Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Про познавательную активность: ленивый родитель -- шанс ребенка на нобелевку
ludmilapsyholog

Я тут в процессе бурного обсуждения много кому чего понаобещала написать, хотя не очень понимаю, когда. Ну, постепенно как-то.

Про познавательную активность (по простому -- любознательность) спрашивали, как же ее, родимую, развивать, если в школе с этим так грустно. Здесь, с одной строны, вроде ничего не надо специально делать, с другой -- много чего надо.
Попробую объяснить.

Проводили такой эксперимент, как раз про познавательную активность. Маму с ребенком дошкольного возраста приглашали а кабинет, полный всяких развивающих игр и вообще интересных и малопонятных штуковин. Потом экспериментатор извинялся, говорил, что ему надо совсем не надолго отойти и предлагал чувствовать себя в кабинете "как дома", говорил, что можно  "посмотреть пока, что у нас тут есть". И уходил. Но недалеко, коварный, а за стеночку, где было особое зеркало, с одной строны как зеркало, с другой -- прозачное, его часто используют для опытов над людьми психологических экспериментов.
Через окошко-зеркало он наблюдал, чем заняты мама с ребенком. Основных типа поведения было четыре:
1. Мама грозно шикала на ребенка, чтобы "сидел смирно, ничего не трогал" и они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама одергивала.
2. Мама доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, на ребенка внимания не обращала. Он, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т. д.
3. Мама воодушевлено говорила ребенку: "Смотри, какие хорошие игры!" И начинала показывать ребенку и объяснять, как в них играть.
4. Мама, забыв нафиг про ребенка, с азартом хватала то одну игру, то другую и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал.

Потом психолог возвращался в комнату и проводил с помощью специальной методики тестирование уровня познавательной активности у ребенка. Отгадайте, у детей из какой группы оказались лучшие результаты?

 Самые высокие показатель были у деток самых любознательных мам, из 4 группы.
Затем шли дети мам-пофигисток из 2 группы. И гораздо худшие реультаты были у тех, кому все запрещали и у тех, кем руководили (честно говоря сейчас не вспомню, кто из них был большим аутсайдером, но разрыв между теми двумя и этими двумя группами был большой)

Мораль очевидна. Не надо никак особо эту самую познавательную активность развивать. Если ребенок живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное -- если самим родителям ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не тупят каждый вечер перед телевизором, то все само прекрасно разовьется. А еслиродители еще ирадуются проявлениям любознательности у ребенка и не отмахиваются от его вопросов, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они расказывают дома, то все вообще классно. Такая вот чудесная новость для ленивых, но любопытных родителей

Но есть и другое обстоятельство, о которомя уже писала -- познавательная активность не терпит сильного и длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не до новых знаний. Всем, наверное, приходилось наблюдать: вот ребенок на прогулке весь -- воплощенная познавательная активность. Он наблюдает за гусеницей, воробьем, кошкой. Но время от времени посматривает на маму на скамейке. И вдруг -- мама пропала! Отошла куда-то! Все, мгновенно познавательная активность сворачаивается, и пока мама не найдется и не успокоит, ребенку не до гусениц.
А теперь, представьте, что мамы нет ДОЛГО. Или СОВСЕМ. Что будет с любознательностью? Это хорошо знакомо приемным родителям, которым бывает очень трудно потом реабилитироватьв этом отношении детей, долго пробывших в казеном доме. Но и с домашними детьми такое случается, например, если в доме конфликты, родители скандально разводятся, кто-то в семье страдает алкоголизмом или просто обладает очень тяжелым, вспыльчивым характером, если ребенок постоянно боится осуждения, отвержения, или боится, что не оправдает ожиданий, родители будут разочарованы, расстроятся, заболеют и  т.д.
То есть, с другой стороны, очень много всего нужно, чтобы познавательная активность цвела. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в доме, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали  и чтоб не руководили все время.  Но чтоб при этом не в вате держали и были в жизни ребенка неожиданости, приключения и умеренные стрессы.
Как об этом подумаешь, так становится понятно, что в низком  уровне любознательности у большинства современных детей виновата совсем не только школа. 
И все это, конечно, требует большой работы, хотя и не в том смысле, в каком думают родители "посвятившие ребенку всю жизнь". Думать, чувствовать, хотеть, стараться понимать ребенка, а не жить его жизнь за него, осознанно строить отношения в семье, без агрессии и постоянной борьбы за власть, не опускаться, не останавливаться в развитии. 
Как-то так.  






Я сразу отгадал, какой из вариантов лучше :-) Правда, вопрос был простой. Личный пример мамы действует сильнее, чем любые слова. И это не удивительно.

Тут скорее второе место неожиданность.

Эх, а я переживаю, что, когда сажусь играть с ребенком, увлекаюсь и про него забываю ))) А оказывается я правильно все делаю )))

Ой, дети это любят! Главное, не начинать играть ЗА них.

Помню-помню этот эксперимент. И мое удивление, когда нам озвучивали результаты. Хорошо быть любопытной мамой...
Тут одна тонкость, получается, что детский сад - тоже подавляет познавательную актвность, просто в силу того, что стресс разлуки с мамой есть.

Стресс этот - лишь на период адаптации. Далее ребёнок прекрасно усвивает правила игры. И стремится быть познавательно активным, дабы вечером маму порадовать успехами.

А что вы скажете про детей, у которых родители совсем пофигисты? В смысле, что 99% свободного времени ребенок развлекает себя сам? Я не для поспорить, интересна просто ваша точка зрения.

Ну, жизнь не состоит же из одних развлечений. Если родители не помогают в трудную минуту, не утешают, не защищают, то это как раз ситуация постоянного стресса и ничего хорошего не будет.
Если не про развлечения, то детям очень важно участвовать в деятельностиродителей. Например, готовить с мамой или чинитьмашину с папой. Это развивает лучше всяких игр.
А еще возраст важен. Вспомните книжки Даррелла про его детство, или "Вино из одуванчиков", или "Тома Сойера" -- мальчишкам мама (тетя) была нужна, чтоб кормила и чтоб была. А так целый день -- не очень. Но это 9-10 лет, в 5-то все иначе.

Спасибо. Теперь буду объяснять, что это очень полезно, когда по вечерам папа не сидит с детьми, а работает :-)

Несколько вопросов:

Если ребёнок приносил игру и спрашивал о ней маму, то к какой группе это относилось?

Насчёт четвёртой группы. Насколько важна генетика, а насколько личный пример?

И почему считаются ограниченными (в смысле неортодоксальности взгляда) японцы, которым (по слухам) до шести лет абсолютно всё разрешают?

Генетически познавательная активность не передается, по крайней мере, на сегодняшний момент так считается. Все здоровые дети в нормальных условиях любопытны, и в любом это можно убить.
Японцы не то, Чтобы все разрешают, просто они (вполне разумно) не пытаются раньше времени прибегать к "дистанционному управлению" (это когда мама сидит на скамейке и орет через всю площадку своему двухлетке: "Не лезь туда, я сказала!"Он, ес-сно лезет, пока она наконец не встанет, не подбежит и не отлупит "за непослушание") Мама-японка не работает и полностью занимается детьми, она, как тень,неотступно следует за ребенком и сама мягко его не пустит куда не надо, обняв или переключив внимание. Но это не значит, что ее можно не послушаться, ни в коем разе. Не говоря уже об отце.
В Японии другая проблема -- очень жесткий прессинг социума. Там родителям крышу сносит, если пятилетку не взяли в престижный садик, а десятилетний не сдал крутые экзамены.

по первой части поста

Люда! Ты - мой самый любимый психолог на свете!!! :)
Как только я над чем-то очередным начинаю париться, как тут ты с книгой или с новым постом :)! Думаю, что ты даже не догадываешься сколько всего на свете ты мне уже "разрешила" :). Спасибо огромное за то, что мы знакомы!

Re: по первой части поста

Чего тебе еще разрешить? Обращайся!
:)

чудесная новость :) И правда!

Небольшой оффтоп: как же мне нравится читать Ваш журнал :-)

            Не угадал.
            Я-то думал, что первое место, с большим отрывом, получит вторая группа (независимые исследователи);  второе - первая группа (зависимые исследователи, вынужденные преодолевать препятствия: кто-то преодолеет, большинство смирится);  третье место - четвёртая группа (исследователи, с детства приученные вдохновляться чужим примером).  И лишь в самом конце -- бедная третья группа, чьё школьное мучение началось досрочно и чей врождённый интерес "стимулируют" (а по сути забивают) инструкциями начальства, надёжно отбивая охоту к самостоятельным исследованиям (подобно тому как детям в школе отбивают охоту к литературе, истории, географии, заставляя их читать из-под палки и зубрить по приказу.
            А вы уверены, что память не подвела вас, и места распределились именно так?


Нет, не подвела.
Мне кажется, Вы мысленно представляете себе подростка. Нормального такого, с предшествующим вполне счастливым детсвом, а сейчас в протестной стадии. А это дошкольники. Для них ролевая модельродителей -- безусловный авторитет. К сожалению, детки из второй группы, будучи очень любознательными в детстве, порой "гаснут" к взрослости и так же, какродители, сидит перед телеком или с журнальчиком. Ролевая модель -- сильная штука.

(Удалённый комментарий)
Ох, не говорите. Сегодня первое, что я услышала спросонок, был вопрос: "Мама, что такое инновация?" Хорошо, хоть ребенок жалостливый, правильно истолковал мой стон и отвял :)

согласна :) вот потому во многодетных семьях обычно очень любознательные дети. просто родителям некогда давить их своими вниманием и любовью. хотя, конечно, есть исключения

Вообще известно, что среди великих ученых много младших детей из многодетных семей. Обычно это объясняют нарастанием мутаций. А может, все дело в том, о чем Вы пишите.

ой,какие хорошие посты про произвольность и познавательную активность и важнющие, мне кажется,что в советское время сформировалось представление о том, что ребеночек должен быть удобным - а как такому представлению было не сформироваться,если до конца 70-х г.г. усройство в детский дом, на пятидневку было обычным делом - женщина должна была и рожать, и трудиться в поте лица, поэтому государство, с одной стороны, тянуло детей в учреждения, а,сдругой стороны,всеми доступными способами, от детского кино до детской психологии пропагандировало произвольность и волевую регуляцию. И дискурс удобного ребенка въелся в головы так,что его сейчаструдно ограничить. А такие посты - прям как анти-дот...

Да, дискурс еще тот. Тут еще такая повальная астения родителей. Иногда мне кажется, что основное чувство отечественого родителя -- усталость. Даже если один ребенок и стиральная машина-автомат, даже если три няни еще.

Да-да, результат эксперимента был предсказуем.

И как было бы хорошо расслабиться, что всё и так хорошо само собой. Но вот мне, к примеру, нафиг неинтересны "развивающие игры". Ну ни в каком виде. Скучно. Я бы в той комнате журнал открыла, потому что моё любопытство лежит не в той области, что у ребёнка. Однако же, и моим детям они, наверное, нужны... Игры, в смысле, да и много чего еще детского, что мне самой неинтересно.

У второй группы тоже все неплохо.
Я тоже не очень люблю играть с детьми. Это часто у пап лучше получается. У мужиков внутренний ребенок обычно сохраннее :)

Есть еще группа детей с познавательными интересами - это которых взрослые ограничивали: зачем тебе книжки? пойди лучше погуляй! что ты нашел интересного в этом жуке? еще рано учиться читать! и проч. Такие дети стремятся к знанию "назло" и "вопреки". Только вот самооценка страдает :(

Бывает такое, но тут еще большая сила нужна и неконформность. Это тоже своего рода дар, им наделены немногие. Остальные сдадутся.

Я среднее с одной стороны читаю журнал, с другой стороны лезу во все щели (по настроению), ребенок 3.5 развитой очень. Но, с детскими заведениями явно намечается проблема, это ограничения дитя и жалобы мне на то, что ребенок умный, но склонен лазить куда не надо. Кроме, того периодически дите там рыдает днями, "мама меня никогда не заберет" Вообщем не супер.

Конечно, "неудобный" для учреждения ребенок растет

?

Log in

No account? Create an account