?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Агитирую за старого друга
ludmilapsyholog
С Всеволодом Луховицким мы знакомы уже почти лет 20, ну 18 точно. Когда-то мы общими усилими реанимировали проект учебника русского языка для школьников, который начали еще в 60-е ведущий российские лингвисты Московской школы под руководством М.В. Панова. Учебник был написан, но не особо востребован школой и был очень малоизвестен. Что было совсем неправильно, потому что ситуация с русским языком в нашей школе очень невеселая. Не буду сейчас подробно вдаваться, скажу кратко так: все эти учебники Баранова-Бабайцевой-Разумовской, по которой учились и учатся почти все российские школьники,  имеют примерно такое же отношение к науке о языке, как физика Аристотеля к современной физике. Когда детям втуляют, что местоимение -- часть речи, а существительное потому существительное, что называет предмет -- это как если бы на географии рассказывали, что земля стоит на трех китах, а на химии про теплород и философский камень объясняли. Так вот, учебник, который мы хотели вернуть к жизни, был написан настоящими учеными, причем ведущими, при этом с юмором, на живых примерах и доступно. Мы с Всеволодом и еще одной замечательной учительницей, Валентиной Васильевной Дибобес, немножко встали на уши и состоялось  переиздание учебника, Михаил Викторович еще успел принять в нем участие. Потом учебник начал потихоньку обрастать методичками и рабочими материалами. С тех пор уже вышло несколько переизданий и он вполне себе живет.
Потом меня унесло из школы, а Всеволод придумал преподавать детям право через ролевые игры, и тоже этим классно занимался и до сих пор занимается. И по Панову русский язык преподает -- у моей дочки, например,--  ребенок в восторге
А еще он создал профсоюз учителей и помогает множеству российских учителей решать трудовые споры.
И пытается отбить от чиновничьих реформ то, что отсталось от нашего образования.
Это я все к тому, что вот здесь можно за него проголосовать. Я уже, и вас призываю
http://premia.mn.ru/premia_civil/20121120/331062824.html


  • 1
Ну, если коротко, существительное -- это то, что изменяется по числам и падежам. Что бы там оно ни называло.
А местоимения -- это слова самых разных частей речи (имен), объединенные только спецификой значения, но никак не грамматическими свойствами. Теория частей речи (научная) была создана лингвистом Фортунатовым во второй половине аж позапрошлого века, однако в школьные учебники до сих пор не попала. Там рулит аристотелевщина. Свежачок, две с половиной тыщи лет, а чё.

не очень понятно, но, возможно, надо обратиться к первоисточнику.

А в английском существительных вообще что ли нет? У них по падежам слова вовсе не изменяются, никакие.

Или теория только для русского языка, а остальные языки могут продолжать покоиться на китах?

Почему нет? Просто в английском они изменяются только по числам. В китайском, строго говоря, нет.

>А в английском существительных вообще что ли нет? У них по падежам слова вовсе не изменяются, никакие.

Ну э, раньше изменялись. :-) В языке англо-саксов были падежи.

В английском осталось два падежа - общий и притяжательный. Что и чье. Boy (мальчик) - boy's (мальчикова). Вот тут хорошо, например: http://shatilof.narod2.ru/stati_moi/47_trudnosti_obladaniya/

Ой, так еще веселее. Прилагательное и причастие в таком случае тоже существительное )) По числам и падежам изменяются )))

И порядковые числительные тоже существительные...

Порядковые числительные -- это вообще не числительные, а прилагательные.
Собственно числительные изменяются только по падежам.

Они еще по родам, причем не абы как, а согласованно с существительным, от которого зависят.
Вообще Вы так смешно иронизируете. Так и представляю себе кого-то, кто говорит: "Земля вертится? Ха! Так чего ж мы с нее не падаем, а? Чего только не напридумывают! Очевидно же, что вот она, стоит"

А как дать понятие существительного детям, не знающим ещё про числа и падежи?
Как объяснить падежи детям, не знающим про существительное? Отсюда и получилась палочка-выручалочка про "существительное - это предмет"


Edited at 2012-12-03 06:36 (UTC)

Нет, не отсюда. От Аристотеля. Это первичная интуиция, как и его утверждение, что телега едет, потому что лошадь ее тянет, а как перестанет тянуть -- так и встанет. Ньютон показал, что Аристотель не прав в физике. Фортунатов показал, что Аристотель не прав в языкознании.
А зачем давать понятие существительного детям, не знающим про числа и падежи? Двухлетним, что ли? Потому что четырехлетние числа и падежи уже знают и обычно употребляют без ошибок.

  • 1