?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Пра абразование игейн.
ludmilapsyholog
Навеяно вот этим прекрасным
Оригинал взят у natabelu в ВРЕМЕННЫЙ ПОСТ. РЕЖИМ НА РОЛЛЫ

Сходите по ссылке обязательно, это, что называется, в самую печень.

Что хочу сказать, прочитав сотни комментов и десятки бурных споров под прошлыми постами. Мне кажется, они во многом потому бурные, что в них смешаны пласты "хорошо бы" и "что реально есть сейчас".
Образование наше  в кризисе, это отрицать невозможно. Показатели наших школьников и студентов на независимых международных тестированиях неуклонно падают год от года. Больше половины обращений отчаявшихся родителей -- про школу, про то, как детям и семьям от нее плохо. Имея множество друзей-учителей и проводя регулярно семинары для учителей, могу сказать, что им не  лучше. Они чувствуют себя загнанными в угол и многие собираются из школы уходить. Кризис налицо, надо бы что-то делать. Какие есть варианты?

Вариант первый.  Государство осознает, что в будущем его будут кормить люди и их компетенции, а не углеводороды. И начинает заниматься образованием. В разы увеличивается бюджет. Модернизируются педвузы. Учителям платят высокую зарплату и принимают на работу по конкурсу. Их холят и лелеют, обучают и переобучают, освобождают от лишних бумаг, вводят субботний год. Но профнепригодных безжалостно увольняют, никаких "ей осталось два года до пенсии" -- не за счет детей. Хорошие директора школ, которые уже доказали свою способность создавать, растить и развивать сильные педколлективы ищутся хэдхантерами, им делают предложения, от которых невозможно отказаться, а потом сдувают пылинки а не доводят до инфаркта. Школы превращают в современные прекрасныо оборудованные образовательные центры, с бассейнами, стадионами, библиотеками, мастерскими, теплицами, живыми уголками, с игровыми для подвижных детей и местами уединения для детей-интровертов, с современными и чистыми туалетами и душевыми, с уютными школьными кафе, с облиием кружков и секций -- словом, со всем возможным, чтобы дети комфортно, полезно и нескучно могли ошиваться в школе хоть с утра до ночи. Для детей с особыми потребностями чтобы все предусмотрено: для ботанов -- спецкурсы по матанализу и раннему Возрождению, для гиперактивных -- тьюторы, комнаты разгрузки, для опорно-двигательных -- лифты и подъемники и т.д. и т. п. Да, и со школьными автобусами, которые бы забирали у дома и отвозили к дому. Причем таких школ чтобы не пара десятков в столицах, а прям по всей стране, в любой тьмутаракани -- где автобус не проедет -- пусть будт школьные вездеходы. Или пусть будет общежитие для ночевки, если совсем далеко возить.

И тогда через десять лет упорной систематической работы и больших вложений начнет скаладываться сильная, перспективная система образования для всех. Конечно, будут проблемы, и протесты, и уволят кого-то зря, и наберут сначала не тех, и кучу денег потратят не на то. Это же государственнический, социалистический, вариант, а значит, будут стандарты, единые требования, универсальные программы -- со всеми вытекающими минусами. Но в общем и целом будет неплохо: приличный уровень для всех.
Фантастичечский вариант? Я ж не спорю. Не потому, что нет денег, я вас умоляю. Потому, что такое государство.
ОК, тогда есть другое предложение.

Вариант второй.
Государство говорит: слушайте, сейчас не  до вас и ваших детей. Отвалите. Нате вам минимум, вот по 200 тыс в год на детское рыло, и делайте что хотите. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, а я, государство, руки умываю. Хотите -- учите в школах каких есть, хотите свои делайте, хотите -- дома занимайтесь, мало школе денег -- ну, пусть как хочет зарабатывает, если есть чем. Нам от вас ничего не надо, но и вы от нас выше минимума не требуйте. Образовательный ваучер вам в зубы и сами трепыхайтесь. Праволиберальный такой вариант. Частично имевший место в 90-е.
Что будет? Будет разное. Где-то директор отдаст первый этаж школы под бордель. Какие-то пьющие родители махнут рукой и не поведут в школу детей вообще. Дети будут наглеть на уроках и пить пиво прямо на первой парте. Учителя массово уходить из государственных школ. Но.
При этом другой директор даст карт-бланш интересныму педагогам, подберет команду и к нему будут ломиться люди со всего города, предлагая доплатить напрямую  хорошему учителю (а государство умыло руки - ему все равно, хоть сметаной и яйцами приносите). Другие родители объединятся, скинутся и создадут свою небольшую частную школу на дому (а государству все равно, оно с проверкой не придет и всех не разгонит). Причем школа эта будет не особо дорогой -- ведь государство с нее налоги не дерет, всяким СЭС и пожарным отстегивать не надо и снимать непременно дорогущие помещения "в соотвествии со стандартами" тоже.  А со временем какие-то олигархи начнут создавать на свои деньги школы для способных детей из бедных семей. А еще со временем -- и для не очень способных. Волонтеры будут работать где придется -- учить детей мигранов, а потом получат грант,  и снимут приличные классы, и станут школой. Или диаспора оценит и подарит им здание.  А потом у какого-то олигарха родится ребенок с инвалидностью, и он поймет, ради чего всю жизнь работал, и создаст школы или оборудует имеющиеся для особых детей.
Будут школы с большим прибабахом, где будет урок дегустации дорогих вин  и конной езды, но не будет физики. А в других будут диффуры в первом классе и двадцать восемь языков, а физкультуры не будет вовсе. Будут школы-дворцы для богатых,  и школы в подуподвалах, но с домашней атмосферой -- и кого-то они вполне устроят. Словом, будет много  разного, ужасные провалы, яркие взлеты и в конце концов будет разномастгая, неровная, но живая и интересная система образования, в которой постепенно будут создаваться школы "с традициями", а проблемы "бедных" школ станут предметом постоянного внимания общественности и благотворителей.

Тоже жить можно. Приличный уровень для всех явно очень не сразу получится, если вообще получится, и будет множество полуграмотных, но будут и возможности, для тех , кто может и хочет учиться. А кому-то может и правда не надо больше, чем уметь читать-писать-считать, зачем заставлять?
Фантастический вариант? Конечно. Потому что единственное, что способно делать нынешнее государство -- это контролировать. И контроль этот становится с каждым годом и месяцем все более вездесущим и всеохватным.

Я не знаю, какой из вариантов лучше, споры между правыми и левыми мне как-то давно стали скучны ввиду своей полной абстрактности. Потому что все последние годы мы имеем развивающийся по нарастающей вариант третий. Он, как вы могли догадаться, представляет из себя синтез первых двух, созданный по принципу "соединим минусы отовсюду". То есть денег не дадим, а контролировать будем -- мама не горюй. Сами ничего не будем создавать и развивать, и вы не смейте. Учителям надо работать как велено, отчеты писать с каждым годом на порядок больше, а зарплатой обойдутся этой. На митинг идти велим -- пусть идут без вопросов и с энтузиазмом. Нет, субботний год у нас будет в в виде российском и суверенном, как демократия: вы, так и быть, можете взять годовой отпуск без сохранения зарплаты раз в 10 лет. Вы обойдетесь без библиотекарей, психологов и логопедов, но только попробуйте просто предоставить кабинет и пригласить специалиста, на которого скинутся сами родители,  узнаем -- уроем. Родителей вообще лучше в школу не пускать, от них одни проблемы. Мы будем централизованно привозить детям на обед дерьмовые полуфабрикаты, но только попробуйте отказаться и пригласить хорошую кухарку МарьИванну, чтобы пекла блинчики и варила супчики -- сядете лет на десять. Да какой там -- хомячка в кабинете биологии не смейте заводить! Сядете, сядете, сядете!.
Частные школы, кстати,  создавать нельзя (практически невозможно) -- неизвестно еще, чему вы там научите. У нас стандарты, ЕГЭ и отчетность.

Когда люди в ужасе говорят о разрушительности этого процесса, одни из них скорбят по государственнической модели времен СССР -- со своими минусами, но дававшую стабильно приличный средний уровень. Благодаря которому у нас до сих пор все на накрылось медным тазом к ядрене фене, потому что все еще много крепких достаточно образованных профессионалов в возрасте от 40 до 60, на которых все пока держится.
Другие горюют по вольнице 90-х, когда массовая школа деградировала, но при этом на коленке и за копейки создавались прекрасные, живые и яркие школы, которые могли со временем развиться в бренды на века, и стать образцом для других школ. Благодаря этому периоду у нас все еще есть надежда на будущее, на то, что здесь что-то может создаваться и строиться, на новые идеи и новые отношения. Очень многие из поколения 30-20 летних, все эти  независимые наблюдатели,  "оккупайцы", создатели волонтерских движений, авторы оригинальных бизнес-идей -- выпускники как раз тех свободных и "с прибабахом" школ последнего двадцатилетия. А многие вообще самообразованцы, учились где угодно, но не в школе, и знают столько всего, что только диву даешься. 
Сейчас есть еще остатки и того, и другого, выжившие и выстоявшие разными способами. Все идет к тому, что скоро не будет. Останется только "жи-ши" пишем с буквой И.
Честное слово, в этой ситуации вцепляться друг другу в глотку  на тему "что именно мы потеряли" и "как бы  мы хотели" довольно странно. Мы потеряли -- теряем -- и то, и другое. И как бы мы хотели, нас не спрашивают -- никого из нас. Консенсус. Не о чем спорить.
Метки:

  • 1
Я смотрю на старшеклассников и вообще не знаю, что делать с ними. Вот их свеженького: "Пушкин написал "Повесть временных лет или Иван Сусанин", "Причиной смутного времени стала отмена выходного на Юрьев день", " Раскольников и Соня читают уголовный кодекс" и пр. Не знают, от какого события ведется современное летоисчиление, не могут опознать на фото Собор Василия Блаженного или Церковь Покрова на Нерли. Нам казалось, что если информация будет доступна, то все сразу станут умными. Задаю вопрос: " Ну что же вы не посмотрели?", получаю ответ : "Как-то в голову не пришло". И даже не в этом дело. Большинство подростков просто не может оценить себя адекватно. При таких знаниях они уверены, что знают лучше всех и рассказывают, как поступят в Финансовую академию, а потом будут получать 500 тыс рублей в месяц. Когда общаешься с ними, вообще не знаешь, от чего отталкиваться, идешь как по болоту.
Но вот мы ругаем школу, но у них же и родитеди есть. Они что, не разговаривают со своими детьми?
А рядом в том же классе могут быть и те, кто много знает, умеет находить информацию. Но самое большое, что для них может сделать школа, это не дергать их, дать заниматься самим.

Необходимо добавить, что "получать 500 тыс рублей в месяц" хочется "за красивые глаза", за приход на работу - и это называется... да-да, она именно такая, "СТАБИЛЬНАЯ зарплата"... А иметь хоть какое-то реальное представление о будущей специальности - таким незачем.

Именно так. Один еще спрашивал, если записаться в "поклонники Единой России", то как быстро станешь депутатом))

кстати, вполне задача для историка новейшего времени

анализ биографий молодых поклонников едросни (из "наших" и около), кто из них пролез в депутаты и почему. с ходу вспомню только Бурматова (БИНХ) и почему-то К.Рыкова.

Re: кстати, вполне задача для историка новейшего времен

историки вообще не очень любят заниматься настолько новейшим временем. сложновато анализировать: последствия, в основном, прогностические.

Re: кстати, вполне задача для историка новейшего времен

сидеть на гос.поддержке и следовать линии партии всяко лучше.

Re: кстати, вполне задача для историка новейшего времен

сидеть на гос.поддержке и следовать линии партии всяко лучше.

> "Пушкин написал "Повесть временных лет

кстати, Мусин-Пушкин вполне мог. человек был увлеченный всякими такими вещами, и окружение имел соотвествующее.

> опознать на фото Собор Василия Блаженного или Церковь Покрова на Нерли

это сейчас такому учат ? ну ваще.

Учат) А еще учат отличать барокко от ампира или модерна)

Я родительница 18-ти летнего парня. Он мне говорит: "Я буду читать то, что мне интересно. А то, что тебе интересно, читай сама." И да, он читает какие-то дебильные "Хроники Амбера" и наотрез отказывается читать Тургенева. И что я могу?

Ну, в 18 лет много кто предпочитает "Хроники Амбера" Тургеневу. В 18 лет душа просит романтизма: подвигов, отверженных и непонятых героев. А у Желязны этого больше, чем у Тургенева. В борьбе за юношескую душу с Желязны могут посостязаться Киплинг, Грин, может, Лермонтов (если удастся воспринять его как литературу, а не как школьную программу), но, боюсь, не Тургенев.

Плюс, на вкус и цвет товарища нет. Я лет в двадцать специально перечитал "школьную" классику - чтобы взглянуть новым взглядом, отдохнувшим от принудительных уроков литературы - и Тургенев меня не особо тронул. "Евгения Онегина" проглотил в один присест, Достоевского перечитал всего, до которого дотянулся - а с Тургеневым знакомство развивать почему-то не захотелось. Ну не лег на душу.

Вы понимаете, не читать Тургенева и не знать про то, кто такой Тургенев - разные вещи. Одно- вопрос вкуса, а другое - отсутствие образования.

дебильные "Хроники Амбера" ? ))

Это ты дебильная родительница, а не "Хроники Амбера". Если называть вещи своими именами.

Что ты можешь? Не насилуй хотя бы ребенка. Большинство таких любителей тургенева доводят своих детей до лютой ненависти к чтению. Потому что заставляют насильно читать разное дерьмо.

Edited at 2014-02-19 21:13 (UTC)

Дорогой Артём, если бы Вы читали Толстого и Тургенева, то Вы бы наверное знали, что к незнакомым людям, которые наверняка вдвое, а то и втрое старше вас следует обращаться на Вы. Мне жаль Вас - Вы не умеете управлять своей вербальной агрессией.

Обращение на «вы» сначала надо заслужить. Я им не разбрасываюсь. Тем более, по отношению к тем, кто считает срок копчения неба чем-то заслуживающим уважения.

Кстати, если уж тебя так интересует русский язык, то слово «вы» в нём пишется с маленькой буквы внутри предложения.

>>>> если бы Вы читали Толстого и Тургенева

Я читал и того и другого. А еще кроме этого множество других русских и иностранных классиков, и современных писателей — очень люблю читать. Вот только среди того, что писали наши классики почти ничего толкового, на мой взгляд, нет. А если еще заставлять читать эту хрень насильно… Результат будет обратный желаемому — ненависть к литературе. И ладно, если только к русской.

>>>> Вы не умеете управлять своей вербальной агрессией

Еще как умею, leftbot. Управление эмоцией не означает отсутствие её выражения.

Бесят тупые мамаши, например, так это им и говорю. Могу даже разъяснить, в чем с ними проблема, если человек готов критику воспринимать. Но это редко случается. На это ведь разум нужен, а не его имитация полная штампов, выработанная для экономии энергии.

Вот твоя реакция, к примеру, — чистой воды детское «сам дурак + как же так, он ко мне, старой тетке, да без уважения». Смешно, но показательно.

Жаль сына, конечно, но если он уже сейчас может послать тебя с чтением туфты, то вероятно и дальше с ним все хорошо будет.

Edited at 2014-02-20 22:12 (UTC)

  • 1