Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Панцирь или стержень?
ludmilapsyholog
Неожиданно для меня долгое и бурное обсуждение темы формы в предыдущем посте показало, какие же мы разные.
И визуалам, которым важно, "чтоб в глазах не рябило", не понять кинестетиков, которым "жмет и чешется".
И ответ на вопрос "школа для детей или дети для школы" тоже разный. Для кого-то школа -- это Государственное Учреждение, в которое ребенок еще должен заслужить право войти, если пройдет фэйс-контроль. А для кого-то -- место, где дети растут, живут, меняются и где им хорошо. Должно быть хорошо.
Даже "яжематери" у нас внутри тоже разные, для одних это про "вам что, лень погладить в воскресенье пять белых блузок?", для других  "пусть только попробуют мое дитя обидеть" и еще множество вариантов.

Но самое интересное -- это разница между уповающими на форму как на внешние границы, которые не позволят детям "распуститься", мотивирует на учебу, дисциплинирует. И теми, кто требует от одежды, чтобы она как раз наоборот -- ребенка не стесняла, не зажимала, потому что эти вторые уверены, что ребенок сам захочет (или не захочет, но тоже сам) учиться. Вот это упование на внешние границы или на внутренний порыв -- главное отличие. Как разница между экзоскелетом (панцирем, как у краба), которым крепко удерживает внутри некую мягкую бесформенную субстанцию, но сам не способен расти, и эндоскелетом (как у млекопитающих), создающим внутреннюю опору для мягких и уязвимых, но пластичных и способных расти тканей.

Я вспомнила, как очень давно один умный человек сказал, обобщая свой опыт общения с европейцами (по тем советским временам не всем доступный): наши соотечественники внутренне неопределены и внешне предсказуемы, а они наоборот, внутренне определены и внешне непредсказуемы.

То есть, когда у человека внутри есть стержень,  система ценностей, осознанные моральные императивы, когда у него в багаже множество разнообразных осознанных выборов, его поведение может вызывать порой удивление и непонимание. Потому что он не зависит от мнения "княгини МарьиАлексевны", он может как-то по своему воспринимать нормы и правила и иметь свои резоны на то, чтобы обходиться с ними вольно. Он выходит за флажки, когда считает нужным, потому что его ориентир в системе координат "хорошо-плохо", "можно-нельзя" у него внутри; он уверен, что если начнет делать что-то не то, первым ему об этом сообщит голос внутреннего "даймония" -- его совести, а не окрик извне и не издевка окружающих.
При этом в подавляющем большинстве случаев, когда это не ценностно значимо, он весьма охотно соблюдает внешние правила, которые считает разумными, он умеет их интериоризировать, делать искренне своими. Но будет действительно важно -- нарушит любое. Если совесть тебя поддерживает,  внешнюю обструкцию и даже преследования можно пережить.
А если совершишь ошибку, поступишь плохо, то никакое внешнее осуждение не сравнится с внутренним судом, и все, что ты можешь -- попросить прощения.

Когда стержня толком нет, когда внутри все невнятно и вместо системы ценностей -- винегрет из стереотипов и первичный бульон откуда-то взятых мнений, человек очень боится сделать ошибку. Ему страшно высовываться, он чувствует себя в такие моменты голым и беззащитным, как краб без панциря, и избегает их любым способом. Поэтому он предсказуем: он будет думать, как все, и охотно верить, что чувствует ровно то, что ему "велели" чувствовать. Он находка для рекламщиков и политтехнологов, потому что его реакции можно не только предсказать, но и запрограммировать. Скажи ему "вы этого достойны" и он помчится покупать крем -- ведь он так боится оказаться "не тем, недостойным". Объясни ему, что "нас всех оскорбили в наших лучших чувствах" -- и он сразу станет очень оскорбленным, а то вдруг получится, что он не "все" и его чувства не лучшие.
При этом навыка "присваивать" законы и правила нет, они все равно всегда остаются внешними, не своими, и потому охотно, и даже с некоторым злорадством нарушаются, как только это можно сделать без опаски "огрести" со стороны внешних контролеров.

Конечно, это разделение вовсе не проходит  по границе РФ. И вряд ли вообще есть "чистые" представители того или иного типа. В любом из нас есть что-то от "краба", всем страшно высовываться, и у самого предсказуемого человека могут быть ценности, ради которых он будет готов быть собой, а не "соответствовать", а следовательно, может выдать любой неожиданный кульбит.

Но что-то в этом есть. Эта разница -- не как "два типа", а скорее как полюса, к которым люди тяготеют, она есть.
И вот именно поэтому Надя Толоконникова может перетрахаться хоть во всех музеях мира, и все равно у нее будет лицо -- хоть сейчас рисуй с нее Мадонну (по крайней мере до тех пор, пока для нее самой эти трахи -- художественные или политические акции и именно они). А кто-то может хоть обвешаться крестами, поститься-молиться-все как положено, а быть продажной девкой, которой что велено, то она и делает. Или не девкой, а целым протоиереем.
Так вот вдруг в голове срифмовалось.

Для ясности. Я ни в коем случае не хочу сказать, что ВСЕ, кому нравится школьная форма, порядок и правила -- не имеющие внутреннего стержня "крабы". Могут быть разные другие причины. Я говорю только об одном типе аргументов "за", который меня больше  всего, пожалуй, впечатлил.

Таки мы о форме (школьной) или о содержании (эпатажном)?
Да, мне нравится школьная форма, и нравилась в школе, и нравится моим детям.
Да, мне не нравятся ни музейные, ни внутрихрамовые самовыражения.
Да, хуже всех этих самовыражений, даже сто раз умноженных на себя, системы массового содержания любых зависимых людей в рамках из колючей проволоки - на зонах, в школах, в армии, - в любом строю, где запрещены разговорчики, взглядики, мыслики.
А удобная школьная форма - клёво.

Экзоскелет и эндоскелет перепутаны, они наоборот :) А так всё по делу, спасибо.

Да, спасибо, писала второпях, исправила

сорри, но экзо- и эндоскелет местами поменяйте. :)

Это, прямо, скажем, интересный заход

И вот именно поэтому Надя Толоконникова может перетрахаться хоть во всех музеях мира, и все равно у нее будет лицо -- хоть сейчас рисуй с нее Мадонну (по крайней мере до тех пор, пока для нее самой эти трахи -- художественные или политические акции и именно они). А кто-то может хоть обвешаться крестами, поститься-молиться-все как положено, а быть продажной девкой, которой что велено, то она и делает. Или не девкой, а целым протоиреем.

Прямо не сказано, но из формы высказывания следует, что хорошие - это те, кто ебутся в музеях (акция, напомню, называлась "Ебись за медвежонка", а не "Трахайся за медвежонка"). А плохие - это те, кто обвешался крестами, особенно - в протоиерейском чине которые.

Довольно гнусный получился пассаж. Страдания Нади Толоконниковой его никак не легитимизируют,

Вообще-то взрослым людям свойственно не делить людей на "хороших" и "плохих," а давать оценку поступкам.

Вот за что я благодарна маме, бабушке и деду, так это за то, что с раннего детства учили опираться на свои силы и думать своей головой, отучали от "все побежали и я побежал" Это позволило мне даже в самые трудные времена находить опору в себе самой и выстоять.

Edited at 2013-09-24 16:48 (UTC)

Завидую таким людям. Мне очень трудно находить опору в себе самой.

Я за адекватную :)) школьную форму и бешенно плюсую за Толоконникову

Я новый вид - панцирно-позвоночный - что ли?? :)))

Насчет "бешено плюсую за Толоконникову" - плюс 1.

Спасибо вам за этот прекрасный пост! У вас дар связно формулировать то, что чувствуют многие вокруг.

Очень любопытная мысль. Спасибо. Вопрос в том, что делать маме, если она не краб, с ребенком, который крабский краб.

Крабами становятся от непереносимой уязвимости. Маме -- создавать защитный кокон, чтобы ребенок мог снять панцирь.А иногда просто подождать. Все же о стержне можно говорить с подросткового возраста только.

Ох, Людмила. Дайте вокруг вас сплясать очередной восхищённый танец. (Но сердце сжимается - как огребёте сейчас... ну и ладно. Вы же умеете не сердиться. Умеете?)

А ещё бывает, когда ты просто изначально так сильно отличаешься, что у тебя нет шансов на мимикрию. Ты бы за этот панцирь отдал всё, но негде взять и всё равно он ничего не спрячет. Это, я полагаю, онтогенез... хотела написать "скелета по-русски", но вы правы, хоть экзо и эндо и зашиты в культурах, но культуры - слоёный пирог. Ок, онтогенеза того, что в здешней ведущей культуре часто прочитывается как скелет. А на самом деле это просто мозоль. Это выстроено внутри от противного. А раз от противного - всё равно не эндо.

Да, есть такое дело. Хотя я все же думаю, что мозоль на чем-то же держится. На самом деле людей вовсе без стержня не бывает, наверное. То есть они не живут просто.

Я не сержусь, я скорее чувствую... тоску. Такая тоска от предсказуемых и сердце сжимается. А сержусь я на "своих", с которыми не согласна:) Потому что а чего они:)

Я, когда начиналась вся эпопея с Пусси Райот, их не любила и считала дешевыми провокаторшами. А сейчас, однако, нет.

По прочим вопросам согласна :) Хотя я лично боюсь общественной обструкции. То есть - есть вещи, которые я не считаю аморальными, но в которых не решусь признаться, чтобы не огрести реакции.

Правильно считали. И задумайтесь, почему массированная промывка мозгов на эту тему сработала и на вас...

Ох, люди... Не будет адекватной школьной формы, вот что.
Причина первая. Адекватность чему, собственно?
Причина вторая. Там, где есть обязательные закупки хоть чего- а рынок школьной формы- это огромные деньги- расцветет буйным цветом криминал. Ну да, на первом этапе скромненький такой- банальные otkaty and raspily. Что будет потом- вопрос, конечно, интересный.
Причина третья. Всякая обязательная форма для ребенка, подростка и юноши- на каких- то этапах- объект ненависти.
Причина четвертая. Так сложится, что решать, что носить детям, будут не родители.
Ну, типа дикси.

"Экзо" - внешний, как "экзотика". Не наоборот.

О, нас, таких умных, уже тут много :)

Edited at 2013-09-24 17:01 (UTC)

Зато Вы первый, кто так доходчиво смог объяснить! Спасибо, теперь и я запомню!

Людмила, спасибо за чудесный пост. Утащила к себе.
У меня сын в этом году пошел в первый класс. Очень я боялась этой дурацкой школьной синтетической формы - но мы нашли-таки компромисс - купили брючата нужного цвета 97 процента хлопка, очень удобные, хлопковые же водолазки и хлопковый жилетец, кот. можно снимать когда жарко. Никто слова не сказал. А у дочки в лицее так и не ввели никакой формы - как ходили в том, в чем удобно ( в джинсах) так и ходят:)))

И вот эти все глобальные выводы - только на основе цветовой дифференциации штанов? Креативно.

Россия - страна крабов, крабы производят на свет крабов, это закон природы. а те, кто каким-то чудом не краб, или попадают в тюрьму, или уезжают в некрабные страны. в любом случае, в стране крабов они чужаки и, вполне закономерно, подлжежат изживанию. как может быть иначе?

"кто каким-то чудом не краб, или попадают в тюрьму" - потому что если не хотят быть крабами, то стены тюрьмы сыграют роль экзосклета и придадут им нужную форму.

?

Log in

No account? Create an account