Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Про образование
ludmilapsyholog
Среди всего того, что в последние годы рушится и закатывается в асфальт, есть и такое, что касается практически каждого.
Например, образование.
Сначала косяками пошли на консультации растерянные родители приемных детей: мы не знаем, что делать, школы, в которой мы учили (рассчитывали учить) своего ребенка -- гиперактивного, ослабленного по здоровью, с логопедическими трудностями или еще какого, больше нет. Ее слили с обычной, там 35 человек в классе, нам невропатолог говорит, что даже соваться туда нельзя, да нам там и вовсе не рады, что делать? Кому-то уходить с работы, забирать ребенка  на домашнее обучение? А жить на что?

Потом пошли тревожные новости о школах с другого конца шкалы -- лицеях, гимназиях и пр. Их тоже больше не будет -- а зачем? Ишь ты, индивидуальный подход, особые программы, работа в малых группах, спецукрсы, факультативы. Всех надо учить одинаково. Вон как в Финляндии, там все школы одинаково хороши. И у нас все будут одинаково... хороши... наверное... Во всяком случае, одинаково!

По крайней мере, стало понятно, к чему были все эти разговоры об инклюзивном образовании последних лет из уст чиновников. А то у меня был когнитивный диссонанс -- как-то не ждешь с этой стороны гуманизма. А оно вона что. Нет, у детей с особыми потребностями не появятся тьюторы. Нет, учителя не станут получать зарплату как в Финляндии. Нет, педвузы не станут местом, где хорошо учат работать с детьми. Нет, воровать на госзакупках и тендерах никто не перестанет -- наоборот.
Но инклюзия будет.
Все в равной степени останутся без образования, потому что система детохранилищ с училками,  измотанными  работой на две ставки в переполненных классах, где каждый второй ученик нуждается в особом подходе, а его нет и быть не может -- это что угодно, но не система образования.

Да, несправедливо, что хорошие учителя и интересные уроки сейчас достаюся почти только умникам из топовых школ. Детям менее способным увлеченные педагоги нужны еще больше. Вот только попытка решить проблему, просто всех уравняв и слив, напоминает старую шутку про компромисс: что будет, если смешать полбочки меда и полбочки дерьма? Целая бочка сами понимаете чего. Хорошая школа -- живой организм, выращиваемый годами, убить его можно в полгода, а вот клонировать пока никто не научился.

Я все понимаю. В сырьевой стране не нужна система образования в принципе. Все эти выпускники физматшкол, которые чуть что машут гауссианой --  нет, чтобы поставить птичку, где велено, и пойти пить пиво и смотреть "Ментов-25"
Да и школа -- это такой офигительно лакомый коррупционный кусок. Потому что никуда не денется и потому что их много, и на детей можно списать все. Можно отдать" своему пацану" организацию питания -- это ж клондайк, даром что дети дрянью травятся; можно объединить все и все в "комплексы", чтоб сподручней управляться с заказами и тендерами; можно создать из ничего дополнительный сектор для коррупции -- госзаказ на углубленные программы: хочешь, директор, сохранить коллектив и репутацию школы -- давай обсудим условия. Очень заманчииво, прям невозможно удержаться.
Но мое дело предупредить.

Школа -- это одна из последних госуслуг, которой пользуется почти каждая семья.  Люди стараются по возможности не обращаться в госполиклиники, лишний раз не общаться с чиновниками, полицией и судом, вычеркнули из своего круга внимания гостелевидение, не рассчитывают на государство на старости и в беде.  Но школа до сих пор все же была тем мостом, который  нас, население и государство, соединял. Не блестящая, проблемная, в целом косная, но до сих пор можно было, приложив усилия, хоть какое-то место для своего ребенка в этой системе найти, и даже для ребенка с особыми образовательными потребностями, будь это трудности в обучении или, наоборот, повышенная к нему склонность. Теперь этот мост старательно рушат.  Видимо, думают, что умеют левитировать и смогут удержаться в воздухе. Ну-ну.

Вот здесь можно подписать письмо педагогов http://tinyurl.com/cm7geh5 по этому поводу. 

Да, к этому идет. Именно так. У меня в этом смысле грусть-печать (из разряда: "касается каждого") - уход директора лицея, который в прошлом году закончил ребенок (т.е. мы успели). Лицей два года подряд бы признан лучшим в городе, там свои программы и пр. особые особенности.

Подозреваю, что страшно раздражало всё это.

Привалов давно предупреждал о том, что будет именно то о чем вы пишете. Рискуя своим положением научного редактора он каждую вторую свою колонку в главном экономическом журнале страны посвящает теме образования. Вот например 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Это я нашел сразу, извините дальше рыть уже не стал...
Кстати, при этом рассуждает про власть, на границе дозволенного... Да уж, мы себе тут в блогах и не то позволить можем, но сами понимаете разницу...

Как человек, учившийся в школе на излете СССР, считаю, что образование наше не разрушается, потому что разрушаться нечему.
Советская школа была как раз тем самым дерьмом, что вы тут описали - я помню, что такое 40 человек в классе, истеричные училки, бьющие первоклашек головой об парты, водка в туалете и абсолютная тотальная уравниловка в стиле "иметь свое мнение запрещено!".
Мне кажется сейчас просто до общества постепенно доходит (оооочень постепенно), что такое образование - никакое не образование. Хотя и вполне может стать школой жизни для стойкого маленького человечка.

Увы, разрушается. Дело в том, что чиновники добрались до тех уникальных и единичных оазисов просветительской деятельности, где главной ценностью был человек, семья, доброе-вечное. Сливая, выравнивая, объединяя, просто изживают живое. Медиков уже превратили в машины для выписывания справок и рецептов, теперь и учителей научат электронные журналы заполнять и портфолио с презентациями нужного формата делать.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
А это школам и училкам за "правильные" подсчеты голосов на выборах. "Пожалуйте брицца" (с) ВВП ггг

Слово "училка" Вас хорошо характеризует.
Учителя пострадают меньше, чем дети.

все будут одинаково... хороши... наверное... Одинаково!



Edited at 2012-12-12 06:13 (UTC)

Есть у американского фантаста Пола Андерсона такой роман Нелимитированная орбита. Так вот там, чтобы выпихнуть с планеты неплохо живущий средний класс, и заставить активных и образованных людей начать космическую колонизацию, тоже стали сливать школы, преподавать в этих школах всякие мистические практики и т.д.

Может быть это продажные коллаборационисты выполняют заказ своих нанимателей по выдаиванию из страны не только минеральных ресурсов, но и человеческих?

Американцы вон собрались производства из Китая обратно в штаты потихоньку переносить, им робототехники нужны.

Мы живем в Бостоне, точнее, в пригороде, в часе езды от центра.
Лет 25 назад бостонские городские власти в целях ликвидации неравенства в образовании слили вместе сильные public schools из дорогих районов и слабые, проблемные - из велферных муравейников. Частных школ это нововведение не коснулось, а из городских люди по возможности забирали детей. Средний класс массово стал переезжать в пригороды. Школы в маленьких городках (до 30-40 тыс. человек) более закрыты, поскольку берут учеников только по месту проживания, и лучше контролируются родителями. Сейчас образование в public schools в пригороде на порядок лучше, чем в центре.
Да, а детские кружки по робототехнике у нас есть, средний сын как раз в таком занимается, они там лего-роботов строят и программируют.

А можно вопрос? Вот если в советский период была очень хорошая школа, которая так замечательно учила и воспитывала, почему её выпускники сейчас её же и разваливают? Может там как-то неправильно воспитывали, что воспиталось поколение корупцияонеров? Может как раз новая школа, или полноё её отсутствие поможет воспитать демократичное, законопослушное поколение?

Я что-то писала о советской школе, которая замечательно учила и воспитывала?
Уничтожается сейчас не советская школа, к ней как раз возвращаются, только на еще более низком уровне. Уничтожается все то живое и гибкое, что появилось в конце 90х начале 2000-х
По крайней мере если говорить о городах, деревенская школа уничтожается как раз советская малокомплектная, и она была неплохой

Но школа до сих пор все же была тем мостом, который нас, население и государство, соединял.

на школу уже давно у многих нет надежды. школа превращается в "хранилище" и служит приобретению определенных навыков - общение с РАЗНЫМИ людьми (не только приятными и близкими по интересам), школа сейчас по сути контролирует то, как родители обучают своих детей.
у нас оставались куржки по интересам, секции... теперь и центры внешкольной работы "сливают". Директора ЦВРов пытаются слить свои заведения друг с другом, боятся сливания со школами. потому что это - прямой путь к окончательному развалу...

Боже упаси, еще какие-то особые условия для детей "с особыми потребностями"! С точки зрения дядьки в галстуке, это сплошная проблема. Во-первых, стоит сложиться какому-никакому коллективу - и даже просто так один винтик на другой не поменяешь, остальные винтики начинают ныть. Во-вторых, вместо чтобы махать гауссианой, лучше бы все подумали, насколько веселее Минобразу иметь вертикаль армейского образца! Единая отчетность. Единый способ наведения шмонов. Никакого геморроя с оценкой местной ситуации.

Это не школа. Но это мечта управленца, который лучше всего умеет управлять складом на строительном рынке.


по-моему вы описали мечту того, кто управлять не умеет, а командовать хочет :)

и главное не понять - зачем...??
вряд ли, как Вы пишете - "бизнес близких", не такой уж там и лакомый кусок, поверте...
просто тупое решение тупой номенклатуры...
по-моему - там больше психологии: "власть", и имитация ее "применения"...
дурдом, короче...:(
слава Богу внука от этого всего избавил: занятно - здесь ему ставили "задержку в развитии", в Канаде выяснили, что у него самый высокий IQ в школе...:))

> В сырьевой стране не нужна система образования в принципе
правильно:( оставят военную подготовку, религию и физкультуру, чтоб дальше плошки с едой и нтв и не вздумали смотреть

Хе-хе, но ведь плохо образованные люди очень восприимчивы к простой, примитивной пропаганде. Казённая пропаганда на самом деле ужасна и бездушна. Любой харизмат и умелый демагог легко сможет направить гнев ширнармасс против власти же. Лозунг "Во власти засели жиды и потому мы так плохо живём" умело разжеванный чем плох? :-)

Подписала. Толку-то:(
Собственно, все еще хуже, чем пишут. У меня впечатление, что разваливается - уже развалилась - ВСЯ система бесплатной помощи детям. Всех без исключения работников образования уже волнует только отчетность. Им не до детей, и невозможно осуждать их за это. Навеяно прошлогодним хождением в реабилитационный центр. Чтоб я еще когда связалась с бесплатной помощью. Очень сочувствую тем, у кого нет выбора.
Со школой все то же, ресурсов на домашнее образование тоже нет. Единственный, как мне кажется, выход - объединяться и вскладчину нанимать учителя для домашнего обучения детей, на 2-3-4 ребенка. Как идея?

Замечательная идея, только это и останется.
Пока я думала только в сторону, что я знаю русский и литературу, муж разбирается в алгебре, физике и истории, бабушка химик-биолог-географ, на английский можно денег найти =)

петицию я пошел и подписал, конечно.

но не оставляет меня чувство, что образование в "этой стране" нужно только "нам". а "нас" - 2% от народа. и наши требования устраивать на народные деньги образование - примерно так же легитимны, как и требования прочих маргинальных групп.

Дивная мысль с литературной точки зрения, такой щедринский сарказм в ней.
А по сути, чудовищная в своей правдивости...

Мне интересно вот что:
По отзывам мам, чьи школы уже "слили и унифицировали" - делалось это не в приказном порядке а путем голосования родителей. Если это так - то к чему воззвания к правительству, если подобный путь избрали сами мамы?


(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
В сырьевой стране система образования тоже нужна. И даже в сырьевой парадигме хоть мало, а требуются спецы с университетским уровнем. Но! Чтобы построить систему образования надо четко сформулировать ее задачи в рамках долгосрочного курса страны. Ибо минимальный образовательный цикл - это лет 8, как отдай. А по полной уже 15-20. Т.е. чтобы работал стабильный цикл со стабильной программой, надо быть уверенным, что лет 30 генеральная линия будет одна и та же. Ну и эта линия должна быть сформулирована и озвучена со всеми приоритетами в отношении востребованных в ее рамках навыков и знаний. Ну а пока вся страна снизу доверху живет коротким горизонтом планирования, существуют только разрозненные представления индивидуумов и социальных групп о том, как лучше организовать жизнь. Приводить такой винегрет к общему знаменателю, как известно, возможно только по самой нижней планке. В отношении образования это у нас что? Ну все понимают, что в любом случае необходимо уметь читать-писать-считать, иметь представления об окружающем мире на уровне природоведения, минимально ориентироваться в географии и истории, уметь объясниться с иностранцем (и читать на инструкции к импортным товарам)... И пока внятная долгосрочная программа страны отсутствует, именно к этой планке ЦПШ естественным образом и совершенно неумолимо катится образование.

Edited at 2012-12-12 07:55 (UTC)

?

Log in

No account? Create an account