?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Предельный способ
ludmilapsyholog
Вчера посмотрели с младшим ребенком "Житие Брайана". В виде акции солидарности со всеми,  пострадавшими от мракобесов всех мастей.

Все это потакание истерикам "ах, наши чувства оскорбили, быстро умоляйте о прощении, а то мы забьем вас камнями" приводят в конечном итоге вот к этому.
Если можно посадить на два года девчонок за "оскорбительную" песенку.
Если можно преследовать уголовно за "оскорбительную" трактовку истории, будь то отрицание Холокоста или отрицание безупречности и непогрешимости советских воинов-освободителей.
Если можно травить ученого за "оскорбительную" рубашку.
Если все эти массовые истерики поддерживаются государствами и просвещенной общественностью, почему нельзя кому-то в конце концов уже пойти и пресечь саму возможность дальнейших "оскорблений" на корню, чтоб потом никому не повадно было?

Сейчас правые начнут оседлывать волну в сторону мусульманских фанатиков, которые хотят диктовать Европе свои правила, и вообще по жизни такие. Левые скажут, что ислам ни при чем, а европейцы сами виноваты, поскольку колонизаторы.
А может, наоборот.
Все  давно уже перепуталось.
В России особенно: здесь те, кто вроде как сильно не любит мусульман, одновременно сами мечтают карать за оскорбление своих православных и патриотических чувств, поэтому им будет немного сложно, но они как-нибудь да выкрутятся.

При этом везде и всюду как будто уже нормой стало, что взрослые люди перестали различать чувства, сколь угодно оскорбленные, и реальный ущерб. Мыслепреступление (словопреступление, картинкопреступление, рубашкопреступление) и реальное насилие. Отдельным пунктом перестали различать прямое оскорбление и такое, когда, чтоб оскорбиться, надо сначала специально купить журнальчик или найти в ютубе ролик, всмотреться пристально, кто как одет, потом хорошенько пофантазировать (а что, если кто-то, увидев и услышав вот это, вдруг решит,  что...) и уж тогда оскорбляться по полной, как в анекдоте про старушку: если встать у окна на табуреточку, и вот так изогнуться, то увидишь тааааакое!

Нормой стала психопатия, для которой границы между "чуйствами" и реальностью не существует, "чуйства" являются безусловным, не подлежащим критике и анализу руководством к действию.
Это состояние оскорбленности, в котором все дозволено, состояние истерики, особенно коллективной - оно на самом деле очень сладостно,  это измененное состояние сознания, опьянение собственной обидой и правотой, своего рода наркотик. Можно все, можно отпустить тормоза и отдаться потоку "священного" гнева. На этом основаны  99% процентов успеха "профессиональных психопатов" а-ля Жириновский  - они делаю и говорят то, что слушатели хотели бы, но не смеют.  Истерика привлекательна, она соблазняет возможностью сбросить все пошлые ограничения самоконтроля и приличий, она дает возможность Тени вырваться наконец на свободу и заговорить в полный голос. И Тень оказывается тем более могучей и безжалостной, чем дольше она просидела за фасадами лицемерия, "защиты прав униженных" , "восстановления справедливости", "великого служения" и прочего в таком духе.
Если эта истерика еще и постоянно получает позитивное подкрепление (заверещи погромче и помассовей - и все будет так, как ты велишь), стоит ли удивляться, что этот паттерн только разрастается, становится все более выраженным. Обида так легко и естественно переходит в насилие, ах, этот славный треугольник Карпмана, как стремителен бег по нему!

Истерики как инфантильный способ заявлять о своих интересах могут быть свойственны и отдельному человеку, и группам людей, особенно объединенных идеей "нас все обидели и нам все должны".
За таким восприятием себя и мира обычно стоят реальные травматические события, реальная боль, реальная несправедливость. Сами по себе чувства могут быть действительно сильными и неприятными, это может вызывать сочувствие, можно - и нужно - обсуждать, как помочь тем, кто чувствует себя обиженными, как выразить им поддержку, как исправить несправедливость. Особенно хорошо это получится, если пострадавший перестанет блажить и упиваться собственной обидой, а внятно сформулирует свои интересы и будет готов к переговорам с другими людьми, у которых тоже есть интересы.
Мы можем сочувствовать, например, человеку с посттравматичнеским синдромом, который он получил в горячей точке, но это не дает ему права запугивать и терроризировать свою семью или соседей. Мы можем признавать несправедливость и дискриминацию по отношению к какой-то общности, в прошлом или настоящем, но это не дает самой общности права на буллинг, на травлю любого, кто усомнится в ее священной правоте или в догматах ее верований, и уж тем более на применение силы.

Нельзя давать обиженному индульгенцию делать все, что угодно, раз он обижен. Нельзя превращать обиженность в валюту, которую можно легко обратить в пряники для себя и в кнут для окружающих. Хотя бы потому, что тогда будет слишком много заинтересованных в том, чтобы поток обид не иссякал никогда.
Если  государство и общество начинают подыгрывать истерикам, если чьи-то оскорбленные чувства  начинают конвертироваться в запреты на реализацию основных прав и свобод, в запрет на профессию, в уголовные преследования - жди беды.
Потому что предельный способ прекратить оскорбления и спасти наконец невинных жертв - это убить обидчика. А чего вы хотели?


  • 1
Несколько вещей:
- если существует психологическое насилие (а оно существует), то т.с. "вербальная травматизация" - оскорбленность, униженность(чувство) и т.п. - феноменологический факт, просто здравый смысл. Так что сажать ли за отрицание Холокоста или нет - вопрос дискуссионный. (см. блог Мирского на Эхе)
- некоторый религии, Ислам в их числе имхо, предполагают некую истеричность культа. Без истовости в соблюдении норм они не работают. Кроме того в поп-Исламе норма: мы в кольце врагов, неверных. что все это подогревает.
Вы предлагаете "не расчесывать", как говорит о.Кураев, а рационально, технично, работать с вполне иррациональным феноменом. Фактически массовым психозом, замешанном на культуре. На мой взгляд, наивно. Роджерс пробовал в свое время и что?
- в клинике неврозов обиженность - всегда валюта (тот же Берн). и Будет ею всегда, иначе все терапевты перемрут. То, что сейчас невротизировано общество и государство... Чтож это беда, но пси-технологии здесь не работают (в смысле коррекции). Нужно что-то более массовое и лидерское.

Ничто так не полезно истерикам, как внятные правила и границы. И психология тут вообще ни к чему.Нужен просто нормальный правовой подход. Говори что хочешь, рисуй что хочешь, если кто-то обиделся - может подать личный иск в суд - с требованием возместить моральный ущерб. Суд рассмотрит. И никаких 282 статей.

О психологическом насилии можно говорить в одном случае: если жертва находится в состоянии зависимости, то есть не может ни спорить, ни прервать контакт. Например, ученик в классе. Считать эмоциональным насилием картинки в журнале, который никто не заставляет читать, считать оскорблением само существование этих картинок в природе - абсурд.
И нет, сажать ли за мнение - любое - вопрос не дискуссионный. Потому если начать, остановиться уже не получится.


И он имеет право его высказать. А затыкать кому-то рот - нет, не имеет.
Пример про то, что нельзя было бы напечатать про отсутствие рабства в США, потому что "студенты с ним незнамо что сделают" - как раз иллюстрация того, о чем я пишу. Это и есть потакание истерике оскорбленных.

А он и не пытается, если заметили. Это не потакание истерике имхо.
Мы по разную сторону баррикад в одном аспекте: я и Мирский считаем, что "за базар" можно и схлопотать при определенных обстоятельствах. Вы - ни при каких. Только цивилизованное выяснение отношений и в крайнем случае суд. Это цивилизованно, но не практично и не соответсвует практике и имеющимся у большинства установкам.

То, что можно схлопотать - это просто факт, такова реальная жизнь. Проблемы начинаются, когда этот факт заставляет людей менять основополагающие принципы своей цивилизации. Можно сдерживаться и учитывать чувства других людей, это очень даже хорошо и похвально. Но только если это делается из эмпатии и уважения, а не из страха перед их "оскорбленными чувствами".

Хорошо то государство, где "за базар" можно отлично схлопотать в суде и по закону. Или за клевету, за оскорбление или за расизм, или за отрицание Холокоста, или за использование фашистсткой символики, всего, что запрещено по закону. Все, что не запрещено - разрешено.

(Удалённый комментарий)

Re: Феминистки совсем офигели чтоль?

а с мировым злом обязательно в бронелифчике бороться надо? обычный камуфляж уже не работает?

Re: Феминистки совсем офигели чтоль?

так это ж ЖЕНЩЩИНЫ, они ИНЫЕ, они умеют вынашивать и кормить детей, они создают ДОМ и СЕМЬЮ, они, если надо и защищаться умеют. В лифчике и с кастрюлей напалма.
А феминистки видимо нет. Кишка тонка.

Re: Феминистки совсем офигели чтоль?

Да вы шо, феминисток и так боятся - они же такие страшные, затравили вон всех. Страшно подумать, что будет, если феминистку с пистолетом кто увидит.

Феминистки от природы тупые и слепые?

Вы ваще ту картинку рассматривали?
Там крутейшая баба в коже с пистолетом борется против мирового зла!
Вы ваще идиотки чтоль?

ЭТО ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ?

Вам картинку подогнать в подробностях или сами найдёте?

Re: Феминистки от природы тупые и слепые?

Людмила, а вот представьте теперь, когда никакой модерации нет, и подобного рода комментаторы набигают пачками. Всё ещё кажется странным, почему феминистки такие ожесточённо защищающиеся?

Людмила, а вот представьте теперь, когда никакой модерации нет, и подобного рода феминистки набИгают пачками. Всё ещё кажется странным, почему мущинки такие ожесточённо защищающиеся?

Понимаю ваше желание представить ситуацию как зеркальную, только вот я никого "тупыми" или "идиотами" не называла.

  • 1