?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Агитирую за старого друга
ludmilapsyholog
С Всеволодом Луховицким мы знакомы уже почти лет 20, ну 18 точно. Когда-то мы общими усилими реанимировали проект учебника русского языка для школьников, который начали еще в 60-е ведущий российские лингвисты Московской школы под руководством М.В. Панова. Учебник был написан, но не особо востребован школой и был очень малоизвестен. Что было совсем неправильно, потому что ситуация с русским языком в нашей школе очень невеселая. Не буду сейчас подробно вдаваться, скажу кратко так: все эти учебники Баранова-Бабайцевой-Разумовской, по которой учились и учатся почти все российские школьники,  имеют примерно такое же отношение к науке о языке, как физика Аристотеля к современной физике. Когда детям втуляют, что местоимение -- часть речи, а существительное потому существительное, что называет предмет -- это как если бы на географии рассказывали, что земля стоит на трех китах, а на химии про теплород и философский камень объясняли. Так вот, учебник, который мы хотели вернуть к жизни, был написан настоящими учеными, причем ведущими, при этом с юмором, на живых примерах и доступно. Мы с Всеволодом и еще одной замечательной учительницей, Валентиной Васильевной Дибобес, немножко встали на уши и состоялось  переиздание учебника, Михаил Викторович еще успел принять в нем участие. Потом учебник начал потихоньку обрастать методичками и рабочими материалами. С тех пор уже вышло несколько переизданий и он вполне себе живет.
Потом меня унесло из школы, а Всеволод придумал преподавать детям право через ролевые игры, и тоже этим классно занимался и до сих пор занимается. И по Панову русский язык преподает -- у моей дочки, например,--  ребенок в восторге
А еще он создал профсоюз учителей и помогает множеству российских учителей решать трудовые споры.
И пытается отбить от чиновничьих реформ то, что отсталось от нашего образования.
Это я все к тому, что вот здесь можно за него проголосовать. Я уже, и вас призываю
http://premia.mn.ru/premia_civil/20121120/331062824.html

  • 1
Ой, так еще веселее. Прилагательное и причастие в таком случае тоже существительное )) По числам и падежам изменяются )))

И порядковые числительные тоже существительные...

Порядковые числительные -- это вообще не числительные, а прилагательные.
Собственно числительные изменяются только по падежам.

Они еще по родам, причем не абы как, а согласованно с существительным, от которого зависят.
Вообще Вы так смешно иронизируете. Так и представляю себе кого-то, кто говорит: "Земля вертится? Ха! Так чего ж мы с нее не падаем, а? Чего только не напридумывают! Очевидно же, что вот она, стоит"

строго говоря, в общем и целом, да, существительное - дело сложное. если пытаться формулировать единую схему для всех языков мира, которые разнообразны и совершенно друг на друга не похожи.
если речь идет о славянских или романо-германских языках - а дело касается учебника русского языка, как я понимаю, - то античная схема, применяемая по отношению к греческому и латыни, вполне себе работает, и существительное действительно - это часть речи, выражающая предметность. и местоимения как часть речи никто не отменял.
приветствуется владение всей полнотой филологического знания. но отрицать Аристотеля никто не отрицает, даже Фортунатов
вот что пишет ученик его ученика А.А. Реформатский:
привычная схема частей речи в русском и других европейских языках не годится для многих языков Азии и Африки.
всего лишь. так что не стоит так уж клеймить беднягу Аристотеля.

Так система Птолемея тоже работала, вполне сносно все описывала. Жаль, что неверная, а так вполне.
Фортунатов, конечно, отрицает Аристотеля, так же, как Коперник отрицает Птолемея, как Ньютон отрицает Аристотеля, как Дарвин -- Ламарка, продолжите сами.

Конечно, учение о частях речи для изолируюющих языков не годится. Но мы говорим о русском и как мимнмум любом индоевропейском, поскольку именно их обычно изучают в школе.

Утверждать, что местоимение часть речи можно при одном условии -- не понимать, чем грамматика отличается от лексики и что часть речи -- грамматическая категория. Чего, кстати, не понимают 99% школьных учителей русского и 146% методистов. Но они не виноваты -- так учат.

в словарях, в словарях о местоимениях пишут. берем оксфордский словарь русского языка и смотрим. местоимение. pronoun. в независимости от грамматических различий. есть местоименные группы по грамматическим признакам. но "я", "какой-то" и "несколько" в любом словаре будут указаны как местоимения. и на филфаке МГУ все так же, по старинке. и у реформатского, и у широкова.

  • 1