Аня, 15 лет, Тамбов
Два дня назад меня пригласили учителя в учительскую на большой перемене. Там была добрая половина учительского состава. Они настоятельно порекомендовали удалить мне страницу в соцсети. Вот несколько цитат из их речи:
«Как ты не понимаешь, что своими наклонностями позоришь школу?»
«Если уж так случилось, то помалкивай, не стоит грязное белье напоказ выставлять».
«И как мы теперь должны относиться к ученице с лесбийскими склонностями?»
«Фу, какой позор! Надеюсь, что никто еще не увидел, а то такая тень на репутации школы».
Я так растерялась, что не смогла ничего возразить. Немного поколебавшись, удалила страницу. Но теперь в школу ходить стало страшно. Мои одноклассники, зная о моей ориентации, теперь почувствовали поддержку учителей. Они начинают достаточно серьезно надо мной издеваться.Это только одна цитата из публикации в "Учительской газете" о детят 404 - детях, чья сексуальная ориентация в согодняшней России считается "ненормальной". Не зная, чем мы ещк развлечь публику и как бы еще отмежеваться от богомерзкой заграницы, наши парламентарии приняли закон, который вот все это не только разрешает - а прямо предписывает.
Понятно, в какой сложной ситуации оказались дети и их родители - и хорошо, если они с родителями хоть по одну сторону барррикады.
Но сегодня я хочу поговорить о профессионалах, о педагогах и психологах, которые стали тоже заоложниками этого закона. В нем, напоминаю, как правонарушение трактуется "Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений..." (выделено мной)
Я часто веду группы в регионах, на которых школьные психологи и психологи государственных центров задают вопрос: что делать, если ко мне приходит ребенок и говорит "Я - гомосексуал"? По закону о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, взрослый человек. который скажет в ответ: "Это нормально, ты не хуже других" - нарушает закон. Так что мы должны говорить? Даже если вынести за скобки наше собственное пофессиональное мнение, просто как законопослушные граждане? "Ты, милый, асоциалдьный урод, но если хочешь, мы можем поговорить об этом"?
Ладно, консультация проходит один на один. Но вот если ребенка начинают травить в классе, и психолога просят с этим поработать, он должен прийти к детям и сказать - что? "Это очень плохо, что ваш одноклассник - такой, но вы его не обижайте. Пожалейте несчастного. Может, он еще исправится". Потому что если вдруг он скажет, что это не вина и не болезнь, что люди с другой ориентацией не "распущенные", что они точно так же любят, заботятся, хранят верность, страдают от разлук, как и все мы - это запрещено законом.
Интересно, есть на этот счет какие-то методические рекомендации?
Я не знаю, были ли прецеденты. У наших граждан с самоцензурой все в порядке, в большинстве случаев все постараются "не обострять". И сам специалист предпочтет не помочь, но не вступить в конфронтацию. И окружение вряд ли начнет писать в прокуратуру жалобу фактически на то, что психолог не стал нарушать профессиональную этику. Аморальность и дикость такой ситуации очевидна, наверное, даже самым упертым. Поэтому все шито-крыто, все тихо тлеет, каждый сам как-то приноравливается, и если проблема облекается в слова, то только на вот такой группе для своих, среди коллег.
Но такие процессы не могут быть капсулированы только в одной теме. Они токсичны. Все принятые внутри себя решения промолчать, отвести глаза, найти обтекаемые фразы - отражаются на идентичности специалиста, на его контакте с теми, с кем он работает, на доверии, на самоуважении, наконец. Это уничтожает специалиста.
Что все так будет - было ясно с момента принятия закона. Мне очень жаль, что тогда мне не хватило ресурса, просто времени и сил, чтобы внятно высказаться. Мне очень жаль, что тогда не прозвучало консолидированное мнение профессионального сообщества, если не из сочувствия к детям - то хотя бы из чувства самосохранения.
Респект коллегам из "Учительской" и очень хочется услышать наконец мнение коллег-психологов.
Если вы не заметили, на нашу территорию залезли сапогом.
Это самобичевание от отчаяния.
Если бы вы даже акт самосожжения осуществили - ничего бы не изменилось.
Наше государство фашистское - вот и всё объяснение.
1. Кому какая разница с кем ты спишь, кто тебе нравится и на кого у тебя, простите, "встает". Жж, мм, мы и прочие варианты. Всегда найдется куча народа, которая тебя осудит. Если ты об этом орешь на каждом углу, пишешь в сети и машешь флажками с фотографиями. Личные отношения должны оставаться личными. Не надо орать, что ты гей, би, гетеро и т.п. не принято в нашем обществе это. Орешь = осуждают. И не важно что орешь. Отсюда делаем вывод - личную жизнь обсуждаем с близкими и психологом (если надо).
2. Вопрос информационное безопасности. О чем думает человек, выкладывая личную информацию в сеть? Что его похвалит поддержат? Да могут. А может быть и наоборот. Отсюда вывод - учите детей и сами учитесь не выкладывать в сеть то, что может вас как то задеть.
3. Вопрос третий. Вопрос личной свободы. Личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
ИМХО, если что
Зы по факту имею много знакомых разной сексуальной ориентации. Про дискриминацию эти взрослые люди не упоминают при условии довольно личных отношений давнего характера.
Принято считать, что если человек испытывает такие чувства, ему надо сказать, что это врожденное, это нормально и прекрасно. Дальше развиваться не нужно. Пусть продолжает в том же духе.
Просто для сравнения - у меня тут в посылке из Амазона две книги. Одна по квир-теории и там рассказывается о действующей в стране организации по поддержке гендерквиров; авторка пишет, что "мы занялись ими, а не геями, лесбиянками и транссексуалами потому, что ЛГБТ и так уже охвачены". Уже охвачены. Их по-прежнему могут побить, затравить и унизить, но это уже считается неправильным, уже есть и организации, и законы о запрете дискриминации.
Вторая книга это Sex: A Book for Teens и это, пожалуй, лучшее что я читал о сексе для подростков. Да, одна из глав в начале - про ЛГБТ, со ссылками на другие ресурсы и на те самые общенациональные сети.
Люди понимают, что эти вот несколько процентов детей - скоро вырастут. И они могут либо реализовать себя, либо растратить ресурсы на борьбу с неприятием "не-таких". У них принятие "не-таковости" и создание равноправия - одна из главных задач, они начинают понимать цену человеческой жизни; их New Horizons тут вышли из спящего режима на подлете к Плутону аккурат в то время, когда в РФ (скрепы, вот это вот все) в очередной раз перенесли срок запуска нового модуля для МКС. Того самого, что с середины нулевых достроить не могут.
Не так давно была в Екатеринбурге на встрече для практикующих психологов - обсуждались темы ЛГБТ и ЛГБТ-подростков. На ней в том числе была юрист. Юрист сказала следующее. Прецедентов увольнения / любых нападок на психологов за слова о ЛГБТ, сказанные подростку либо взрослому, пока что не было (куда громче звучат известные нам увольнения учителей из-за их сексуальной ориентации); нет ни одного известного случая составления протокола за нарушение 6.21 КоАП РФ - на психолога. Дальше. Каким образом, со слов юриста, можно подстраховаться специалисту, если он беседует с подростком на такие темы. Не употреблять оценочных высказываний ("ты считаешь, что ты гей, - это хорошо/плохо). Говорить о фактах. Современная медицина не считает никакую СО болезнью - это факт, а не оценка, и можно смело говорить: это не болезнь, потому что ВОЗ... и так далее. Возможно, записывать разговоры на диктофон, чтобы было что предъявить потенциальным возмущённым родителям, если ваши слова переврут - намеренно или нет.
От себя. Я не считаю, что существует опасность для пси-сообщества в связи с этим законом. Закон не против конкретных людей принимался или в защиту конкретных детей - на детей плевать было. Сам председатель КС РФ Зорькин говорил об этом (!). Я прямую цитату приведу:
"Правовой смысл этого запрета не столько в том, чтобы решить проблему пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних (прямо скажем, эта проблема в России пока остро не стоит), а в том, чтобы обозначить понимание отклоняющегося характера подобного типа поведения. И, соответственно, заявить позицию российского законодателя по вопросу о границах толерантности со стороны государства к социальным отклонениям в данной сфере".
Это говорит председатель КС РФ. Закон принят, чтобы не детей защитить (да и вообще проблемы не было, по сути), а показать "позицию российского законодателя по вопросу о границах толерантности со стороны государства". Ну потрясающе же. А как граждане стали его толковать - предсказуемо.
В головах наших опасность. В том, что информацию на входе и выходе фильтруем. Слова юриста выше - хорошо и верны, но противно думать и решать, как соответствовать бесчеловечному закону и как подстраиваться под него. Ничего не запрещено. Запрещено то, что мы сами себе запрещаем.
*противно думать и решать, как соответствовать бесчеловечному закону и как подстраиваться под него*
Мне кажется, это противоречие.
Собственно, про объединение и вопрос мой.
Вроде как - можно травить рыжих, жирных, умных/глупых, слабых, очкастых, некрасивых и заикающихся.
Но гомосексуалистов - нельзя, ни в коем случае, это ведь так ужасно!
Может быть лучше стоит признать, что травля вообще плохо и бороться с ней?
Золотые слова! Но, наверное, куда сложнее сказать их лицам, применяющим насилие, чем заблудшим защитникам ЛГБТ, правда? ;-)
Edited at 2014-12-21 15:06 (UTC)
- я была довольно скромным подростком (во всех областях, касающихся личных отношений). Это всегда было исключительно моим личным делом, и в первые годы такой подход очень спасал от возможных конфликтов. В школе ко мне в принципе психологи и соц.педагоги не подходили, потому что я показательно училась, зарабатывала грамоты-медали, выступала на соревнованиях и самое страшное, что могла сделать - крепко с кем-нибудь подраться или в грубой форме высказать учителю собственное ценное мнение, но это мне сходило с рук.
Тем не менее, в мои 15-16 дома начались большие проблемы, мне стало нужно получить специальный документ о досрочном присвоении прав совершеннолетней, и тут-то началось.
Регулярно меняющиеся представители КДН откуда-то выудили информацию о моих предпочтениях, и, сменяя один другого, несколько месяцев мне рассказывали, что если я сейчас немедленно не перестану портить им статистику, ожидает меня психиатрическая клиника, как и всех "вроде тебя".
К счастью, не без помощи взрослых и адекватных людей, ситуация тогда разрешилась к лучшему. Но могла бы и не разрешиться, не окажись вовремя нужные люди рядом.
Дело было давно, о законе не было и речи. Так что...
-к счастью, никогда не работала психологом в обычной российской школе, успела лишь поработать зав. по воспитательной и продержалась там недолго. Исключительно из-за режимных моментов, которые требуются к исполнению, являясь сами по себе просто варварскими
- сейчас я соц. педагог в одной немецкой школе. Подростки, как везде, разные. Но как же мне нравится то, что их личные предпочтения здесь не являются для кого-то чем-то необыкновенным. Этих детей не выделяют из других. О них не говорят. Они есть, точно так же, как и все остальные, но это не повод делить их на "гомо" и "гетеро".
Иногда в школе бывают всяческие опросы, и графа "есть ли у тебя девушка или мальчик" одинакова для всех, и это ни для кого не является сюрпризом. Это, конечно, очень мини-пример, но из таких вещей складывается жизнь.
Разреши ей комментирование у тебя, пожалуйста.
Edited at 2014-12-21 15:36 (UTC)
У меня была историк - классный руководитель. Все уроки истории она рассказывала нам, как себя вести, пугала, угрожала и воспитывала. Она придумала визиты родительского комитета "в гости" к неуспевающим, домой (нет, у нас не было критических случаев прогулов, воровства, суицида, беременности или подросткового алкоголизма, даже неисправимых двоечников-пофигистов, всё в рамках нормы).
Но об истории на уроках я не узнала от неё практически ничего.
Обычно, если нет социально-административной заказухи оно действует как ушат холодной воды и в результате народ заметно охолонув задумываться, как ситуацию замести под коврик.