Петрановская Людмила (ludmilapsyholog) wrote,
Петрановская Людмила
ludmilapsyholog

Category:

За поэзию поговорим?

В дружеском ЖЖ основные мысли из лекции Быкова о Бродском. Я не знаю, как напрямую из ФБ дать ссылку.

Вот соглашусь прям насчет
"отсутствующего метафизического усилия". Всегда что-то такое и чувствовалось, но додумать не получалось. Нет там верхнего уровня, все копошение внутри себя какое-то, хотя и с арабесками очень впечатляющими. Все время хочется сказать: ловко задвинул! умеет! как он это ухватил!
ИМХО, это немного не то, что должно бы хотеться сказать при чтении поэзии:)

Стих про Украину, в последний год многократно вспоминавшийся, прежде всего тупой. В чисто житесйком даже смысле. Какие такие строчки из Пушкина будет кто-то там хрипеть при смерти, что за бред? Даже сам Пушкин хрипел про морошку, а не про строчки какие-то. Терпеть не могу такую литературщину пафосную.

(Ну, а  чисто прагматически:  бааальшую свинью подложил он постсоветской интеллигенции своим утверждением, что вор милее кровопийцы.   Повторяли ж как мантру. Доповторялись. Потому что диалектику учили не  по Гегелю, а по Бродскому.
)

А вы что думаете?

Оригинал взят у leokondrat в Повесил в Фэйсбуке Дмитрий Быков
"Парадокс: поэт, которого сначала посадил, а потом выпихнул Советский Союз, поэт, чьих родителей советская власть не выпустила повстречаться с сыном, поэт, которого лишение родины и связанные с этим стрессы добили преждевременно, оказался ужасно востребованным не в советском, а в русском мире… И в этом есть своя высокая правота и своя высокая логика.
— Бродский – это поэт силы. Бродский, который говорит о своем изгойстве, своем изгнанничестве, утверждает это изгойство и изгнанничество с помощью риторики силы, риторики невероятного напора, если угодно – нахрапа. Скажу больше – это риторика присоединения к большинству.
— Немудрено, что именно Бродский написал стихотворение на независимость Украины. Одно из худших стихотворений на русском языке, которое появилось в 90-е годы. Дело тут, конечно, не в том, что это убедительно или неубедительно, нравственно или безнравственно… А прежде всего в том, что грубость этого стихотворения неорганична, а риторика его вымучена".


(тексты Бродского для меня что-то вроде Быковского "Артека", вырос я там, прим. ред.)

— Парадокс Бродского в том, что человек, который так отчаянно артикулировал муку одинокого существа, оказался выразителем идей большинства. И Бродскому нравится быть поэтом большинства, осознавать себя частью народа… Он все время говорит, с какой гордостью в ссылке он ощущал себя одним из миллионов, идущих утром на работу, вместо того, чтобы, как большая часть интеллигенции, посапывать в постели.
— Бродский сейчас канонизирован потому, что в его стихах и его мировоззрении количественный критерий всегда преобладает над качественным.
— Бродский замечательный выразитель довольно гнусных чувств – зависти, ненависти, мстительности, принадлежности к какой-то большой корпорации, к народу… А с чувствами благородными у него не очень хорошо.
— Очень редко, очень немного у него стихов, в которых встречаются эмоции высшего порядка: сентиментальность, нежность, умиление, упоение, пусть даже собственными литературными возможностями.
— Мы потому его и любим, что он не требует от нас сверхусилия. Мы легко и охотно воспринимаем героя Бродского как своего. Нам это нравится, потому что жижица пельменная, о которой он пишет – это наш повседневный быт, злоба и зависть – это наша повседневность. Патриотический дискурс тоже любит в нас худшее – например, внезапные проявления агрессии и вседозволенность.
— Бродский – это поэт отсутствующего метафизического усилия. Поэт, который ни в кого не превратился. Который колоссально усовершенствовался формально, на протяжении своей работы, но очень редко разгоняет свою поэтическую мысль до таких скоростей, которые позволяют выйти на новый уровень. Это поэт без скачка. На протяжении своей творческой жизни он изменился очень мало.
— Бродский – поэт чрезвычайно мрачного мировоззрения. Но вместе с тем, Бродский – это поэт соблазна. Это поэт тех слов, выражений, интонаций, которые заведомо привлекут наибольшее восхищение, причем наибольшее восхищение наиболее противных людей.
— Бродский - это поэт без основополагающего принципа. Вернее, основополагающий принцип тут только один. Кто-то скажет, что это сохранение достоинства, а я скажу, что это сохранение наибольшей риторической привлекательности. Он умеет так сказать и так сформулировать, чтобы обывателю было за что уважать себя. Потому что самые примитивные, самые низке инстинкты, самые гадкие желания и самые мерзкие намерения сформулированы с наибольшей риторической привлекательностью. А это как раз и есть основа патриотического дискурса. Потому что патриотический дискурс – это умение извлекать наслаждение из гнусностей, умение быть последним, а чувствовать себя первым.
Лекцию Дмитрия Быкова
«Бродский как поэт русского мира»
можно посмотреть тут:
http://www.pryamaya.ru/dmitriy_bykov_brodskiy_kak_poet_russkogo_mira
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →