Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Очень точные наблюдения
ludmilapsyholog
Оригинал взят у olkan в Записки Думающей Мамы - как думают дети
Я не психолог, и ниженаписанное - просто мое видение. Это не теория, я не могу ее защитить, и ничего про это не читала, просто мне так видится.

Про то, как видят мир дети, и что из этого вытекает.

Мне кажется, что когда ребенок совсем маленький, весь мир для него - это такой странный цветной узор, картина абстракциониста, ведь он совсем ничего не знает, что это большое темное пятно - это шкаф, и он отдельно от белого пятна, стены, и он стоит, и открывается, и производит шум, и он неживой. Мне кажется, перед ними течет этакая матрица из звуков, цветов, запахов, и по мере роста, наблюдая, они начинают отделять лица он не-лиц, а потом вдруг обнаруживают, что лицо и руки, которые к ним прилетают - это вместе мама, а потом, что мама может уйти, и она еще больше и у нее есть еще куча всего. Я помню момент, когда мой сын начал замечать, что я переодеваюсь, то есть он впервые отделил одежду от меня - показывал пальцем и смеялся над новыми платьями. А потом вдруг осознал колготки и расплакался - потому что у мамы вдруг изчезли привычные части тела и появились вместо них новые, а маленькие дети боятся перемен, и мне пришлось снимать и надевать колготки, чтобы он понял - что они - это тоже такая отдельная штука. И так во всем, время начинается распадаться на спать и не спать, потом на день и ночь, потом на еще на кусочки поменьше, и общие понятия "есть" постепенно делятся на кусочки, и появляются завтраки, в которые едят кашу и тосты, и обеды, в которых еда распадается на первое, второе и третье, и так далее, пока весь мир не разложится на понятные кусочки лего.

Так к чему я это. Для меня понимание этого восприятия делает максимально понятным большинство "капризов" и прочих нелогичных требований. Мне кажется, что ребенок видит ситуацию в целом, как такую целостную инстаграммку, картинку. Знаете, как у нас бывает - вот если вспомнить собственное сильное впечатление - как в нем важны детали! Вот например я помню как пустила лошадь в галоп по берегу моря, помню до сих пор, и в этой картинке есть все - и серый цвет неба, и шум шторма, и запах лошадиного пота, и взрывающая сердце радость полета и свободы. И если бы я еще раз оказалась в такой ситуации, и мне бы предложили ехать не на лошади, а на осле? Или вместо шторма сделать жару и штиль? Вот мне почему-то кажется, что все мелкие ситуации для детей - гораздо более эмоционально насыщены, чем думаем мы, и они так же целостны и неотделимы. И если мы когда-то впервые сказали малышу "это - твоя новая чашка" то вот эта синяя чашка, и голос мамы, и гордость, которую он испытал, именно новизна какой-то этой эмоции - у него сложилось в этот отпечаток. И он снова и снова хочет пережить эту новизну гордости, или чего-то еще, чего он, маленький, впервые пережил в какой-то момент с этой синей чашкой, а мы ему говорим "да какая тебя разница, пей из желтой". НЕТ! Гордость, самостоятельность, первые осознанные ощущения "я пью сам", не знаю, ощущения бортика пластмассы на губах, ручки чашки в руках, сока в ней - все это ОБЯЗАТЕЛЬНО, а мы говорим - "желтая", а мы говорим - "какая разница".

Или про время. Вот сидит он катает машинки, я говорю "пойдем ложитсья, пора спать", он кричит "нееет, не хочуу". И я, глупая, занудно объясняю, что спать нужно. Но он не против спать, он против того, чтобы я разрушала что-то важное и здоровское, что происходило в этот момент. Он говорит "нет" отказу от радости катания машинки, всей этой радости тяжеленькой красной машинки в руки, как у нее колесики поворачиваются об ковер, интересно, и он сам их поворачивает и так, и сяк" а тут мама пришла и говорит "прекрати радость". Нет, мама, конечно, так не говорит, мама говорит "пойдем спать", но по сути мама говорит "прекрати радость". И если мама скажет "бери машинку с собой, пойдем наверх", то он с радостью пойдет, потому что он не против спать, он против - отдать машинку.

Знаете, как часто я прокалывалась на ерунде, пока не научилась об этом думать?
- Тесса, хочешь яблоко.
- Нет
- Ты же хотела?
- Нет
И тут ты понимаешь, что в друх руках у нее новые пупсики и яблоко - это не яблоко. Яблоко = в руке не будет пупсика. Поэтому я научилась смотреть на эти вещи и говорить "ты можешь положить пупсика в карман и поесть пока яблоко, а он в кармашке посидит". Я придумываю для нее новую интересную инстаграммку "я ем яблоко и пупсик у меня в кармашке", она уже предчувствует это новое ощущение - и самой положить его в кармашек, и чувствовать его через ткань платья, и знать, что он там, и думать, как он там, как в домике, и еще есть яблоко". И она подпрыгивает легонько от радости и говорит "да, да!", и кладет пупсика в кармашек, и берет яблоко, которое секунду назад не хотела.

Разве это хуже, чем галоп на лошади по берегу штормящего моря?

Я даже не могу передать, какое количество конфликтов не состоялось просто потому, что я постаралась увидеть ту "инстаграммку", в которой ребенок сейчас, и постараться ее спасти для него, или предложить новую.

Все наши самые сильные, самые яркие воспоминания - это воспоминания сильной эмоции - радости, свободы, силы, легкости, печали, одиночества, власти, преданности, предательства, стыда, счастья. Для ребенка каждая новизна освоения мира - это сильная эмоция, такая же сильная. Если видеть, как проживают их дети в выборе чашки одного цвета или бутербродов только треугольничком - можно научиться их узнавать и уважать. А если уважаешь - то сможешь догадаться, что на улицу не хочется, потому что под лестницей в прошлый раз напугала паутина, что из гостей нужно уйти, потому что все в платьях, а она одна в джинсах, и надо решать проблему, как стать принцессой в джинсах, ведь все девочки как принцессы, а не взрослую глупость "ну пойдем, что ты как маленькая, будет же интересно", и в туалет не хочу, потому что фен для рук шумит страшно, а не потому, что не хочется, и хочу взрослую вилку, потому что когда она в прошлый раз ела взрослой вилкой, мама посмотрела любящими глазами и засмеялась. И нужны любящие глаза, а не вилка. Но она еще этого не знает, она еще не отделили любящие глаза от вилки. Поэтому нужна вилка.

И нам надо про вилку догадаться.
И надо эту вилку дать.

Замечательно :) Про отвественное родительство с любовью :)

Так пронзительно вышло. Мне кажется, многие родители довольно быстро понимают (или вспоминают), как оно устроено у детей. Но усталость и загнанность мешает обслуживать это все и придумывать про желтую чашку и принцессу в джинсах. Хочется просто и прямо, чтоб сел и выпил чаю, и пошел спать без танцев с бубном, чтоб и тебе осталось хоть час от этого дня, прежде, чем ты свалишься без сил спать...

Так реально-то это не дает экономии сил. Потом скандал-крик-паршивое настроение и все еще хуже. Это как в городском бюджете все не находилось средств укрепить дамбу, а потом пришлось потратить в сто раз больше на ликвидацию последствий наводнения.

Как не вспомнить: "Будьте как дети"

Как-будто на корточки присела и на мир с этого роста посмотрела :)

Прелесть какая. Срочно френжу автора и спасибо за наводку)))

надо же как целостно человек воспринимает. я в ярких событиях помню исключительно чувства-эмоции.

Очень хорошо. Для ситуации один ребенок в семье. Когда их несколько происходит непрекращающийся конфликт инстаграммок и родители могут только разруливать по мере сил последствия катастроф и подбирать обломки инстаграмок по обочинам.

(Удалённый комментарий)
Вот для того и требуется воображение. Чтобы уметь видеть мир глазами другого.
А сейчас воображение просто выкорчёвывается бульдозерами школы, ЕГЭ, тв, интернета. Визуальная культура сильно отучает видеть.

Для того, чтобы видеть мир другого разве нужно воображение?
Мне кажется важно убрать собственные задвиги на тему послушания и уметь видеть и слышать реального ребёнка, а не придуманного и воссозданного в воображении.

как всё сложно и просто одновременно. Очень хороший текст. И очень-очень хорошая мама ) Буду стараться видеть инстаграмки у своих девчонок)

описан, в сущности простой принцип : ребенка (как и взрослого) нельзя "грабить",- забирая ( запрещая) что-то,Обязательно нужно предложить нечто не менее ценное взамен.рынок-он и в младенчестве рынок..

механический обмен не работает. придумать за ребёнка его потребность нельзя. нужно именно видеть, как видит ребёнок.

Только что качались с моей младшей в гамаке, она смотрела вверх и вдруг говорит :"Это делево, да? А это маленькое делево. Делево -мама и делево -малыш, как Тата и мама". У меня аж слезы навернулись, 2 года всего, а уже такие образы. Я тоже стараюсь " не прекращать радость". Жить по расписанию, но слушать ее пожелания.

Я думаю, это не только про детей. Стоит и к себе иногда так присматриваться: почему я это хочу/этого не хочу. Многое ясно и осознано, но далеко не всё, мне кажется.

Кстати, да. Вот мне точно может все испортить "не тот" цвет или запах.

?

Log in

No account? Create an account