?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
А поговорить?
ludmilapsyholog
Сначала сделаю для тех, кто не видел, перепост Волкова, руководителя избирательного штаба Навального

Оригинал взят у leonwolf в Как мы ведем нашу кампанию

Если кому-то вдруг кажется, что у нас что-то замерло, то спешу разочаровать: не замерло.
Очень много чего готовится, не обо всем мы еще готовы рассказывать, но чуть-чуть срыва покровов ниже вы найдете.

Во-первых, у нас есть некие базовые установки, которые мы принимаем на веру без обсуждения.
1. Мы считаем (можно считать это тайным знанием или высосанным из пальца "экспертным мнением", все равно), что избирательная кампания должна состоять из трех основных фаз.
А. Узнаваемость (любой ценой).
Б. Мотивация голосовать.
В. Мобилизация (чтобы те, кто хочет голосовать, не нашел себе более важных дел на 8 сентября и так далее).
Ну, честно сказать, никакого тайного знания здесь нет. Просто нет смысла мотивировать голосовать за кандидата, которого избиратели не знают (не так ли?), и нет смысла заниматься мобилизацией, пока не создана мотивация.

Во-вторых, у нас есть план.
У нас есть в голове представление о сроках каждой из фаз кампании, мы внимательно, тщательно и очень аккуратно меряем социологию для того, чтобы не пропустить правильных моментов для того, когда кампания должна перейти из одной фазы в другую. Приведу такой простой пример:
На сегодняшний день, по нашей социологии (проведенной еще до первого большого кубического уик-энда), 7% москвичей хотя бы раз вступали в личный контакт с одним из наших волонтеров-агитаторов, но при этом уже 30% москвичей отмечают, что видели агитационный куб (или иное агитационное мероприятие) и получали какой-то из наших агитационных материалов. При этом социология показывает, что среди этих 30% москвичей уровень поддержки Навального (готовность за него голосовать) в 1.7 раза выше, чем среди тех 70%, которые еще не были охвачены агитацией. Это значит, что первая фаза еще не исчерпала себя - просто информирование о том, кто такой Навальный, ведет к росту рейтинга. Именно поэтому на нашей базовой листовке все еще не написано "Голосуй за Навального", а просто рассказывается о кандидате, его сильных сторонах, делах и проектах.
На самом деле, сейчас мы начинаем плавный переход от первой фазы ко второй. Завтра выходит наша первая массовая газета (тиражом 4 млн экземпляров - 3 млн для всех почтовых ящиков Москвы, 1 млн для уличного распространения), которая все еще больше направлена на "узнаваемость", но, в то же время, в ней мы начинаем говорить уже о том, почему избирателю надо проголосовать за Навального. Соответствующим образом будет меняться дизайн агиткубов, уличных листовок, наклеек и всего остального.
Что же касается мобилизационной фазы - она начнется за две недели до выборов; дергаться раньше - заведомый фальстарт.
На мобилизационную фазу у нас запланировано очень много чего, мы сейчас активно аккумулируем ресурсы для нее; в частности, в этой фазе у нас планируется и мощная, недешевая рекламная кампания в традиционных медиа.

В-третьих, у нас есть процесс.

Работа штаба (в котором, в настоящее время, на постоянной основе работает свыше 200 человек, плюс более 5000 волонтеров) строится по принципу проектного офиса. Мы еженедельно полностью отлаживаем и запускаем один-два новых больших проекта, которые, после отладки, отправляются в самостоятельное плавание, каждый со своим руководителем и выделенной проектной командой (отладкой и запуском проектов занимается, в основном, Максим maxkatz Кац, и делает это фантастически круто).
Так мы запустили "агиткубы" (и теперь проводим их по 25-30 с понедельника по четверг и по 50-60 с пятницы по воскресенье; каждый агиткуб раздает в среднем 1600 листовок за вечер), так мы запустили "встречи с избирателями" (три встречи каждый день с понедельника по пятницу, пять встреч в субботу и в воскресенье; на каждой встрече присутствует в среднем по 200 избирателей). На этой неделе мы запустили "балконные баннеры", сейчас мы технически готовы распространять 500 баннеров в неделю. Сегодня сдаем в печать первую газету.
Имеющиеся проекты тоже постоянно совершенствуется: так, после того, как у нас появился потрясающий тренер (и потрясающие тренинги) для заявителей агиткубов, удалось масштабировать этот процесс и поставить его на новый организационный уровень. Встречи у метро мы начинали с 60-80 избирателей, сейчас научились гарантировано собирать не меньше 150.
И чем дальше, тем будет больше.

В-четвертых, все самое главное только начинается.
В понедельник мы представим наш первый интернет-проект "МосВписка" (один из трех больших запланированных интернет-проектов), все волонтеры уже получили рассылку об этом проекте, он в фазе активного тестирования. Смысл этого проекта в том, чтобы мобилизовать для участия в кампании тысячи волонтеров из регионов, которые рвутся помогать Навальному.
Два других интернет-проекта еще интереснее, но они пока секретные.
На следующей неделе мы запустим проект "Районные газеты" - все избиратели в тех районах, где проходят личные встречи кандидата с избирателями, после встречи будут получать отдельную газету с отчетом о встрече, а также с конкретными предложениями кандидата по решению проблем их районов.
Отдельный проект планируется по агитации в метрополитене.
Отдельный проект мы запускаем сегодня по автомобильным наклейкам: сегодня начали работать три первых "автокуба" вдоль оживленных магистралей, волонтеры агитируют в пробках и помогают всем желающим водителям разместить на заднем стекле их машины агитационную наклейку на самоклеящейся пленке; изготовлено 40 тысяч таких наклеек.
Плюсом - подготовка тематических листовок по основным пунктам программы.
Плюсом - изготовление видео- и аудиороликов как для обязательной рекламной кампании (бесплатного эфирного времени), так и для самостоятельной кампании на радио и в интернете.
Плюсом - несколько крупных публичных мероприятий.

Короче говоря: будет интересно.
И да, возвращаясь к тому, с чего я начал этот пост - со стороны может, наверное, показаться, что мы сейчас где-то потеряли темп. Но нет, избирательная кампания - это жанр в точно отмеренных сроках. Нам надо выйти на пик формы и на пик рейтинга ровно к 8 сентября, не позже и не раньше. Для этого надо в каждую следующую неделю делать больше, чем в предыдущую (пока у нас это получается), а в две последних недели выдать все, на что мы способны, и еще немного больше. И победить.

И отдельная ремарка для журналистов.
Уважаемые коллеги, мы предельно открыты и готовы про все эти и другие вещи рассказывать сколько угодно.
Еще раз напоминаю, что мы проводим специально для этого пресс-брифинги штаба трижды в неделю, по понедельникам, средам и пятницам в 17.30, у нас, на Лялином переулке 22.
Мы просим относиться с пониманием к тому, что штаб работает в режиме максимальной нагрузки и в формате 24/7, и резервирует за собой право не комментировать в телефонном режиме вопросы, не относящиеся непосредственно к ведению избирательной кампании.



Вот то, что не под катом, то и есть, что мне больше всего нравится в том, как работает команда Навального. Работает как положено: анализ, цели, проект, реализация, мониторинг, корректировка.
По сути мы имеем первую действительно избирательную компанию в России с 1918, я полагаю, года, с выборов в Учредительное собрание. Это вам не "голосуй сердцем" и не "если не Путин, то ток".

В мэры Алексею, конечно, не попасть, приговор признают вступившим в силу или до выборов или сразу после. Но технологии -- останутся, опыт тысяч людей -- останется,  просто наше в сами знание, что "в этой стране" все может быть точно так же и лучше, чем в пресловутых "нормальных странах" -- останется.
И это на данный момент гораздо важнее соображений про то, легитимировал Навальный муниципальный фильтр или нет. Нам до этих нюансов еще дожить надо. Большая часть населения понятия не имеет ни про какие фильтры, а вот пример того, как люди берут и делают. что им надо, очень даже понятен.
Использовать московские выборы как тренажер -- прекрасная мысль, тренажер не может быть легитимным или нет, это просто тренажер. Ломать копья, доказывая, что "это же не настоящий велосипед, он к полу прикручен", довольно забавно. Ну, конечно, прикручен. Но мышцы накачать и технику отработать можно же?
Мне кажется, команда это вполне понимает, и "победой" называет именно успешную кампанию, а не тупо кресло мэра для Алексея. Хотя законы жанра требуют стремиться к полной победе.

Я как-то уже писала, что наша оппозиция в большинстве своем малоэффективна, потому что полностью поглощена междусобойчиком "мы и тираны". Многие из этих людей умны и отважны, но они не политики, они ведут свой личный экзистенциальный бой, о котором хорошо писать стихи и романы, но ситуацию одним личным противостоянием не изменишь. Для этого надо уметь быть не героем, а фасилитатором, организатором процесса.

Расскажу историю из времен собственной бурной революционной молодости.

Было это в 88-89 годах и боролись мы с гнусным советским тоталитаризмом в рядах партии Демсоюз, которая тогда была не кучкой странноватых фанатов Новодворской, а довольно интересной и сильной организацией людей с самыми разными политическими взглядами, но общей программой (общегражданской).

"Мы" -- это сильно сказано, ташкентская ячейка Демсоюза состояла из нескольких студентов.
В рамках борьбы мы время от времени расклеивали листовки про разное. И поскольку все читали в детстве про пионеров-героев, делали мы это по ночам. Ну, как положено, по двое, перебежками, пряча клей под курткой. В советские времена, да еще в Ташкенте, клеить антисоветские листовки с текстом типа "долой КПСС" это, сами понимаете, было довольно чревато. Но мы ж борцы, так что клеили.

Сказать, что выходило глупо -- это ничего не сказать. Прямо за нами тихонечко ехала темная такая "Волга". И как только мы перемещались дальше, из нее выходили двое штатских и срывали наши родимые листовочки прям сырыми еще от клея. А в конце маршрута нас всегда ждала патрульная машина с ментами, каковые нас быстренько винтили и отвозили на ташкентскую Лубянку (вот же склероз, забыла, как называлось место) и там целый день выносили мозг разговорами, угрозами и т. д. Менять места встреч не помогало -- у них штаты были большие, нас мало, все равно выслеживали.
Вечером, усталые, невыспавшиеся и голодные мы возвращались -- и надо было печатать новые листовки, на минутку, на печатной машинке, принтеров-ксероксов у нас не было. Уже пальцы болели от клавиш -- и все ради того, чтобы листовки канули в папках всех этих занудных дяденек.  Обидно было. Но типа нельзя же отступать -- а то они решат, что нас напугали.
Короче, полный идиотизм. Получается, вся деятельность была подчинена тому, что о нас подумают или не подумают какие-то дурацкие гэбэшники.

Решение, как это всегда бывает, оказалось простым, как день.
Осенью 89 года мы решили попробовать атаковать хлопковую кампанию. Что такое принудительный выезд на хлопок, знают только те, кто вырос в Средней Азии. Это было ежегодное ритуальное массовое унижение жителей, особенно молодежи, которую свозили в стоящие посреди поля бетонные барки и там держали в грязи и холоде два месяца, чтобы они собирали хлопок: без выходных, 12 часов рабочий день, на полях, обработанных дефолиантами, все время согнувшись, тяжеленные сырые тюки. Любая царапина воспалялась и болела. Никакой санитарии, туалет -- яма, огороженная тканью, дерева-то не было. Войти в него уже на третий день нельзя было, а через две недели облетали кусты и проблема становилась неразрешимой. Врачебная помощь практически недоступна.
Освободиться от хлопковой повинности невозможно, если ты не совсем инвалид. Каждый год несколько человек погибало, много уродовалось, выкидыши случались. Почти все мои вузовские преподаватели, торчавшие на сборе хлопка каждый год, умерли от рака -- дефолианты. Умерли и некоторые однокурсники. Короче, жесть.
А собранный нами хлопок обычно еще неделями гнил прямо у нас на глазах, потому что нужны были рапорты о сборе урожая,  а не сам урожай. Но при этом массовый сбор хлопка был в Узбекистане самой священной коровой, из института можно было вылететь мгновенно за невыезд или самовольный уход с поля.

Короче, на этот раз наши листовки были не про абстрактное "долой КПСС, даешь многопартийность и демократию", а вот про это самое. Про хлопок, про унижение, про то, что а не послать ли их куда подальше? И про то, что если всем вдруг взять и просто отказаться, ничего нам не сделают.
Текст написался у меня на одном дыхании, потому что это было личное.

И вот, держа в руках пачку первых отпечатанных листовок про хлопок, я поняла, что ни одной из них не хочу отдать "в папочку". Не для того я их писала и печатала.
Я вышла из дома -- был вечерний час-пик, люди ехали с работы. Пошла на ближайшую узловую остановку, где всегда толпа. И прямо среди беля дня пришлепнула на нее сначала эмблему акции -- хлопковую коробочку из колючей проволоки, а ниже -- листовку. Люди сразу начали читать (тогда не было все заклеено бумажками-то), обсуждать, собралась толпа человек в тридцать, они заспорили. Я немного с ними поговорила и пошла к следующей крупной остановке. За этот день ни одна листовка не была сорвана, пока ее не прочли с сотню человек. Несколько раз ко мне пытались пробиться милиционеры -- бесполезно, толпа сдвигалась, сами драться они не решались (да у них тогда и дубинок не было), а указания сверху не поступало. Помню свою основную мысль: как же просто! Почему раньше не додумались? Какие нафиг пионеры-герои?
Потом были всякие бурные события, нас винтили-выпускали по разным поводам раз стопицот, я уже не помню подробностей, но те, кто был свободен, шли в здание университета, там прямо на перемене, при всех, вешали листовки на стенды и студенты начинали бурлить. Обсуждение шло во всех коридорах и аудиториях, начали создаваться какие-то инициативные группы, мы уже не знаем точно, что там было, поскольку опять были в КПЗ.
Но мы узнали результат: через неделю в универе объявили, что выезд на хлопок -- по желанию.

Это было невероятно.
И мы сделали это втроем -- за неделю.  Просто отвернувшись наконец от "них" и повернувшись к людям. И точно попав в настоящую, а не выдуманную из головы, болевую точку.

История вспомнилась потому, что чем-то очень похожа ситуация. Конечно, листовками среди бела дня сейчас никого не удивишь, и болевой точки такой очевидной и общей для всех сейчас нет. Но суть примерно в этом. И то, что в таких ситуациях срабатывает, всегда очень просто, очевидно и непонятно, почему раньше не приходило в голову.

Мне нравится, что наконец появились команды, которые разговаривают с людьми, а не тусят с уже имеющимися сторонниками и грозят кулаком тиранам, как пушкинский Евгений, мол "Ужо тебе". Потому что тирану нифига не "ужо", пока ты один со своим кулачком. А тебе обидно и все вокруг кажутся анчоусами "тупым равнодушным быдлом".


Потрясающая история (узбекская). Очень интересно.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Людмила, спасибо, отличный пример.

>Но мы узнали результат: через неделю в универе объявили, что выезд на хлопок -- по желанию.
Это было невероятно.

Невероятно бы было, если бы в результате репрессировали ответственных за гниение собранных урожаев, а этот результат пример наитипичнейшего совкового дебилизма.

Возожно Алексею мэром не дадут стать, но и срок впаять будет огромным риском для лжецарька,да еще после такой работы пиар-компании.

Пиар компании Алексея не хватает затрагивания реальных интересов, как произошло в этой истории с хлопком.
Например, многие ТСЖ пострадали от того, что их территорию обрезают по самые стены. А по закону должны им в собственность отдавать придомовую территорию. Значит, надо объявить, что все ТСЖ, которых так ущемили, получат свою законную территорию, если пожелают. И начать сбор заявок на пересмотр территорий ТСЖ прямо сейчас, ДО выборов.
Многие ТСЖ страдают от плохих управляющих компаний, но мэрия держит в этой истории нейтралитет. А должна была бы иметь структуру, которая была на стороне ТСЖ, т.е. жителей. Значит, надо обещать создать такую мэрскую структуру по поддержке жителей против управляющих компаний. И, опять-таки, сбор заявок начинать прямо сейчас.
Может быть, и то, и другое реализовать через создание отдельного раздела на РосЖКХ

Edited at 2013-08-03 19:05 (UTC)

Круто! Я тогда тоже за ДС "болел":)

Сижу, ржу, вспоминаю, как мы в новогоднюю ночь ходили по самым пустым и незаметным улицам (на Невском же менты) и носили баннер: "С новым 1937 годом". Ну и прочий конспиративный идиотизм.

Edited at 2013-08-03 13:26 (UTC)

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.

Читал с интересом. Спасибо!

Спасибо! Отличная история из серии "если ничего не менять - ничего не изменится".

Вы пессимист, уважаемая. Когда были приснопамятные выборы на Съезд народных депутатов, дай Бог памяти, в 89 году, я жил Норильске. И был там одним из кандитатов в депутаты на съезд крепкий хозяйственник - директор (читай владелец) комбината. Другим был директор одного из мелких рудников - его подчиненный. Смотрю сейчас на МСК, ну не один в один, но тоже горстка волонтеров, а у остальных те же аргументы: и "проект", и т.д. и т.п.

Победил директор рудника - 75% при 90% явке. А ведь агитацию на фотобумаге печатали.

Я против Навального.
И мне нравится, что в мессиджах от оппозиции уже началась такая нотка: "конечно, мы понимаем, что кресла мера ему не видать"
якобы, это и не была главная цель.

Но нет, мы же все помним, что это и была главная цель. И сторонники Навального проиграют.

Вы, конечно, героическая женщина, но видя, как Вы просрали свободу, мы сделаем так, что Навальный или будет мэром, или въедет в Кремль на БТР-е, если кто-то вякнет про вступление приговора в силу.

и чего он будет делать в Кремле, прям завтра-то? Станет отдуваться за крах экономики, который до него был приготовлен и заложен? Он не дурак, думаю.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Ну я видела `агитационный куб` и получила агитационный материал - и что? Навальному это мозгов не прибавит..

Мозги Навального меня интересуют в этой ситуации в последнюю очередь.