Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Про ненасилие
ludmilapsyholog
Смотрю на киевские события и комментарии к ним в прессе, и думаю: все же поразительно, как Ганди изменил мир. Изменились сами нормы и правила, сегодня тот,  кто применил силу и пролил не свою кровь -- тот проиграл. И стороны соревнуются не у кого больше оружия и напора, как было во все времена при любом столкновении народа с властью, а кто сможет таки не сорваться в насилие.

Сила уязвимости -- вот что побеждает по-настоящему. Сила стержня, а не панциря. Сила внутреннего убеждения, при полном осознании физической слабости, полном признании той очевидной истины, что у безоружных людей против  подавляющих сил государства, против дубинок, пуль, газа, водометов, танков, чего там в разных странах было, шансов -- ноль. Сила, которая в какие-то моменты плачет от боли и страха -- но не уходит, потому что "на том стою и не могу иначе". И тем самым в конечном итоге связывает в действиях -- и освобождает в моральном выборе -- и другую сторону.
За жесткостью всегда стоит страх и неверие в свою правоту, и ответ на посыл: тебе нечего бояться, и ты можешь решиться -- и поступить правильно, может быть как минимум разным. А это уже очень много, что разным, что ответ не задан ситуацией намертво. Сама постулированная возможность выбора, само ожидание от человека -- человеческого восстанавливает  орка, винтик, бездушную часть карающей машины до человека, наделенного свободной воли.

До настоящей сатьяграхи, которая предполагает спокойствие духа и искреннее уважение к противнику, конечно, европейцам далеко -- любым европейцам. Наверное, для этого нужно родиться и вырасти в другой культуре, с принципиально другим уровнем выносливости к страданию и философским отношением к жизни и смерти.
Но даже очень "посюсторонний" и довольно агрессивный в своей основе европейский мир за последние полвека изменился под влиянием идей Ганди невероятно.

Правда, у этого есть и другая сторона. Ненасилие стало "брендом", и этим словом частенько называют банальную умеренность и трусость в духе: "Не бейте нас, мы же ничего не нарушали".  Что еще противнее, чем мордобой, конечно.
Это уже россиянское скорее, тут у нас такой клубок из насилия и виктимности многолетний, что оторопь берет. И ненасилие пока, мягко говоря, не на повестке дня.
То есть когда наши оппозиционно мыслящие интеллигенты пишут что-либо в духе "и мы поскорее ушли с митинга, потому что мы сторонники ненасилия, а они там все звери и провокаторы" это какбэ сильно не оно. Как говаривал Махатма : "Лучше быть жестоким, если жестокость есть в наших сердцах, чем пытаться прикрыть своё бессилие покрывалом ненасилия."  Ну и, добавлю от себя, лучше честно сказать, что боишься, чем врать себе и другим, что это ты просто пацифист (и надеяться в глубине души, что этих сволочей замочит уже наконец кто-то другой). Бояться -- нормально, врать -- нехорошо.

Тезис -- это покорность, трусость, проглоченная агрессия,  антитезис -- борьба, храбрость, риск, агрессия, выпущенная на волю, а ненасилие -- это синтез,  преодоление агрессии, способность подняться над ней, выйти из ненависти (бессильной или "с кулаками") в уважение, открытость и полную готовность к последствиям.  Совсем-совсем не на повестке дня. Еще и до антитезиса далековато. И даже до тезиса.

Скорее имеем пока анисинтез, двоемыслие, и это как раз виктимность: проглоченная агрессия, возведенная в ранг кредо и мудрости, вечная поза подставления с внушением себе, что это поза величия, духовности и власти над миром, агрессия, не смеющая не то что обратиться на насильника, но даже осознать факт насилия, и потому прущая  по отношению ко всем, кто может себе позволить распрямиться (нынче весь рунет полон примеров).

Кстати, если кто не смотрел фильм "Ганди", очень советую. Там про ненасилие очень подробно и ярко, не опуская сложных мест.  По крайней мере, после сцены, когда индусы рядами идут в непокрытыми головами под дубинки и падают, как шли, рядами, вы никогда больше не перепутаете приверженость ненасилию и осторожность.
А если повеселей и полегче, то прекрасная повесть Рассела "И не осталось никого", про цивилизацию гандистов - просто классную. Хоть пока поразмышлять.

Очень интересно, Людмила.
А если попробовать в христианских категориях поразмышлять об этом?
Очень хочется услышать именно от Вас.

Христианство - последнее прибежище виктимных людей-тряпок.

Текст мне кажется очень наивным.
Сила внутреннего убеждения (бывает другое?) - это чисто европейский прибамбас.
На востоке или на юге искать выносливость к страданию и преодоление агрессии бесполезно.


Однако массовые примеры пока явили только индусы времен Ганди и афроамериканцы времен Кинга. В Европе бывало, но в индивидуальном порядке.
Бремя белого человека, видать, жмет.

(Удалённый комментарий)

насилие-ненасилие

Ненасилие это применение насилия в другой форме - не физической. Но все равно это применение насилия.

Re: насилие-ненасилие

Если для применяющего это -- насилие, тогда это не ненасилие:)

Почему то мне кажется, что для достижения результата стратегии ненасилия необходимо, оппоненту иметь определенный культурный уровень. Если же эта стратегия применяется против кровавого психа глубоко уверенного в собственной правоте - скорее всего не сработает.
Или я ошибаюсь?

Тут же фишка в том, что это не стратегия победы. Это выбор позиции.
А если прагматически, то оно конечно. Даже скорее культурный уровень тех, от кого зависит оппонент важен, а не его самого.

> кто применил силу и пролил не свою кровь -- тот проиграл

Так почему тогда после мая прошлого года в кремле, думе и телевизоре всё так же Путин, Киселёв (не Евгений, увы), Астахов и депутаты от Единой России, а не, например, вы, Людмила?

Edited at 2013-12-11 15:39 (UTC)

Скорее имеем пока анисинтез, двоемыслие, и это как раз виктимность: проглоченная агрессия, возведенная в ранг кредо и мудрости, вечная поза подставления с внушением себе, что это поза величия, духовности и власти над миром, агрессия, не смеющая не то что обратиться на насильника, но даже осознать факт насилия, и потому прущая по отношению ко всем, кто может себе позволить распрямиться

Гениальное определение России.

а как вам в этом ключе ненасилия показалось нападение лгбт на католиков в Аргентине? католики как раз стояли и молились - несмотря на то, что им плевали в лицо, одевали трусы на голову, царапали и били, а также пшикали из балончиков в глаза. тоже - получается по Ганди? или все же по Христу?

Я не знаю, о чем речь. Но если католики, то, разумно предположить, скорее по Христу.

При всем моем уважении к Вам, а точнее, к Вашим взглядам, к тому, что Вы пишите, всё-таки не стал бы абсолютизировать идею ненасилия.

К сожалению, я не знаю, что такое "настоящая сатьяграха", да и ненастоящую я тоже не очень-то знаю, но плоды современной цивилизации родились не в Индии, да и идея ненасилия тоже не из Индии. (Вспомните библейское "любите врагов ваших" [Матф. 5:44]). Не знаю, кто сказал, что "война двигатель прогресса", но бесконечное количество примеров подтверждают эту максиму, и не могу вспомнить ни одного примера, который говорил бы в пользу того, что "ненасилие - путь к прогрессу". А ведь виртуальная цель нашего существования, скорее всего, прогресс, потому что именно прогресс лучше всего работает на сохранение вида "гомо сапиенс". Что же касается "ненасилие или война", истина, наверное, по середине.

В сегодняшнем мире, нашпигованном ядерными бомбами, АЭС, крупными химическими комбинатами война может стать средством быстрого или медленного самоубийства.

Интересно, что появление средства самоуничтожения человечества (атомной бомбы) и первая победа ненасильственного сопротивления (Ганди) практически совпали по времени.

...а ненасилие -- это синтез, преодоление агрессии, способность подняться над ней, выйти из ненависти (бессильной или "с кулаками") в уважение, открытость и полную готовность к последствиям...

я открыта, я полностью готова к последствиям, но я не могу уважать ЭТО.
я допускаю, что подобные формы жизни тоже имеют право на существование, но уважать - это совсем про другое.

В данном случае именно это и имеется в виду )

Спасибо.
Уже второй раз за последнее время читаю о ненасилии и Ганди (первый раз был пост bedaan). Очень созвучно сейчас.

Смотрел фильм. Как мне кажется, ненасилие работает, только если при этом хорошо пиарится. И в случае с Ганди сработало лишь из-за неготовности к этому сценарию другой стороны. Ганди ведь это отлично понимал, про пиар, и очень хорошо пиарил свои действия.
Теперь же любой на его примере сможет научиться, как легко и быстро с попыткой "воздействия ненасилием" справиться. И не происходит этого лишь потому, что у "той" стороны тоже кое-что не железное.
Правда, в современном мире не допустить пиара может оказаться непростой задачей, однако и это решаемо, если кто-то этого сильно захочет.

"и мы поскорее ушли с митинга, потому что мы сторонники ненасилия, а они там все звери и провокаторы" ______ И это правда, потому что, например, 6 мая была провокация полиции, провокаторы скрылись и не будут осуждены. А вот останавливать провокаторов должны были бы сами митингующие и это должно быть нормой, но это в другом государстве, где начальника полиции-милиции выбирают и каждый полицейский несёт личную ответственность за применение спецсредств против граждан вплоть до суда над ним.

Про Россию

Говорят, что Ганди считал Льва Толстого одним из своих учителей

уважаемая Людмила!
очень хотелось бы понять психологию и механизм воздействия ненасилия. если это работает то нужно понять как.
заранее спасибо )

Я думаю, это как прямое обращение сквозь искажения вглубь, к "человеку как он есть". Как если стереть с прекрасной картины налипшую грязь. И если есть ресурс поверить в себя -- такого, это может сработать. Но может, конечно, и нет. Это не гарантированный "взлом защит".

(Удалённый комментарий)
?

Log in

No account? Create an account