?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Детки в клетке-5
ludmilapsyholog

Так вот, про что можно сделать. Конечно, ситуации очень разнообразны, это общие принципы и шаги. 

1. Назвать явление
Никаких "У моего сына (у Пети Смирнова) не ладится с одноклассниками". Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют -- это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.
Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов -- как раз готовность назвать травлю травлей. Идеально, если это сразу учитель. Если же он продолжает петь песню про "Ну, он такой" -- придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу. Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции - крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру "а что же вы со своим ребенком не поработали", но после вопроса "То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?" быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились.
Дальше тот взрослый, кто взял на себя общественность, для простоты будем называть его учителем, хотя это может быть школьный психолог, вожатый в лагере, тренер, завуч и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.
По многим комментам бывших "травильщиков" видно, насколько дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется "мы его дразним" или "мы так играем" или "мы его не любим". Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это -- недопустимо.
Бывает, небходимо описать ситуацию ст очки зрения жертвы. Мне, как ни странно, потребовалось делать это для педагогов. Иначе не получалось вытащить их из "подумаешь, дети всегда друг друга дразнят". Я им предложила представить себе: "Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору -- сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы начинаете контрольную -- и обнаруживаете, что заранее записанное на доске задание кто-то стер. Вы хотите заглянуть в свой ежедневник -- его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног настраницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: нужно уметь ладить с коллегами!" Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать?"
Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не "представляете, как ему плохо, как он несчастен?". Только : как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе.
Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.

2. Дать однозначную оценку.
  Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести применры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному. Есть еще  классная ролевая игра про кареглазых и голубоглазых, но ее должны проводить профессионалы. А мозги хорошо прочищает.
Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.

3. Обозначить травлю как проблему группы
Когда на людей наезжают, предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное -- оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. И они будут драться, как гладиаторы за свою роль "супер-пупер альф". То есть в ответ на называние травли насилием, вы услышите: "А чего он? А мы ничего.. А это не я." и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно "он", кто именно что и т. д. Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть - насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицро и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль недеструктивной "альфы", которая "отвечает за здоровье класса". И, чтоособено важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать.
С детьми постарше можно посмотреть и обсудить "Повелителя мух" или (лучше) "Чучело". С маленькими -- "Гадкого утенка".

4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор

Резулььат не будетпрочным, если дети просто погнутся под формальные требования учителя. Задача -- вывести их из "стайного" азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Можно предложить детям оценить, каков из вклад в болезнь класса под названием "травля". Допустим 1 балл -- это " я никогда в этом не участвую", 2 балла -- "я иногда это делаю, но потом жалею", 3 балла -- "травил, травлю и буду травить, это здорово". Пусть все одновременно покажут на пальцах -- сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, "троек" не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни вкоем случае нельзя пытаться уличить: нет,на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать:"Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить -- это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс". Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети.
Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Я описывала прием с "Гадким утенком" в книжке, перескажу здесь коротко. Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: "Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?".
Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей?
Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в травле, это тоже подходит.

5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт

До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.
Момент, когда прежняя, "плохая" групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.
Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: "У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся -- их разнимают.". Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного -- дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. "Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю немедленно". Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере для начала.
Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше -- чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется "заключение контракта", он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.

6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений
Это очень важно. В нашем случае это была главная ошибка: я поговорила с директором, та кого-то приструнила, вроде стало лучше и мы не стали дожимать, надеясь, что все постепенно выправится. А оно притихло, но тлело, как торфяное болото.
Очень важно чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать "счетчик травли", какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Да множество есть всяких фишек, тренеры и игротехники их знают. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про "хронику выздоровления", сделать "график температуры! и т. д.
Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом.

7. Гармонизировать иерархию
Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней. Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование -- арсенал богатый, гуляй-не хочу. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап  важнее.
Признак гармоничной групповой иерархии -- отсутствие жестко закрепленных ролей "альф", "бет" и "омег", гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той -- другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.
Ну, это уже из серии "совсем хорошо". Даже если так прям не получается, достаточно мирного, спокойного  сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.

Как-то так. Никакой тут нет Америки и непонятно, почему учителей чему-то такому не учат. Конечно, есть множество осложненных ситуаций, например, агрессивное поведение жертвы, или устойчивая виктимность, или поддержка травли родителями. Но это уже надо вникать и думать, как быть в данном случае. А общую стратегию я примерно описала.





Красиво..
А если и директор "не понимает"? РайОНО и дальше? И кто тогда будет контролировать климат в группе?

Обычно при словах "эмоциональное насилие" понимание прорезается. Потому что после каждого случая, не дай Господи, детского суицида их трясут очень сильно. Но, конечно, если все делается "из-под палки" эффективность сильно падает.

Людмила, таким вещам ведь нигде педагогов не учат. Я закончила пединститут, я даже упомянания слов таких как "травля" не помню.

плюсмного...
куча часов педагогики, психологии, антропологии...и ни слова по делу((

(Удалённый комментарий)
а что делать с устойчивой виктимностью (затяжной) и в подростковом возрасте? Я так хорошо про маленьких поняла и губу раскатала на полное просветление( Только психолог-профессинал или может друг-тренер=учитель-мама помочь?

Если прям виктимность, нужна терапия, конечно. Но значимый взрослый тоже может помочь, разговаривать, поддерживать. Лучше бы и то, и другое.

Большое спасибо! Я сама в школе подвергалась травле из-за роста) как бы нибыло смешно) теперь у меня подрастает дочь, тоже "нестандартная", очень боюсь повторения истории. Очень благодарна Вам за этот пост!

согласен только с началом.
дальше, с момента "Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть - насилием." - не верю. не верю, что сработает в реальной жизни.

подобная метафорная риторика, мне кажется слаба. дети не дураки, и чувствуют, когда им начинают сказки рассказывать. совершенно не понятно, почему вдруг зачинщики захотят быть в одной лодке с изгоем. и не подумают ли про себя, что именно он - и есть болезнь.



предложить ничего не могу.
буду рад, если ошибаюсь.
очень интересно узнать, сработает ли такая методика в живую.

Тут очень зависит от взрослого. Если он авторитетен и сам уверен в том, что говорит -- одно. Если начнет "сказки рассказывать" -- другое. А метафора вовсе не означает, что слушатели дураки. Я вот и для взрослых все время метафоры использую.

И снова спасибо! :-)

Не соглашусь только с одним пунктом - что никакой Америки тут нет. Для не-психологов, например, меня - еще какая Америка. Плюс не каждый способен вот так - уверенно поговорить с учителем-завучем-директором, с родителями травильщиков (тут спасибо за пункт 4, он прямо сформулировал мои подспудные мысли!) и с детьми. Да еще и не разово поговорить, а "вести" группу и дальше.

Но знать это, мне кажется, должен каждый родитель.
Распечатаю на будущее.

И для психологов Америка тоже. Про такое понятие, как травля, я узнала, только придя работать, нас такому не учили. Даром что саму в детстве травили. Спасибо огромное!!

Людмила, спасибо огромное! где вы были в мои 8 лет :)
Людмила, очень прошу, напишите, что делать взрослым, пережившим в детстве опыт травли. Куда девать это все "наследие"?

Да! Присоединяюсь к этому вопросу.

И спасибо, Людмила, за все пять постов!

Так получилось, что я поменяла много школ. И класс, в котором не просто не было никакой травли, но и практически все, очень разные, дружили между собой, помню только один. Но классный руководитель очень много времени проводила с классом. Мы постоянно готовились к каким-то командным или парным конкурсам, причем в каждом мероприятии у тебя был другой напарник. Да и она просто очень много говорила, объясняла, приводила примеры, и в походы ходили, и графики тоже строили, почти по вашей схеме. И всем было интересно и понятно.
Мне было 13, когда я ушла из этой школы. Примерно в то же время эта учительница переехала в другой город. И, как рассказывали одноклассники, у них началась жестокая травля аж нескольких человек, да и все просто перестали общаться друг с другом вне школы. Я полагала, что может быть, тому виной начавшийся подростковый возраст.
Спасибо за ваш текст. Думаю, он по-настоящему сможет помочь многим назвать вещи своими именами и расставить точки над и.

Наверно, учительница была одинокая, без семьи. Или ставка классного руководителя расширенная - без часов в других классах. Стебаюсь, конечно...
Сама в школе работала, так что знаю, о чем говорю.

Спасибо! очень вовремя пост, у меня как раз мальчика начинают в классе травить(((
И присоединяюсь к просьбе mckateri:
Людмила, очень прошу, напишите, что делать взрослым, пережившим в детстве опыт травли. Куда девать это все "наследие"?
Хотя бы в самых общих словах...

См. чуть выше. Словами, тем более общими, тут не очень поможешь. Надо "переиграть" тот опыт.

Спасибо, очень интересно!
Немножк непонятнен акцент на группу и на то, что есть в классе обязательно альфы с бетами.
В классе в котороя я сам учился с 1 по 9 класс не так то просто отличить кто-где просто потому, что многие дети реализовывали свои способности где-то в другом месте. Кто-то баскетболист, кто-то дзюдоист, есть мастер спорта по гимнастике. Баянист есть, шахматист и кто-то свободно владеет английским. Фотограф. В общем, все это вне школы, способности все дети, без исключения, реализовывают в других коллективах и группах. После школы бегут домой и не кучкуются.
Вот самые непопулярные дети, чей статус пониже - они на продленке, у них особо нет интересов вне школы... Но с группой не делися никто вроде ни шахматист ни гимнастка. И группа не спрашивала, да и не было той группы. Быыла самая красивая девочка в шестом классе, слывшая в мальчишеском кругу такой, но ее за это не слишком то другие девочки за альфу держали.

Да, такие бывают группы. Но в них и травли обычно нет.

Забавная получилась фраза насчет Америки, которой тут нет. Я поняла аллегорию, конечно, но это как раз то, что есть в американских школах, где учителя с самого начала очень пристально следят за тем, чтобы никто никого не обижал...

Так и я ж говорю: никакой Америки ТУТ нет :)

Спасибо!
Можете описать упражнение про кареглазых и голубоглазых? В нашем лагере есть тренеры,но я не уверена, что они знают это упражнение. возможно, было бы полезно!

Это не упражнение, а игра, довольно сложная, на несколько дней. По описанию просто не стоит пробовать, там довольно высокий риск травмировать детей.

А вот интересно... Я помню, у нас был в школе такой случай - травля одной девочки, которая, в общем-то ничем не выделялась из всех остальных сверстников, но попала вот под пресс одноклассников. Я была, кстати, среди них.
Слова про травлю нас не пугали абсолютно. У нас было несколько собраний, педагоги нам объясняли, родителям, родители провели с нами беседы, все такое.
Все было названо своими именами.
Класс это НИКАК не остановило. Причем никого в классе - начиная от тихих вежливых отличниц и заканчивая отпетыми хулиганами.
Кстати, пресловутое "Чучело" с нами тоже обсуждать пытались, но эта идея полностью провалилась по банальной причине - фильм не понравился. Не совесть там заела, или еще чего, а просто скучный это фильм. Ну, во всяком случае был для нас тогда. По правде сказать, мне и сейчас кажется, что Быков там сюжет за уши притянул, но это ладно. Для человека, у которого приемный сын пишет про "похороните меня под плинтусом" это нормально.

Кончилось тем, что девочку убрали из класса в соседнюю школу. У нее все было дальше хорошо. Вообще-то в классе у нас тоже, больше я таких случаев вообще не припомню. Из класса, естественно, вышли самые разные люди с самыми разными характерами. Можно, конечно, утверждать, что этот случай всех изменил и оставил свою "черную метку", но я бы не стала так делать с позиций человека, который большинство одноклассников знает. Не оставил.

Так это я все к чему?

Чем разводить все эти церемонии, не лучше просто убрать ребенка и не мучить? И класс не доходит до "высоких градусов" травли, и ребенок просто уходит в другое место, где его принимают. Зачем устраивать столько сложностей? Это же как раз "ранку ковырять", чтобы не забыли.

Я тоже согласна. Наверное, я просто не психолог, не знаю тонкостей, не знаю механизмов и методов. А просто: если увижу, что мой дочери плохо - заберу и уведу в другое место. Там, где ей будет хорошо. Это взрослые могут мирно сосуществовать с людьми, которые их не любят и травят. Да и то не всегда. А дети совсем не могут. Чем бороться с этой реальностью, не лучше ли найти другую - комфортную? Взрослый может поменять работу, не общаться с людьми, которые ему неприятны. Почему ребенку в этом отказано? Почему ему нужно все это преодолевать? Ради каких целей?

(Удалённый комментарий)
Люда, а что делать, если ребёнок сам спровоцировал травлю? Не бейте сразу, сейчас объясню.) Я вот 4 года сижу в одном кабинете с дамой, считающей, что она лучше всех, а не любят её потому, что «мне все завидуют!» Она мне после двухдневного знакомства рассказала, какие сволочи и вообще – звери её родители, и какие кикиморы все остальные. Дочка её сменила три школы, везде её обижали… но я не раз слышала, как она разговаривала с приятелями по телефону: нормально-нормально, и вдруг, среди полного благополучия – «ты мне надоел, пошёл нафиг!» Мама ребёнка одного не оставила, даже в Департамент науки и образования обратилась, сейчас к девчонке просто никто (!) не подходит. Но это же не выход.
Я вот на себе почувствовала, что такое травля, но этой девочке (ей 14) сочувствую чисто теоретически.

Почему не выход? Не подходят -- значит, не трогают. Травли нет. А любить ее никто не обязан. Хочет, чтобы любили -- пусть наведет резкость, что она делает не так. В 14 лет вполне уже можно.

спасибо, хорошая статья. нашла ссылку у друзей.
про учителей. в принципе их конечно учат. на собственном опыте знаю. но так же видела разные ситуации в школе. сама будучи воспитана на социалистический принципах "все равны", в которые я по детской наивности верила обсолутно, я всегда пресекала если видела что что-то такое происходит. благо мой обширный размер, я была на полторы головы выше всего класса мне это помогал делать.
но я зметила интересную вещь. учителя они таие же простые смертные как и мы с вами. и как результат у них такие же реакции как и у детей. тот факт, что они получили высшее образование совершенно не означает, что они от этого помумнели "по жизни". и проблема именно в том, что учителя часто бывают источником того самого пренебрежительного отнешения, которое рождает травлю.
так что ваше замечание по-поводу того, что нужно идти на верх до тех пор пока не найдет ся кто-то кто возьмет на себя ответственность, по-моему особенно ценно!

Да, и , к сожалению, нередко сами учителя и становятся провокаторами травли. Невольно, а иногда и осознанно. Но это уже совсем отдельная тема.