Петрановская Людмила (ludmilapsyholog) wrote,
Петрановская Людмила
ludmilapsyholog

Categories:

Продолжая тему

Прошлое обсуждение закончилось на дальнем конце одной из веток вот таким обменом репликами:

[info]
tpp76
  А здесь я хотела сказать ровным счетом только одно: несмотря на то, что хорошо вижу и понимаю реальный вред, приносимый детям жизнью в детском доме, осознаю, что для кого-то из них другой жизи просто не будет, вот сейчас, в данный момент времени. И могу понять педагогов детского дома, работающих с этими детьми и испытывающих не самые светлые чувства от таких вот обсуждений.

[info]ludmilapsyholog   Вот именно об этом и речь. Вот мне Виктория Шмидт писала, что в Чехии лозунг "Плохая семья лучше хорошоего дд" привел к тому, что сотрудники дд оказались отрезаны от процесса, сами оказались в резервации, стали изгоями. А когда выяснилось, что все
-всех детей устроить не получается, и что есть возвраты и т. д., то оказалось, что детдомами все это время никто не занимался, и они стали еще хуже, чем были, и работать в них приличные люди уже не хотят.
И меня пугает, что сейчас все любят кричать про закрытие дд, но никто не озвучил никаких соображений, что делать с ценнейшими кадрами, которые "этих" детей знают, не боятся, умеют с ними и т. д. Потому что когда сливают и укрупняют, человек на работу в другой район ездить не станет. А решение о закрытиии принимается не по результатам работы и не по "духу коллектива", а тупо по количеству голов и еще чаще -- состоянию зданий.

[info]tpp76 
Вот, я именно это и имела в виду. У нас сейчас ровным счетом это и происходит. Я в детдомах бываю постоянно и вижу, как ухудшается атмосфера в учреждениях. И раньше там работал не самый высококвалифицированный персонал, а сейчас, когда поругать педагогов вообще чуть ли не признак хорошего тона, оттуда уходят и те, кто были. Большая часть педсостава - пенсионерки и студентки-заочницы, которые ждут диплома. Мне вот реально иногда приходилось испытывать стыд. Потому что как можно серьезно отвечать на вопросы типа: "А это правда, что у вас в детдомах дети все друг с другом спят, а воспитатели их закрывают в подвалах и есть не дают?" Причем ладно педагоги, в конце концов, они взрослые люди, выдержат. Но ведь это отношение к детдомам не может не распространяться и на их воспитанников. Ведь если ребенок вырос в таком ужасном месте, разве он может быть нормальным? Им вроде бы и сочувствуют, и в то же время это такое брезгливо-жалостное отношение, с которым наши ребята сталкиваются, начиная жить самостоятельно.
И меня это тоже пугает, потому что детские дома в ближайшие годы никуда не денутся, может еще долго никуда не денутся.

И мне показалось, что это важно, и что нужно это вытащить наверх и подумать про это еще раз.

В самом деле. Когда мы подробно и с яркими фактами показываем, как Система воздействует на детей, как она корежит их личность, мы, с одной строны, обесцениваем труд тех людей, которые с этими детьми работают в тех конкретных условиях, которые им предлагает жизнь. С другой -- и это еще серьезнее -- мы детей стигматизируем. Мы убедительно и ярко показываем, что нормальными они быть не могут по определению, поскольку ОТТУДА.

С другой стороны. Получается, что вообще критиковать Систему в целом и говорить о том, что ее нужно серьезно менять нельзя. Как в том анекдоте -- только вентиль, а то посадят.
А когда мы говорим о пытках в СИЗО или о бесчеловечных условиях в тюрьмах, мы стигматизируем заключенных? А когда мы говорим о бесправии женщины в родильном доме, мы стигматизируем ее?
Или мы просто констатируем тот простой факт, что так с людьми -- нельзя? Нельзя просто и все. И от того, что где-то есть хорошие акушерки и даже -- чего на свете не бывает -- порядочные милиционеры, не становится можно. И не становится нельзя говорить, что нельзя. Чтобы типа никого не обидеть.
Но как только речь заходит о детях, все как-то сразу иначе.
И сразу уже нельзя говорить, что нельзя, то есть можно, но только что вот так конкретно нельзя, как кое-где еще порой, но нельзя, что так вообще нельзя. А то  получаются дети плохие.  И ведь правда вроде получаются. А хочется чтобы не.  

Вчера ко мне приходила мамочка на консультацию, так у нее мальчик трех лет из ДР, хорошенький такой кудряшик. Ночью вскакивает и кричит: "не бей, не бей!". А когда она с ним поиграть решила, мол, она малыш, а он ее спать укладывает, то детка стала бить ее по морде и крыть матом отборным. Такой у ребенка ритуал выработался укладывания, в Системе этой самой. И сразу хочется бульдозером сравнять этот ДР с землей, и по хрену стигматизация и судьба персонала тоже. Потому что дело не в конкретной ночной няньке-садистке. А в том, что в Системе такое возможно, и легко, и никто не узнает, если вот как эта мамочка ребенка домой не возьмет и поиграть с ним не вздумает в укладывание.

Но против логики "лес рубят -- щепки летят", мол, надо Систему сломать любой ценой, а взорвать общественные стереотипы можно только жесткой, неоглядной критикой, у меня тоже все восстает внутри. Хотя, может, это и правда. И лучше уж стигматизация, чем обреченность на детство в Системе еще для нескольких поколений. 

 В общем, сложно все и запутано.  Скажите что-нибудь умное, а?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →