?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
(без темы)
ludmilapsyholog
Слава Богу, злорадства по поводу японцев в френдленте увидеть не довелось. А вот без "арабских зверей" не обошлось. Пришлось провести санацию. Фашистского дерьма в моей ленте не будет, без вариантов. Какая именно нация назначается "зверями", не имеет значения. Событие, которое используется как повод, чтобы дать выход своему внутреннему дерьму, оправданием и обоснованием не является. Даже если оно ужасно, чудовищно.


  • 1
Спасибо.

Я не в первый раз пытаюсь про это думать и писать: зверство приписывается национальности (а помните, что почти год назад про поляков писали, хотя они никого как раз не убивали, а сами погибли - но им, даже мертвым, припомнили, что это их Русь прибила сама, под Смоленском). А своего национального покаяния - нет.

Не говорится: да, наши дедушки и бабушки поклонялись идолу, да, они во имя этого античеловека отказывались от родных, они шли к нему на службу, они убивали людей. Не инопланетяне это делали, а наши родные бабушки и дедушки, родившие наших родителей. Это больно бьет по семьям, поэтому и в семьях, чтобы не травмировать детей, не говорится, что дедушка писал доносы или расстреливал: все равно его уже нет в живых, чего теперь-то. Или что дедушка взрывал церкви (кстати, один из братьев моей бабушки это делал). Или что дедушка сам подписывал указы на расстрел (кстати, муж бабушкиной сестры это делал - я знаю). Или что бабушка стучала (среди моих родных стукачей не было).

Конечно, об этом в семье не говорят. Есть страх, что тогда внуки отвернутся от таких плохих людей. Но это мнимый страх. Можно ужаснуться содеянному и стать другим человеком. Можно рассказать внуку, как это плохо - стучать, бояться - и потому подставлять другого, можно многое рассказать - именно на собственном примере.

Ну вот, скажем, какой-нибудь дедушка никогда не рассказывал, как сделал донос на однокурсника, чтобы отбить у него девушку, которая стала бабушкой. Однокурсник сгинул в тюрьме, а тут получилась крепкая советская семья, дедушка и бабушка сделали хорошую карьеру, дедушка даже стал советским профессором, их поселили в престижном доме, прикрепили к благам, и их дети ни в чем не нуждались. А что дедушка сделал тогда подлость - так никто из них и не узнал, главное, что они с бабушкой встретили друг друга. Так и отвечают: в институте вместе учились, там и познакомились.

А потом попадаются внукам воспоминания в журнале: мужчина, прошедший лагерь, пишет, как на него донес однокурсник. И пишет, какого именно вуза. По каким кругам ада его носило, как он сперва хотел мести этой бездари - ведь ясно же, что донос был сделан из зависти к научным успехам и к личным тоже! А потом узнал, что девушка вышла замуж за доносчика - и как отрезало. В ссылке встретил такую же ссыльную. Освободились, вышли, родили детей. Публикация посмертная, опубликовали наследники. Внуки доносчика - перестроечные детки - обсуждают при дедушке прочитанное. И у него делается почему-то приступ. А мама начинает кричать, чтобы больше при папе никогда такого не читали. Внуки начинают догадываться, что что-то там такое дед пережил, и поскольку дед-то хороший, им же не придет в голову отождествлять его с негативным персонажем. А дед все молчит, до инфаркта молчит! А мог бы сказать: дети мои, я скотина это я донес, это тайное стало явным, это ваша бабушка вертихвостка и предательница своей первой юношеской любви. Но вы сами видите, мы прожили жизнь как смогли, мы берегли вас и заботились о вас, как могли, чтобы вы выросли людьми. А вот были ли мы сами людьми - это большой вопрос. Простите нас, дети и внуки. И сами так никогда не делайте.

Это и есть национальное покаяние.

На такое покаяние очень много мужества надо. И много поддержки. А где взять? Проще винить чужих... Почти всюду так, к сожалению.

  • 1