

У меня очень похожая формулировка. И, разумеется, то же правило работает в обратную сторону. "Это чужая вещь. Если ты хочешь ей поиграть - нужно спросить разрешения у хозяина. Также ты можешь предложить ему поменяться на твою игрушку, но если он откажется - имеет право".
Для моей двухлетки вроде понятно.
Иногда я сама предлагаю поделиться с окружающими детьми теми игрушками, которыми она не играет в данный момент (часто в песочнице вокруг дети совсем без "совочков"). Вполне охотно дает поиграть.
тут, к примеру, почти в 100% случаев реакция родителей - "А ну дай девочке твою игрушку, НАДО ДЕЛИТЬСЯ!" Я всегда стараюсь мягко ответить, что если ребенок не хочет отдавать свою вещь в данный момент, то он имеет на это право. и почти всегда в ответ фраза: "Но он должен уметь делиться!" Мне хочется ответить, что если его заставлять отдавать, то уж делиться-то он точно не научится.

Да Людмиле спасибо.
Узнал и про свои остатки комплексов, которые, как я, поначалу, иронизировал, но таки чуточку привили мне, хоть и чуточку.
Родители мне такого (про жадничание) не говорили, а вот в садике постоянно. И среди детей было ширико распостранено "жадина-говядина", и воспитатели тоже внушали, что надо делиться.
А родители напрямую с этим не спорили. Почему-то, я это хорошо помню.
В итоге, Людмила описала, как правильные, действия моих родителей — не стараться объяснять про "поделиться", а просто вести себе соответствующим образом, чтобы ребёнок брал пример.
Ну, всё-таки, мама у меня была педагогом, и насколько я могу судить, неплохим.
Правда, надо ли было спорить с воспитателями в детском саду, я не знаю. Впрочем, и не уверен, что родители не спорили.

Она не "жадничала". Она не хотела давать свою вещь. Никто не обязан хотеть делиться с посторонними людьми (да и с родными тоже) своей вещью, давать поносить, поиграть. Невозможно принудить человека(и ребенка) быть щедрым и добрым. Ребенок сам станет таким, если у него будет соответствующий пример перед глазами и не будет насилия со стороны людей, имеющих власть над ним.

Причины "жадничанья" могут быть разными. Осуждать ребенка в этом не вижу причины.

Я бы сказала - "ты боишься, что она тебе не вернет твой круг, но бояться не надо. Юля понимает, что это твой круг и что его надо будет возвращать. Не бойся, она тебе вернет. Только поиграет, тоже как и ты получит удовольствие".

Если причина не в том, что дочка боится, а в том, что просто не хочет расставаться с любимой вещью, то я бы поощрила это. Сказала "здорово, что у тебя есть такая клевая штука и что ты не обязана его никому давать". Таким образом ребенок почувствует мою поддержку в том, что он не обязан делиться своими вещами, что не обязан давать что-то тогда, когда не хочет.

Еще, может быть, дочке не нравилась именно эта девочка Юля.

Думаю, что поддержка дочки родителями в таком вопросе очень важна.

> Осуждать ребенка в этом не вижу причины

Да я не осуждаю.
Но однако, некоторый "перекос" у себя отметил и исправил ;-)
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/162318.html?thread=17920270#t17920270

а причем тут "жадничание"?
Девочка не хочет отдавать вещь - имеет право.

  • 1