?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Про "общинность"
ludmilapsyholog
"Мы не до конца осознаем, насколько постсоветский человек вышел в мир не просто с отсутствующими, а с отрицательными социальными умениями. Советская власть очень последовательно занималась социальной атомизацией. Уничтожались любые автономные от государства структуры: сельские и религиозные общины, расширенная (ненуклеарная) семья (ее убила в том числе жилищная политика советской власти, основанная на невозможности построить себе дом и принудительной тесноте), путем насильственной мобильности разрушались любые соседские, местные, территориальные связи. Человек должен был оставаться одиноким перед лицом государственного аппарата. Как принято при тоталитаризме, произносились речи ровно противоположные: о коллективизме, совместной деятельности – но любая такая неподконтрольная деятельность была запрещена, даже максимально лоялистская. Организовать кружок по самостоятельному изучению Маркса и Ленина было все равно, что организовать террористическую ячейку."

Из интервью Екатерины Шульман про гражданскую активность,
полностью здесь https://ok.ru/lichnyvzgl/topic/66043423664957

Всегда поражали товарищи "западных" убеждений, которые повторяли тезисы советской пропаганды про коллективизм и общинность, не включая головы. И по сей день видят причину наших бед в "общинности".
Да в любом квартале европейского  городка общинности больше, чем во всем СССР было. У них вокруг каждого повода, каждой темы немедленно образуются всяческие союзы и объединения, люди с таким-то диагнозом, люди, с которыми случилось то-то, люди, которые участвовали в том-то. Не говоря уже про реальные профсоюзы, живые религиозные общины и землячества, кондоминимумы жильцов, ассоциации выпускников всего и вся, фанатов того и этого.
Наши "понаехавшие", кстати, бывают в шоке, когда выясняется, что местная община может им запретить перекрасить забор или посадить кусты на их собственном участке. Или что они должны просить разрешения у общины купить квартиру в этом кондоминимуме. И не могут сдать в аренду собственную квартиру, если им кондиминимум не разрешит.  А эти странные местные объясняют громко и медленно с широкой улыбкой, что "мы тут живем все вместе, не каждый сам по себе, и у нас общие правила, собрания проходят, мы там решаем".  Нашему человеку сразу хочется либо сбежать, либо послать.

Хотя что-то начало меняться.
В последний год я много общалась с молодыми семьями россиян, переехавших в Европу (они мои читатели).
Так вот, что я заметила.
Раньше наши активные эмигранты старались держаться подальше друг от друга, а в "русские культурные центры" приходили только в силу крайней необходимости (впрочем, частенько это и правда довольно тоскливые места с матрешками-балалайкамми и под крылом  ГРУ).  А неактивные (обычно пожилые) сидели на пособиях в замкнутых брайтон-бичах и даже языка не учили.
Теперь молодые, активные, успешные и знающие язык выходцы из России все больше тусят между собой. Встречаются, общаются, создают неформальные клубы для себя и своих детей. У них уже нет этого в подкорку записанного "больше трех не собираться".

  • 1
При мысли о такой жизни хочется удавится. А мы-то дураки мечтали о западной свободе...

Они не считают это ограничением свободы. Ведь это их общие решения.

Кому интересна, особенно, в наше время, общинность (общественная ипостась человека, личность) сама по себе, не опирающаяся на развитую индивидуальность (совокупность способностей), субъектность и волю каждого представителя общины?

Edited at 2017-03-23 17:20 (UTC)

> общественная ипостась человека

Это теперь так называют сферических коней в вакууме?

И кому теперь интересна даже и относительно развитая индивидуальность, коль скоро она лишена такого средства развития как личность?

О, да, я тоже в какой-то момент пришла к такому выводу! Какая там общинность! Тааак трудно сорганизовать народ хоть на какое-то общее дело, всем нужное и выгодное, двор там обустроить или детей из детсада в библиотеку водить. Да в итоге плюнешь и сам сделаешь, что можешь, но один-то всегда немного можешь.

Наша городская среда, конечно, очень влияет. Когда люди живут, в основном, в многоэтажных муравейниках, крайне сложно воспринимать их целиком, как "свой дом" со "своими" людьми. Да там в одном подъезде народу больше, чем на улице европейского пригорода. А умные люди пишут, что "люди не могут сблизиться более чем со 150 представителями своего вида и с удовольствием посплетничать о них. Даже сегодня критический порог для организационной деятельности человека ограничен примерно этим магическим числом."

Говорят, эти полторы сотни связей устаканились в подкорке с первобытных времён, когда примерно такой и была средняя численность рода или племени.

Очередные захватывающие сказки про Запад.

Во время массового переезда по национальному признаку просто был большой процент "на пособиях в замкнутых брайтон-бичах и даже языка не учили". В то же время, у специалистов всегда были свои тусовки. Были кружки для детей, посиделки для взрослых и прочее. У местных другие привычки структурировать время, и с ними не интересно. Просто на фоне брайтон-бичей это было не заметно.

Сейчас едут в основном специалисты с деньгами и на фоне "выпавших на дно" их хорошо заметно.

Запрещает красить забор не община, а законы, уставы и коллективные договора. Собрание или правление просто эти права реализует. И запреты можно оспорить через суд.

А российская община - это просто ячейка ксенофобии. И выражается эта концепция классической фразой "Ты с какого раёна?"

Название, может, и одинаковое, а смысл принципиально разный.

Причём, в большинстве случаев на Западе человек свободен или "активно участвовать", или даже не знать соседей по именам. Пока он никому не мешает, окружающим пофиг. А тому, кто будет вылезать из российской общины, соседи сожгут овин.

Путаница в терминологии, видимо )))
Одно сообщество собирается вместе, чтобы сообща что-то сделать, какую-то проблему решить.
Другое, как в том анекдоте про групповой секс - отфилонить проще.

Но мне заметнее другое - западное общество по сравнению с российским устроено горизонтально, Точнее - российское общество по сравнению с западным устроено наглядно привычно-вертикально...

И оно так не само сложилось. Над этим долго и упорно работали сверху.

У нас кондоминиумов нет, многоэтажных домов мало, так что в "одноэтажной Англии" никаких особенных запретов нет. Но есть тьма-тьмущая разных сообществ и гордость своим "community spirit", духом сообщности, что ли, хотя английский термин включает много больше: и украшение улиц и рассаживание цветов, участие в соревновании на самый красивый населенный пункт, уборку мусора, бесконечные сборы пожертвований для местных благотворительных обществ. Так как у нас море, то главная чарити - "Спасение на водах", к примеру. Помощь соседям, больным и старым. Просто улыбки и приветствия незнакомым на улице. Собирают одиноких стариков по пятницам - привозят на обед в комьюнити центр - деревенский типа клуб. В общем, можно написать три страницы. А ругани между соседями мне слышать ни разу не доводилось за 13 лет жизни тут. А Екатерину я с недавних пор читаю и слушаю видео каждый день, она волшебная, даже голос и интонация завораживает и успокаивает. Я бы ее в президенты России выдвинула с ходу.

А напишите три страницы. Интересно.

Соглашусь с тем, что сообществ в европейских странах много. Но вот конкретно русских "кружков по интересам" я ни разу не встречала (живу в Испании 5 лет).


А где в Испании? Кстати да, я про Испанию тоже пока не слышала.

Весь советский/постсоветский быт (по крайней мере, на уровне общественных пространств) устроен так и пребывает в таком состоянии, что даже благополучный и "пустивший корни" человек на подсознательном уровне, вероятно, ощущает себя не то изгнанником, не то незваным гостем.

И во многом это следствие принятой архитектурной (точнее, градостроительной) концепции. В таком вот дворике хочешь-не хочешь, а научишься жить сообществом: http://anna-bpguide.livejournal.com/551277.html

Оказавшись по работе в Германии, я был шокирован тем, что у немцев есть "праздник улицы", "праздник квартала", праздник города, праздник фирмы. На праздник улицы или квартала люди сами выносят столы, лавки, сами организуют угощение, еду. Каким-то образом скидываются. Без всякого управления сверху. И, кстати, никаких пьяных драк, конфликтов или разборок. Сидят пьяные, довольные, местный ансамбль из самих же жителей народные песенки играет, все хором поют, танцуют. Идиллия.
Кстати, эта способность немцев к самоорганизации очень помогала им во время войны. Отец- фронтовик рассказывал, что несколько разрозненных немцев, из разных воинских частей и разных званий, собираясь вместе, мгновенно составляли полноценный боевой отряд, выбирали себе командира и беспрекословно ему подчинялись. В отличие от советских солдат, которые на любые попытки организоваться отвечали "А ты чё тут раскомандовался?".

Кстати, по поводу российской молодежи- она уже другая, и слава богу.
Я много бываю за границей в разных странах. И всегда, в любой толпе советского/российского человека видно сразу и безошибочно. Даже который давно живет за границей. По невидимому неуловимому "клейму", трудно объяснить. Но ты сразу видишь "нашего" человека.
У молодежи это "клеймо" уже исчезает.

Русские объединения в Германии только арабским родственники. Именно поэтому хоть капельку преуспевшего (хоть финансово, хоть в изучении языка) там, в этих объединениях не встретить, одни лишь маргиналы. ИГИЛ, конечно, тоже, клуб неформальный, только людоедский.

Устаревшая информация. Я общалась именно с очень молодыми и успешными русскими, которые встречаются и общаются на русском.

Что-то не замечала я этого... Всегда и везде я видела вокруг только стремление всех собрать в каике-то группы. Школа, секция, кружок - "вы же класс, вы же отряд, вы же команда". Выросли стали подростками - собираться по интересам стали сами - в 70-е были хиппи, в 90-е - толкиенисты. А разные клубы по интересам?
Сама жизнь. Я родилась в военном городке - та самая "атомизация перед лицом государства, от дома оторвать, на край света отправить". Я до сих пор помню, как всеми нашими тремя домами (больше на территории части не было просто) каждый раз помогали новым приехавшим ремонтировать кварру, как играли свадьбы прямо во дворе для всех. да-да, точно так же было у моих бабушки с дедушкой в деревне на Украине. И столы во дворах - такое видела не только у нас, но очень-очень много где. 80-90 годы на минуточку. Больше 3 не собираться?
Как только мои родители получили дачу, они тут же стали собираться тусовками с соседями. Когда мы переехали в новую квартиру. половину подъезда лично у знали через месяц. Что тут вбитое в подкорку советской властью?
теперь про понаехавших точнее - про поуехавших. Семь моего мужа переехала в Штаты в самом начале 90-х, еще Союз недораспался. Уехала, потому то поняла. что не хочет жить в стране. где до нее докапывается участковый - какого фига она на вечернем учится. а нигде не работает (это безотносительно общинности - симптом времени, чтобы не было иллюзий. что это уже были времена вольного разгуляя). Так ее сразу повели знакомит с русской диаспорой в том городе, куда она попала - вот здесь наши такие, а там такие. а эти тем помочь могут. а здесь вот так. Больше трех не собираться, вбитое в подкорку? Десять лет назад к ней уезжали мои свекры - все то е самое. С тех пор мы часто общаемся с многочисленными "русскими американцами" из их коружения - то они на посылку привозят (чтобы с почтой не связываться), то мы через ни что-то передаем. Когда детей нужно было отправить в гости к бабушке. ту же нашлись люди, готовы проводить - свои ведь люди, поможем.
Так что я как-то не очень понимаю, о чем автор пишет, и чего такого ранее не виданного, а недавно появившегося в ваших, Людмила, примерах. Может, конечно, окружавшие меся все мои 38 лет люди - это такое уникальное сообщество, именно вокруг меня кучковавшееся, а остальная страна жила совсем по-другому.
Кстати, тенденцию к отдалению и обособлению я скорее сейчас наблюдаю вокруг - и "никто никому ничего не должен", и "ребенок после обучения должен жить отдельно", и "это мое личное пространство, не приближайтесь ко мне", и все прочее. Это недавно появилось. раньше я такого не наблюдала в таких количествах.

Уехав, сложно попасть в среду местных сразу. А одиночество тяготит. Так что да, люди общаются и сходятся гораздо проще чем на родине. И фб еще способствует. И новая волна эммигрантов - русские в Германии совсем не такие страшные "совки", как я себе представляла

  • 1