?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Про горе и белое пальто
ludmilapsyholog
Статья про то, как ммы реагируем на трагедии. Не уверена, что сама избежала того же, о чем пишу. Но как-то же надо.
http://spektr.press/traur-v-belom-palto

  • 1
Люд, я не поспорить ради, а понять. Вот меня, например, тошнит от традиционных ритуалов горевания. Точнее, традиционных у нас. Мне по духу ближе индийские традиции, не знаю, почему. И в случае потери близкого меня спасает именно необходимость реальной активной жизни. Иначе я уже сама причинила бы кому-то горе и получила бы что-то типа инфаркта.
Вот что со мной не так? То, что мне хочется поубивать плакальщиц- это что? Это просто мое желание проживать горе по-другому или онемение чувств?

Я не знаю. А у нас есть ритуалы? От каких именно тошнит, в какой момент?
Индийские традиции - тоже ритуалы. Там просто иначе задается кокон безопасности, не вполне для нас представимо. У нас, помнится, вся страна с удовольствием распевала песню про "Ты погляди без отчаянья". а она, между прочим, написана от имени трупа, плывущего по Гангу:)

Ну я как бы не совсем готова на всю страну о личном. Но вот на кладбище я не хожу. То ли в детстве находилась по полной программе, то ли что-то другое. Мои умершие близкие со мной, в фотографиях, воспоминаниях и т.п. Светло и тихо. А все эти дни поминовения- они тоже не про меня. Мало того, они мне мешают, потому что общество как бы осуждает мое отношение- надо! Кому надо, зачем надо?

Ну как же без ритуалов? В церкви и в народной традиции все очень регламентировано. Что когда читать, что завешивать, кого звать и на какой день, и чем кормить собравшихся. Но конечно это для осиротевшей семьи, как горевать "обществом" традиций не сложилось.
Советские традиции горевания кажутся какими-то бессмысленными...

Да, пожалуй, только в церкви. Но у нас воцерковлены считанные проценты.

Советские - это вообще жесть. Сразу переходят к угрозам врагу и клятвам тоже помереть.

Угрозы врагам я не застала.
Это скорее традиция тридцатых. Отряд не заметил потери бойца, пускай ты умер, привет мальчишу и т.д.
А ещё деньги собирают. Мятые сторублевки в конвертик. И ведут список сдавших...

"Советские - это вообще жесть. Сразу переходят к угрозам врагу и клятвам тоже помереть."

Вы советские традиции не умеете готовить. У Вас злой взгляд (не во всех случаях, надо заметить), Людмила, полемический задор в текстах хорошо иной раз ключом по голове бьёт. Ладно бы - веником. Нет, нужно гаечным ключом вооружиться. А когда на "ихнее", да на несоветское взгляд переводите - заметно добреете. Честное пионерское.
И выглядите Вы... не по-нашему.

Как бы да. На людоедские практики доброты не хватает.

А если, ухаживая за капустой в огороде, не ругаться на сорняки? Капуста может быть как бы не в курсе, она от этого чахнет, а сорнякам, вот, поверите? - пофиг. Или уж оставить капусту на какое-то время в покое, вооружиться, желательно не гаечным ключом, и уж за сорняки тогда браться.
Я иной раз в непонятках, то ли воодушевиться Вашей статьёй, и пойти что-то делать, то ли пойти убиться веником. Вот такая вот капуста.

А чего людоедского-то было по сравнению с сегодняшним днем? Я имею в виду именно похороны и т.п.
У бабушки после смерти мамы ноги отнялись- ей на работе (мединститут) сначала больничный, а потом долговременный отпуск дали. Там, конечно, не совсем стандартная ситуация была- все-таки боеголовка в гражданский самолет в мирное время... но вот интересно даже- сейчас дали бы вот так?

Еще подумала. Может быть, в твоем случае просто на тебе много всего лежит. И всегда есть кто-то, кому еще хуже. Поэтому тебе приходится свои чувства отодвигать и поддерживать других. А потом плечи, шея и давление.

Так в любом случае есть кто-то, кто берет на себя главные дела в случае травмы. Я просто таким образом, наверное, защищаюсь. Но мне реально пофиг на вякую фигню- какой памятник, какая оградка, все эти родительские дни... Я осознаю, что для кого-то это важно, но для меня-нет.

Так может быть живой ритуал, а может быть шкурка от ритуала.

А что такое живой ритуал? Я, наверное, полная идиотка, но я честно не вижу, что в таких ритуалах может быть живым.

То, что помогает - то и живое. Не в форме же дело.
Могу из своего опыта рассказать: когда мама моя умерла, я хотела все проще, потому что тоже не понимаю этого всего, кремация то есть. Но сестра двоюродная, она верующая иудейка, для нее это был ужас, она просто очень просила не кремировать. Лично мне трудно поверить, что если Создатель может возродить из костей, он не может из пепла, да и мама была неверующей, но это не был подходящий момент для богословских споров. Она рыдала в трубку, она была любимой маминой племянницей, я знала, что мама бы все сделала, чтобы она так не плакала, а мне было не принципиально. И я согласилась. Все отыграли назад, со скандалом разорвали контракт с мерзейшим скользким типом-агентом, приехал очень тактичный и заботливый, "еврейский". Ехали 3 часа по пробкам на другой конец Москвы до еврейского кладбища, денег у нас не было для места (после ракового больного у кого есть деньги?) - нам помогли от общины, к которой мы не имели ни малейшего отношения.

В результате вместо ужасного конвейера, 15-минутной пошлой казенщины, было очень душевное прощание с раввином, который ни на чем не настаивал, все делал неспешно и очень тепло, никакого конвейера. Теперь мы ходим - нечасто и не в какие-то особые дни, а в ее день рождения или просто как сможем, на старое кладбище в огромных деревьях, в ее любимой сирени, там все лето соловьи поют. Мы там посадили сирень и розы, написали на камне, что любим, и нам правда хорошо там бывать иногда.

А в следующую после похорон пятницу приехали какие-то совсем незнакомые люди с целой машиной еды для шаббата, потому что по традиции отмечать надо, а готовить нельзя. Мы к традиции имеем ну очень слабое отношение, но как же было тепло от этого. Впервые удалось поесть, до этого не глоталось ничего.
Вот это живая традиция - люди наготовили совсем незнакомой семье, повезли на другой конец города, чтобы позаботиться.


Edited at 2015-11-07 15:48 (UTC)

  • 1